Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
16:57, 29 ноября 2018

Украина глазами казахстанского журналиста


Корреспондент казахстанского портала «Эк-спорт» стала участницей международного мероприятия на Украине. О своем путешествии и впечатлениях Елена Ефимова рассказывает читателям портала.

ЧАСТЬ 1. Путешествие туда

Поездка в облюбованный киношниками и туристами Львов… Как ни странно, некогда он был городом… нефтяников и купцов на одном из ответвлений Великого шелкового пути. Сейчас к нему потянулись туристы. Центр Западной Украины веселит, шокирует, привлекает старинной архитектурой и потрясающей кухней…

Неоднозначные впечатления по пути следования ко всей этой радости оставили воздушные гавани стран, через которые пришлось добираться автору этих строк. С них и начнем делиться пережитым.

Путь в одну сторону занял около двух суток: на поезде из Тараза до Алматы, потом пятичасовой перелет до Минска, шестичасовое ожидание самолета на Львов, еще час пути и вот, наконец, мы приземляемся в Западной Украине. Самолетами давненько не приходилось летать: во всех аэропортах пассажиров буквально просвечивают насквозь, не объясняя, насколько это опасно или безопасно. Как известно, при просвечивании рентгеновскими установками, человек получает определенную дозу облучения. При  обыске с помощью  терагерцевых сканеров, по мнению некоторых экспертов, можно не опасаться, хотя тут одних слов мало. Не исключено, что здоровью малышей беременных женщин, такие процедуры могут навредить. Никаких разъяснений в аэропортах  по этому поводу нет. И никто у женщин не спрашивает, беременны ли они, прежде чем подвергнуть их сканированию… Экипажи самолетов тоже постоянно проходят такие досмотры. К слову, во время высокотехнологичного «раздевания» на мониторах хорошо видны не только ножи, оружие, но и припрятанные от злоумышленников в нижнем белье или потайных карманах пассажиров деньги. Личная тайна становится достоянием публики.

Поскольку сотрудники аэропортов никак не объясняют, насколько безопасно сканирование и какие существуют ограничения для прохождения этой процедуры, можно сделать неутешительный вывод, что мы имеем дело с нарушением прав человека. Вообще, с досмотром багажа и людей с помощью сканеров мы уже сталкиваемся и на железнодорожных  вокзалах, и в метро, и на автотрассах при переходе  пограничных постов. Как все это влияет на здоровье, остается только догадываться. По-хорошему, во всех пунктах досмотра  не мешало бы на видном месте размещать приборы, которые отражают общий радиационный фон, и информацию о том, какую дозу облучения получает каждый человек, подвергнутый сканированию. Кроме того, должен быть выбор: если человек не хочет рисковать здоровьем, ему должны предлагать альтернативный способ досмотра. Кстати, тема безопасности сканирования в мире очень активно обсуждается. Права путешественников в данном вопросе никак не защищены. В Минске пассажиров по одному заводят в небольшой бокс, сотрудники аэропорта требуют широко расставить ноги и поднять руки вверх, как при настоящем обыске. Дальше аппарат сканирует человека. А потом пассажиров еще обыскивают металлоискателем и вручную. В интернете есть ролик, где доведенный до белого каления сотрудник российского аэропорта Пулково при досмотре в знак протеста разделся донага. Многие его поймут.

Если не считать дискомфорта, связанного с процедурой личного досмотра, в целом аэропорт Минска приятно впечатляет.  Он удивляет добротной продуманностью и функциональностью во всем. В зале, где пассажиры подолгу ждут вылета, стоит диспенсер с водой и одноразовыми стаканчиками. Воду можно пить бесплатно в неограниченных количествах.  Во многих аэропортах воду нужно покупать, как минимум, за двойную цену. За отдельную плату в минской воздушной гавани можно поспать в специальных боксах и даже позаниматься фитнесом.  Залы очень благоустроенные. Персонал отзывчивый. Туалеты, как и все вокруг, идеально чистые – а это показатель уровня обслуживания. Проход пассажиров в залы ожидания перед отлетом организован таким образом, что они долго движутся через все магазины беспошлинной торговли duty free — грамотный маркетинговый ход. Но здесь не всем можно совершать покупки.  Единый Таможенный кодекс Беларуси, России и Казахстана ограничивает покупки в duty free на рейсах между этими государствами. Наш народ это, естественно, не останавливает: желающие отовариться просто ищут пассажиров с другими паспортами и с их помощью покупают то, что нужно. В маленьких магазинах и вне зоны duty free очень добротные товары. Особенно хороши шедевриальные изделия из янтаря. Какие мастера живут в Беларуси!

Что касается обмена валюты, то в аэропорту Львова тенге не принимают, но и доллары иногда тоже! В момент прилета в обменном пункте отказались обменять американские деньги на украинские, попросили евро. Хотя на обратном пути оставшиеся гривны в этой же воздушной гавани на доллары обменяли. Странно. Аэропорт приятно удивил тем, что курс  доллара здесь к местной валюте оказался ниже, чем в центре Львова. Транспортное сообщение с городом налажено хорошее. До центра, можно сказать, рукой подать – километров шесть-семь, но таксисты гнут двойную цену за проезд. Так что в дневное время гораздо дешевле воспользоваться общественным транспортом, хотя в час пик в нем может быть тесновато.

Выезжая в Украину морально нужно быть готовым к тому, что электронную почту mail.ru  и yandex.ru власти заблокировали. Свою корреспонденцию за двое неполных суток, проведенных здесь,  посмотреть так и не удалось. Связь с внешним миром приходилось поддерживать через WhatsApp. Но в аэропортах Беларуси и Украины нам не удалось отправить сообщения родными в Казахстане с помощью телефонов и компьютеров через Интернет — проблемы с вай-фаем или политические соображения?

Знакомство с городом начинается с аэропорта и гостиницы. Про воздушную гавань читайте в прошлом выпуске «Клуба путешественников», а в этом мы расскажем о самом знаменитом отеле старого города, прогуляемся по мощеным улочкам старушки- Европы и расскажем об изобретательных львовянах.

Ночь в музее

Итак, мы разместились в отеле «Жорж». Он находится в историческом центре города на площади Мицкевича и сам, можно сказать, является действующим музеем. Здание было построено в 1901 году.

В 1898 году проект разработала венская архитектурная контора Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Она построила 48 театров в Европе, что нашло свой отпечаток в архитектонике и этого здания: вход в отеле помпезный —  по роскошной широкой лестнице, как в оперном театре.

Первое здание на месте гостиницы было возведено еще в 1793 году. В 1816 году оно перешло в собственность купца Георга Гофмана. С середины ХIX века отель стали называть «Жорж» по его имени. Вот чем объясняется появление на фронтоне современного отеля рельефа, где Святой Георгий убивает змея. Похоже, покровитель бывшего хозяина охраняет теперь покой постояльцев.

Когда гостиницу перестроили,  бренд остался. Новое здание было рассчитано на 93 номера. Каждый из них стоил от 6 до 24 золотых гульденов в сутки!

— Отель предлагал то, чего не было тогда в других гостиницах Львова – ванные.  Номер с ванной стоил в два  раза дороже номера без неё.  В комнатах была горячая и холодная вода, — рассказывает львовский экскурсовод Игорь Бутернога. —  Балкон отеля «Жорж» один из самых длинных в этой части города. На каждом углу фасада гостиницы в небольших нишах находятся аллегории Европы, Азии, Америки и Африки, символизирующие четыре стороны света. Статуя Америки в виде  диковатой индейской женщины с перьями  и с черепом горного козла. Африка ловит крокодилов. Азия — в виде скульптуры, которая исполняет танец живота с кинжалами. А Европа держит в руке бюст скульптора Леонарда Маркони —  автора скульптуры. Скромностью мастер не страдал, таким образом он оставил свой «автограф»  на фасаде. Во Львове говорят: “Скромность — это первый шаг к забвению».

О людях, которые проживали в отеле «Жорж», писали в журналах. Например, в 1904 году во Львов  на своём частном поезде приехал и поселился в гостинице шах Персии Мозафереддин. Тогда газеты писали, что он кушал на завтрак, на обед, на ужин. Большие группы людей ждали, когда он появится на балконе, чтобы на него поглазеть, — рассказывает Игорь.

Вообще, конечно, ходишь по отелю с трепетным чувством. Ведь в нем останавливались Оноре де Бальзак, Рихард Штраус, Ференц Лист,  Юрий Гагарин, Никита Хрущев и много других известных людей… В гостинице повсюду развешены очень старые фотографии, сделанные еще в сепии.

В номерах удивляют высоченные потолки, пожалуй,  около четырех метров, а еще необычно большие окна и двери, словно они рассчитаны на проживание людей циклопических размеров. В моем номере, как и у шаха Персии, тоже был выход на некогда статусный балкон. Вечером под ним на саксофоне играет музыкант. А на городской башне бьют старинные часы, которым, как, впрочем, и другим в городе, верить нельзя, потому что механизмы старые. Но эти звуки словно выманивают тебя из отеля прогуляться по булыжной мостовой старой Европы…

Экскурсия на «носовом платке»

Игорь Бутернога говорит, что во Львове экскурсии можно проводить не сходя с места, просто поворачиваясь вокруг своей оси — образно выражаясь, на носовом платке. Настолько здесь все пропитано историей.

Первое летописное упоминание о Львове было в 1256  году. Вероятным годом основания называют 1247-й. Но первые славянские поселения на этом месте были еще в V веке. Ансамбль исторического центра Львова в 1998  году внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО. Согласно одной из версий, Львовом город был назван князем Даниилой Галицким в честь его сына Льва. На протяжении всей своей истории Львов никогда не переименовывался.

Даниила здесь считают символом хорошего правителя. Он боролся с монголо-татарами. Объединил соседние княжества. В 2001 году ему даже памятник поставили в центре города, и в его честь назвали аэропорт. А вот сын его Лев был чем-то вроде паршивой овцы в стаде, его не очень любили и памятников ему не ставили. Говорят, в зрелом возрасте Лев грехи молодости замаливал в монастыре.  Как бы там ни было, но именно его имя оставило отпечаток в истории и архитектонике города — сейчас его украшают более четырех с половиной тысяч памятников, скульптур и барельефов львов.

 

Дело пахнет керосином

Интересно, что здесь, на землях Галиции, в конце XIX начале XX веков процветал нефтяной бизнес. В центре города появилось первое многоэтажное здание, где были офисы нефтяников.  Черное золото добывали в окрестностях Львова. В 1853 году львовскими фармацевтами Яном Зегом и Игнатием Лукасевичем была изобретена керосиновая лампа, которая в быту сильно потеснила свечи. Производство керосина привело к буму нефтедобывающей промышленности.

А керосиновой лампе на Армянской улице поставили памятник. Он стоит возле ресторана-музея «Гасова  лямпа», на скамейке сидит Ян Зег, его партнер расположился в окне третьего этажа.

Здесь очень любят фотографироваться туристы. В экспозиции музея собрано более 200 различных ламп, а также фотографии и репродукции с описанием всевозможных светильников.  Девиз ресторана «Иди на свет!». В нем, к слову, можно рискнуть попробовать горячительный напиток с неаппетитным названием «бензиновка».

Продолжение следует.

Фото автора.

Об авторе: Елена Ефимова


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика