Цифровые технологии сегодня спешат на помощь человечеству, помогая продолжать учебный процесс даже во время пандемии, когда в государствах, в том числе и в Казахстане, объявляется режим ЧП, а предприятия, организации и учебные заведения закрываются на карантин. Вузы страны перешли на дистанционное обучение. О том, как данный процесс реализуется в Таразском государственном университете имени М.Х.Дулати, — в интервью с директором офис-регистратора жамбылского вуза Натальей Чернявской.
— Расскажите о плюсах дистанционного обучения для всех участников образовательного процесса?
— Сегодня именно дистанционное обучение позволяет сотням тысяч студентов и школьников не прервать свои занятия, и при этом не подвергать себя и своих близких заражению опасной болезнью. Прежде всего, дистанционное обучение – это смена формата занятий, при котором возрастает роль самоорганизации личности. Больше нет непрерывного давления преподавателя, зато есть консультации и дедлайны. Правильная организация обучения, новый уровень заданий и техника их выполнения не только усиливают индивидуальный подход к каждому, но и содержат элементы соревновательности, позволяя раскрыть резервы обучающегося. При этом главным условием и главным интересом, безусловно, выступает резкое развитие цифровых навыков как студента, так и преподавателя – интернет, различные программы, гаджеты и их новое, оптимальное использование. Еще раз здесь хотелось бы подчеркнуть, что дистанционное обучение предполагает совершенно иной формат организации занятий и формирования заданий.
— Насколько активно студенты пользуются порталом и другими электронными ресурсами в ходе дистанционного обучения?
— Дистанционное обучение основано на использовании электронных ресурсов. В нашем вузе утверждена единая официальная платформа для получения образования дистанционно. Эта платформа единая, но вход в нее разный для различного уровня пользователей – для студентов это привычное слово «портал обучающегося» (вход на главной странице сайта), а для преподавателя — через личный кабинет, через модуль, который все привыкли называть «web-teacher». Деканы факультетов входят на платформу через свой модуль «Деканат», а эдвайзеры могут отслеживать успеваемость студентов через доступ на уровне кафедры. При этом мы приветствуем активное использование в обучении готовых бесплатных и эффективных программных продуктов для организации и проведения занятий, к примеру, ZOOM, Google classroom и многих других. Здесь важно отметить, что все дополнения в программу организации обучения для студентов очной формы, в срочном порядке переведенных на дистанционное обучение, были нами просто перенесены из другой части единой программы вуза, которая ранее разрабатывалась и совершенствовалась нами – части для дистанционного образования, которую мы развиваем с 2008 года.
— Насколько ответственно подходят студенты к дистанционному обучению? Насколько активно посещают видео — занятия, скачивают контенты, выполняет задания?
— Это очень важный вопрос. Для изучения мнения студентов мы используем обратную связь, и если раньше они могли прийти к декану или в офис-регистратор, то теперь мы в вузе расширили возможности. Кроме «горячей линии», которую мы создали в первый же день 16 марта, и которая действует в режиме 12/7, сегодня у нас активное участие в технической и методологической поддержке всех участников процесса принимает компетентный Call-центр. Мы провели он-лайн анкетирование и уже принимаем комплекс мер с учетом проблем и пожеланий студентов. Судя по активности в опросе, студенты сильно заинтересованы в обучении, для них это тоже всё ново и интересно. Преподаватели шутят, что такой высокой посещаемости никогда не было; а студенты в анкетах, конечно, жалуются на недостаток живого общения и, кстати, обещают больше никогда не пропускать занятия!
— Дистанционные технологии обучения в вузе используются с 2010 год. Произошли ли изменения в ходе адаптации к нынешним условиям обучения?
— Мы считаем отправной точкой 2010 год, когда все студенты заочной формы обучения были переведены на дистанционную технологию. С тех пор мы непрерывно расширяем возможности образовательной платформы. У вуза имеется официальный сайт отдела дистанционного обучения http://cde.tarsu.kz Наш программный продукт оформлен в соответствии с требованиями МЮ РК, получено авторское свидетельство в Комитете по защите интеллектуальной собственности. Преподавателями вуза разработано более четырех тысяч электронных учебных курсов в соответствии с требованиями к электронным ресурсам, указанным в СТ РК 34.017.-2005 ГОСО РК «Информационные технологии. Электронное издание». Нашим достижением является также разработка программ «CONTENT 3.1», которая представляет собой программную оболочку, поддерживающую международные стандарты информационных продуктов учебного назначения для автоматизированного конструирования электронных учебных пособий. Наш университет, заключив договор с Ассоциацией вузов РК, подключился к Республиканской межвузовской электронной библиотеке www.rmeb.kz . С 2016 года ТарГУ входит в консорциум по реализации образовательных программ в сетевой форме с использованием массовых открытых он-лайн-курсов (МООК), проведены семинары, тренинги, курсы для преподавателей вуза по актуальному вопросу. В целом хотелось бы отметить, что мы оказались хорошо подготовленными к такому развитию событий. Сильная команда в лице сотрудников отдела дистанционных обучения, центра новых информационных технологий и офис-регистратора, скоординированность действий при полной поддержке руководства вуза, стали ключевым фактором «мягкого» перехода.
— Кто задействован в процессе обновления контента, загрузки заданий? Как этот процесс происходит? Сколько по последним данным загружено заданий, насколько обновлён контент?
— Контент – это Учебно-методический комплекс дисциплины, куда преподаватель включает необходимые материалы для студента. Безусловно, всем пришлось обновить контент, потому что как было отмечено выше, в условиях дистанционных образовательных технологий меняются и задания и формат занятий, и требования к их построению. Особое значение приобретает ссылка на источники для подготовки и самостоятельного изучения, ведь, библиотеки закрыты. На сегодня все контенты обновлены (а это 3 265 дисциплин), но это не окончательно, ведь поменять дисциплину преподавателю так быстро и оптимально просто невозможно за такой короткий период. В программе предусмотрено, что преподаватель может ежедневно дополнять контент и студенту при этом приходит уведомление на почту. Так что работа идет, мощности наращиваются, качество улучшается.
— Кто занимается технической поддержкой, кибербезопасностью?
— Вопросы о том, достаточно ли у вузов технических мощностей, выдержат ли сервера, как часто происходят сбои в системе вследствие большой нагрузки и т.д., постоянно звучат на видеосовещаниях сегодня, и актуальны для всех вузов. Мы постоянно работаем над этим, наращиваем мощности и используем резервы. Это работа плановая, она всегда была у нас на первом месте, мы ежегодно проводили анализ и осуществляли закупки. Фактор кибербезопасности играет очень важную роль. В нашем вузе за безопасность конфиденциальных данных, за защиту их целостности, а также за сохранение корректной работы информационной системы в целом отвечает Центр новых информационных технологий. У нас есть инструкции по резервному копированию данных, по которой мы давно работаем, а грамотные специалисты всегда «начеку».
— Кто и с какими вопросами обращается на «горячую линию»?
— «Горячая линия» создана для наших студентов. Если сегодня мы, взрослые, грамотные в вопросах дистанционного образования, ищем ответы на вопросы, которые ставит перед нами время, то каково нашим студентам?! Они же дети еще. Да они лучше умеют пользоваться гаджетами, но использовать эти навыки для обучения – для них это тоже новое. Мы сделали для них открытки – карточки с часто задаваемыми вопросами, все инструкции размещены на портале, мы ежедневно актуализируем объявления. Но вопросы есть, и они по большей части возникают по работе с преподавателями и с контентом. Ситуация длится уже не один день и кому-то нужны справки с места учебы, кому-то индивидуальные ведомости, кто-то хочет оплатить за учебу – вот наиболее типичные вопросы. Наш центр поддержки «Демеу» перешел полностью на удаленное обслуживание, к этому мы также были готовы уже давно. На сайте, на специальной кладке даны телефоны специалистов, с ними всегда можно проконсультироваться.
— Кто контролирует прохождение учебного процесса, как это происходит?
— Контроль разноплановый и охватывает как деятельность преподавателей, так и студентов. В программе мы создали специальный отчет и разместили для всех заинтересованных лиц ссылку. По ссылке можно проверить активность студентов и преподавателей – количество закачек и скачиваний, частоту посещения портала – как официальной системы. Кроме того, в вузе создан комитет по академическому качеству, и сейчас члены комитета, согласно разработанным критериям и рекомендациям по мониторингу со стороны МОН РК, ежедневно мониторят все 100% занятий и контента. Мониторинг проводится также и со стороны министерства. Хочется также отметить прозрачность системы и активность студентов в соцсетях – что тоже является своеобразным контролем с их стороны.
— Как в данных условиях происходит оценка уровня знаний студента?
— Изменились задания, их формат, мы исходим из возможностей студентов и требований к дистанционному обучению. Но система оценки знаний осталась прежней — она не изменилась. Задания и критерии прописаны в силлабусах, студенты их видят и знают, сроки для выполнения строго определены, методические указания также прописаны. Электронный журнал заполняется преподавателями после занятий, база для внесения недельных результатов закрывается в воскресенье вечером на каждой неделе без возможности исправления. Отметим, что все стараются и переживают — всё ли делают правильно. Об этом можно судить по количеству сообщений нам, на телефоны «горячей линии».
Интервью подготовлено медиа-службой Dulaty University