Пятница, 19 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
2:07, 10 октября 2019

К истокам тюркской цивилизации – в трудах жамбылского исследователя Амантая Айзахметова


Жамбылский журналист и исследователь Амантай Айзахметов произвел, по сути, сенсацию в научном миреему удалось прочесть надписи на древних золотых пластинах из Италии, которые до этого никто не мог прочитать. Выдвинутая им концепция о прототюркском состоянии современного казахского языка, и, как логическое продолжение, — о существовании древнейшей прототюркской цивилизации, которая по возрасту древнее Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Римабыла воспринята неоднозначно как в научном мире, так и в СМИ.

Творческий и человеческий потенциал этого человека был огромен – журналист, поэт, писатель, переводчик, историк-исследователь. Заботливый и любящий муж и отец. Человек широкой души и доброго сердца. К сожалению, продолжительная болезнь не дала Амантаю Абуовичу Айзахметову возможность завершить исторические исследования, которым он посвятил последние несколько лет своей жизни. Остались ненаписанными стихи и статьи.

«Говорят, что всё в этом мире боится Времени, Время же боится пирамид» — любимая фраза Амантая Айзахметова.

Амантай времени не боялся. В свои 60 лет он был бодр и молод душой. Увлекался, как мальчишка, загадками Истории и тайнами Мироздания.

Наверное, из пронизанного степным солнцем и ветрами детства, из наполненной мифами и легендами Великой Степи у Амантая была такая неуемная энергия и такая жажда жизни и познания. Человек творческий, масштабный, он был талантливым Автором не только своих поэтических, прозаических и историко-исследовательских произведений, но и своей Жизни, так неожиданно оборвавшейся.

Детство — «Екi жiрген»

…Поселок Ерементау Акмолинской области – здесь провел детские годы Амантай Айзахметов, в семь лет потерявший мать и рано обретший взрослую самостоятельность. Из детских воспоминаний, которыми он иногда любил делиться, можно составить картину его детства. Незамысловатый, но запавший в душу, напев казахской песни «Екi жiрген», которую Амантай часто слышал в детские годы и которую потом станет напевать своему маленькому сыну Азамату. Холодное утро в безлюдной степи и он, сжавшись в зябкий комочек, вместе с барашками, которых его отправляли пасти, в ожидании первых согревающих лучей солнца. Вольная воля в самостоятельных походах в горах Еремень, окружавших маленькое живописное селение Ерементау.

Затем началась «столичная жизнь» в Акмолинске. Отец его, Абу Айзахметов, был видным в Казахстане журналистом, его назначили первым главным редактором газеты «Сталин туы» в образованной в 1939 году Акмолинской области. Амантаю в детстве довелось проживать в будущей столице Астане. Их дом дореволюционной постройки, с резными деревянными ставнями, находился в аккурат на месте нынешнего Конгресс-холла.

Быть журналистом Амантаю Айзахметову, как видно, на роду было написано. Хотя сам Амантай говорил, что с детства мечтал быть астрономом, и его интересовало всё, касающееся астрономии.

Впрочем, интересовало его многое, и чтение было любимейшим занятием – заходить в библиотеку после трудового дня на заводе «Казахсельмаш» в Целинограде, где Амантай в молодые годы трудился токарем, для него было привычкой.

Впоследствии этот наработанный интеллектуальный потенциал поможет ему мыслить глобально, во вселенских масштабах, — и в литературном творчестве, и в историко-филологических исследованиях. Ведь, как правило, люди делятся на тех, кто видит просто лужу на асфальте, и на тех, кто видит отражение далеких звезд в той же самой луже…

Становление

После учебы в Целиноградском пединституте на отделении филологии Амантай попадает в небольшое жамбылское село Аса фотокорреспондентом районной газеты. Затем перебирается в Тараз (тогда – Джамбул) в областную газету корреспондентом. Его сразу заметили и оценили читатели – необычность тематики, нетривиальный подход к вполне обыденным вещам в дежурных репортажах. Коллектив самой серьезной в области газеты «Знамя труда» оценил и высокие личностные качества Амантая Айзахметова, вскоре избрав его председателем профсоюзного комитета, коим он оставался до последних дней своей жизни.

«Амантай был человек честный перед совестью и долгом, — говорил один из старейших журналистов Жамбылской области, писатель, общественный деятель Аргынбай Бекбосын. – Такие качества обычно наталкивают на смелость. А если к этому прибавить еще и профессию журналиста, то материалы такого журналиста просто не могут быть обыкновенными. Его поиски, исследования родного краятяжелый, титанический труд. Оценен или нет на сегодняшний день этот труд – другой вопрос.  

Журналистика – это только одна сторона его творчества. Амантай был в то же время высокоодаренным, пламенным поэтом. Его можно отнести к такой когорте мастеров поэтического слова, как Олжас Сулейменов, Иосиф Бродский. Его поэзия смелая, глубокая, философская. Известен Амантай Айзахметов и как талантливый переводчик с казахского. Прекрасно владея русским языком, родной казахский он знал в совершенстве. Амантай многое сделал, чтобы ознакомить русскоязычного читателя с творчеством Кенена Азербаева, Акима Тарази и других поэтов. Я также имел честь быть переведенным им на русский язык, за что очень ему благодарен».

Поэзия

Господь Бог наделил Амантая недюжинным поэтическим даром. Знаменитый казахстанский скульптор Бахыт Абишев, работы которого находятся в Петербурге, Астане и других городах Казахстана, близкий друг Амантая, признавался, что вдохновение для своего творчества зачастую черпает из поэтических произведений Амантая Айзахметова. Так родились некоторые его скульптурные работы, в числе которых портрет Алии Молдагуловой и экспрессивные бронзовые кони:

                                                 …Степь великая,

                                                   Быль забытая,

                                                   Неизведанные века.

                                                   Кони дикие

                                                   Бьют копытами

                                                   По листочкам черновика….

А какое звучание и какая образность поэтических строк в стихотворении «Карахан»:

                                                   На измахе рука,

                                                    На излете стрела,

                                                    На закате звенит горизонт

                                                      тетивою….

«Беда Амантая в том, — говорит Аргынбай Бекбосын, — что он не печатался в центральных изданиях. Иначе его поэзия была бы высоко оценена широким кругом казахстанских читателей и получила бы большую известность».

В пещеры – в глубь веков

Неуемная жажда жизни и познания толкает людей на разные поступки. Амантай – спустился под землю. Несколько лет он занимался исследованиями пещер Жамбылской области, исторических мест Акыр-Тас и Тектурмас.

Тогда он и предположить не мог, чем всё это закончится. И даже к предсказанию известной жамбылской ясновидящей Эльвиры о том, что ему предстоит заняться наукой и сделать научное открытие, Амантай отнесся скептически – «зачем ему, Амантаю Айзахметову, корреспонденту областной газеты «Знамя труда» с 30-летним стажем, журналисту с именем, с устоявшейся, размеренной жизнью, круто менять курс и лезть в научные дебри?».

Но Судьба нас не спрашивает…

В 90-е годы Амантай организовывает карстово-спелеологическую экспедицию для поиска и исследования пещеры, ведущей от гор Тектурмаса к городищу Акыр-Тас. Надо отдать должное тогдашнему руководителю области Сарыбаю Калмурзаеву – он поддержал идею Амантая как морально, так и материально, выделив УАЗик, техническое оборудование и финансы. И это в то, довольно сложное по экономическим условиям, время! Была собрана группа крепких ребят, которые объездили с Амантаем все самые интересные «пещерные» места нашей области. Изданная тогда небольшая брошюра «Пещера предков» вызвала большой интерес — в редакцию на имя Айзахметова приходили письма от читателей, которые писали, что видели подобные пещеры, и выказывали желание показать их местонахождение.

Концепция – в поисках исторических корней

…Всё началось с найденного Амантаем в очередной экспедиции кувшинчика, узкое горлышко которого обвила змея. Такие сосуды не характерны для нашей местности. Это-то и «зацепило» Амантая. Другой бы написал очередную статью о находках, сделанных в ходе экспедиции, – и на этом успокоился. Но Амантая захватило. Откуда этот кувшин? Как он оказался в казахской степи? Известный казахстанский археолог Карл Байпаков подтвердил тогда невероятную древность находки. Амантай начал копаться в книгах, изучать историю и мифологию древних народов – и постепенно стала вырисовываться Концепция.

«Зачем ты в такие дебри лезешь? – говорила ему тогда супруга Гульнар. – Такой глубинный пласт тебе одному не поднять…». Но Амантай не мог успокоиться. «Я никогда не думал, что займусь наукой», — признавался он. Тут-то и припомнилось предсказание ясновидящей Эльвиры…

В своих книгах «Рождение тюркского мира», «Колыбель царей человечества» — он развил интересную, вызывавшую споры и дискуссии, версию относительно истории древнетюркской государственности. На основе новых археологических, лингвистических, этнонимических данных о древних морских народах, считавшихся неизученными, а их языки мертвыми, А. Айзахметвов высказал такую точку зрения, что древнейшая Минойская цивилизация есть цивилизация прототюркская, которая на тысячелетие древнее Древнего Египта.

С помощью современного казахского языка Амантай смог прочитать не поддававшиеся до этого дешифровке помещенные в интернете древнейшие тексты так называемых «золотых пластин из Пирги».

В 1964 году при раскопках итальянского города Пирги были найдены три золотые пластины с надписями на пуническом и на этрусском языках. Увы, исследователей ждало разочарование: надписи дешифровке не поддавались. По сути Амантай Айзахметов произвел сенсацию в научном мире – прочитал то, что до него никто не мог прочитать, используя при этом современный язык, далекий от солнечной Италии.

Но, надо сказать, что подобные случаи в истории научных открытий уже бывали. Простой грузинский инженер, увлекавшийся историей и всякими древностями, сумел в начале 70-х годов прочитать также не поддававшиеся дешифровке надписи на глиняных табличках из испанского города Бильбао. Оказалось, что они были написаны на древнегрузинском языке, а проживающие в Испании баски – это потомки древних грузин, когда-то переселившихся из Грузии на Пиренеи. Древние народы на месте не сидели, и в поисках лучшей жизни порою меняли места проживания.

«Этрусские надписи, так же как и этеокипрские, заговорили на современном казахском языке, — пишет Амантай о расшифровке пластин из Пирги. – Мною был произведен словораздел с позиций современного казахского языка. Я ничего не убавил, ничего не прибавил, ничего, никакой знак не изменил, я всего лишь произвел словораздел текста. Слова языка этой надписи и по звучанию, и по смыслу очень близки словам современного казахского языка. Получается, что именно казахский язык – это ключ прочтения текста этрусских надписей, другими словами, это такой язык, который сохранил в себе до сегодняшнего дня первоначальное прототюркское состояние. Из всех современных тюркских языков он расположен ближе всех к древнетюркскому. И этому были исторические причины – многие века казахи жили обособленно в Центральной Азии, влияние других языков на казахский язык было минимальным, отсюда и сохранение древнего звучания».  

Стоит заметить, что в прессе иногда возникают дискуссии о спорности этой теории, мелькают высказывания по поводу трудов Амантая Айзахметова и других исследователей, что это-де в угоду властям, в русле «политики пантюркизма». Вот уж о чем не думал жамбылский исследователь Амантай Айзахметов, когда начинал свои изыскания! И мы, друзья-коллеги, те, кто близко с ним общался, тому свидетели. Всё началось с загадки древнего кувшина, с древних мифов, с гомеровской «Илиады», с разгадки тайны линейного слогового письма «А», с этрусских надписей на золотых пластинах из Пирги. Ему удалось доказать, что древнейшая высокоразвитая цивилизация, именуемая Минойской, есть в своей сущности ни что иное, как цивилизация прототюркская.

В своих исследованиях Амантай Айзахметов искал истоки тюркской цивилизации, то есть цивилизации прототюркской. В основе его работы лежит теория, что эта цивилизация а плане географическом зародилась в Европе, а именно в регионе бассейнов Ионического и Эгейского морей Средиземноморья. В современной науке народы, создавшие эту древнейшую в мире цивилизацию,называют «неизвестными», их языки – «мертвыми», а письменность их – «загадкой номер один человечества».

Амантай говорил, что нельзя утверждать, что эти «неизвестные» народы вот так взяли — и исчезли с лица Земли, не оставив никаких следов. Эти следы есть! Это язык, это слова, из которых состоят древние античные эпонимы, гидронимы, топонимы, этнонимы и антропонимы. Это слова, из которых состоят тексты древнейших в мире надписей этеокритской, этеокипрской, этеоэтрусской письменностей и так называемого Линейного письма «А». Многие ученые мира искали язык-ключ, с помощью которого можно было бы дешифровать эти древние надписи. Но тщетно… И вот только сейчас аналогии были обнаружены А. Айзахметовым в одном из языков тюркской языковой семьи – в казахском!  

Когда-то археолог Шлиман «копнул» «Илиаду» Гомера с точки зрения археологии – и нашел Трою. Амантай Айзахметов «копнул» «Илиаду» с точки зрения филологии – и обнаружил, что родной для него казахский язык сохранил в себе звучание языка-предка.  

Время

Книги Амантая Айзахметова хранятся сегодня не только в семьях жамбылцев, но и в библиотеке Елбасы Первого Президента Казахстана. Его «Сыновья и дочери Пандов», «Белые гуси дикого поля», «Колыбель царей человечества», «Акыр-Тас – последний камень на краю Ойкумены», «Рождение тюркского мира» и другие, думаю, со временем станут литературными раритетами. А научные достижения историка-исследователя Амантая Айзахметова еще будут по достоинству оценены исторической наукой.

Символично, что научные исследования Амантая Айзахметова совпали с рождением его младшего сына Азамата. Как образно высказалась его супруга, одной рукой Амантай качал сына, другой – писал свои научные исследования. Амантай Айзахметов оставил в этом мире свои книги, свои статьи и стихи, в которых – его Душа. Оставил свою концепцию происхождения тюркской цивилизации, которая требует дальнейших исследований. И вполне вероятно, что это продолжит его сын Азамат, в которого он вложил столько душевных сил.

Когда человек уходит в миры иные, его личность, его поступки, его жизнь воспринимаются по-другому. Не хуже. И не лучше. Исчезают шелуха, раздоры и недопонимание. И остается чистое зерно Истины – то, ради чего этот Человек жил, творил, любил, ненавидел, к чему стремился и чего добился в этой Жизни.

Всё в мире боится Времени. Оно безжалостно и жестоко разрушает и сравнивает с землей некогда великие сооружения и материальные сокровища.

Время бессильно лишь перед духовным богатством, перед сокровищами ума и людской памятью.

Об авторе: Венера Ахметжанова


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика