Незаслуженно забытый в советское время праздник весеннего пробуждения природы возродили в конце 80-х годов прошлого столетия в Таразе, сообщает портал ec-sport.kz.
Известно, что празднование Наурыза насчитывает, по меньшей мере, пять тысяч лет. Многие народы отмечают день весеннего равноденствия 22 марта как день обновления природы. Из поколения в поколение передаются традиции празднования Наурыза, который сегодня приобрел новый духовно-этический смысл.
О страницах истории возвращения в Казахстане древнего праздника весеннего равноденствия и пробуждения природы корреспонденту портала «Эк-Спорт» рассказал жамбылский историк-этнограф, вице-президент ОО «Узбекское этнокультурное объединение» и ОО «Обелиск» Абдурахман Зайнутдинов. Он один из тех, кто на волне «перестройки и гласности» сам непосредственно участвовал в возрождении Наурыза в Жамбылской области.
«В 1987 году мы вместе с семьей Миршариповых, Замирой и Мирзой-ака, а также с Акрам-турой Азизовым, инициировали возрождение Наурыза в Казахстане, — рассказывает вице-президент узбекского этнокультурного объединения. — Тогда началась перестройка, гласность, стало возможно то, что ранее годами, десятилетиями скрывалось, не афишировалось. Мы решили, что пришло время открыто праздновать Наурыз (или Навруз по-узбекски). Этот праздник всегда был близок нашим предкам, наши дедушки, несмотря ни на что, всегда старались отмечать его в кругу своей семьи. Готовили плов, приглашали родню, соседей, угощали всех. Мы отправились в Алма-Ату, где получили письменное согласие от управления по делам религий при Совете министров Казахской ССР, а, вернувшись, стали готовиться к празднику».
По воспоминаниям А. Зайнутдинова, первый в Таразе (тогда еще Джамбул) праздничный дастархан на Наурыз решено было накрыть в одной из сорока узбекских махалля города — по улице Фурманова (ныне – Кошеней). Глава семейства Миршариповых принес в жертву барана, закупили 50 кг риса, приготовили традиционный плов, сумаляк — национальное узбекское блюдо из семи ингредиентов, среди них обязательные пророщенные ростки пшеницы.
«Накрыли дастархан на 20 столов, пригласили простых людей, музыкантов, национально-культурные центры, первых руководителей области и города, — продолжает А. Зайнутдинов. — Праздник получился ярким и запоминающимся. Для советских времен это было впервые, это было необычно. Люди разных национальностей поддержали нас, говорили, что скоро Наурыз будут отмечать по всему Казахстану, что это истинно народный праздник, идущий из глубин веков. И это вечный праздник, потому что связан он с почитанием предков и Природы, с хорошими и добрыми обычаями. Ведь это замечательно, что, по обычаю, до наступления Наурыза люди должны навести порядок и чистоту в своих домах, на своей улице, рассчитаться с долгами, приготовить вкусные блюда, угостить друзей, раздать другим угощение. Более зажиточные люди организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Ведь благотворительность – неотъемлемая часть древнего праздника Наурыз».
В последующие годы ширилось и росло празднование Наурыза в Таразе. Многолюднее становилось на народных гуляньях. Появились юрточные городки с богатым дастарханом и непременным «наурыз коже». В концертных программах выступают артисты Жамбылской областной филармонии, казахстанские эстрадные звезды. Расширяется география массовых культурно-развлекательных и спортивных мероприятий, проходящих на всех сценических и спортивных площадках городов и районов области.
«Если говорить о том, как в старину проводили Наурыз в Казахстане, то тогда, помимо щедрого дастархана и айтысов акынов, спортивные состязания были непременной частью празднования, — говорит А. Зайнутдинов. — Все жигиты хотели быть похожими на знаменитого борца Кажимукана. Ходят легенды о том, как он вытащил из тины застрявшего быка, мог поднять лошадь. Памятуя о подвигах Кажимукана, в аулах устраивали состязания. Быка, конечно, трудно было поднять, поэтому в качестве штанги использовали теленка или овцу. Кто больше всех сделает приседаний с животным на плечах, тот и забирал его себе в качестве приза».
Также, по словам собеседника, популярными в казахской степи были соревнования по разламыванию костей — берцовую кость ставили на два камня и со всей силы наносили удары кулаками.
«Какие упорные были джигиты! – говорит он. – Разобьют руки до крови, но не желают сдаваться при всем честном народе. До тех пор наносили удары, пока кость не разламывалась, победителей награждали призами».
Для детей во время Наурыза организовывали соревнования в асык (альчики).
Помимо традиционных конных состязаний, джигиты состязались в борьбе на поясах, в соперничестве беркутчи, тогызкумалаке. Изначально использовали в игре камешки темные и светлые, а клетки чертили на столе или на песке. Основы игры сохранились и сегодня, только вместо камешков используют шарики на специальной доске. Тогызкумалак чем-то похож на шахматы, в нем есть тысячи вариантов ходов, требующих серьезных математических вычислений. Наши предки соревновались не только в силе и выносливости, но и в уме. Многие игры сохранились до сих пор, другие – как, например, қазақ күресі – трансформировались и бурно развиваются в наше время, рассказал вице-президент узбекского этнокультурного объединения.
А. Зайнутдинов напомнил, что отмечаемый 21 марта праздник Наурыз включён ЮНЕСКО в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества и является Международным днем, символизирующим празднование Нового года по астрономическому солнечному календарю у многих народов Земли, как день весеннего равноденствия, пробуждения природы, начало сезона роста и процветания, поминания душ предков.