Полувековой юбилей уже отметил один из старейших вузов южного региона — Таразский государственный педагогический университет. За эти годы в педагогическом вузе Тараза подготовлено более 40 тысяч специалистов, которые успешно трудятся в сфере образования и науки, искусства и спорта, государственной службы и бизнеса во всех уголках Казахстана. Сегодня Таразский вуз активно внедряет программу академической мобильности как возможность вхождения в мировое образовательное пространство и эффективный метод обмена опытом между вузами разных стран. За время существования педагогического института созданы специализированная учебно-лабораторная и методическая базы, специальные кафедры с высококвалифицированными кадрами.
Два года назад, в ходе юбилейных торжеств в Таразе, министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев объявил о присвоении Таразскому государственному педагогическому институту статуса университета. О сегодняшнем дне жамбылского вуза, о перспективах на будущее в интервью корреспонденту портала «Эк-Спорт» рассказал ректор Таразского государственного педагогического университета Ержан Әмірбекұлы.
— Вы не так давно вступили в должность ректора одного из крупнейших вузов южного региона. Как Вы оцениваете потенциал этого учебного заведения, каковы Ваши планы?
— С нового года мы приступили к реализации новой стратегии развития университета. Приступил к своим обязанностям я в октябре 2018 года, 2 – 3 месяца мне было дано на то, чтобы представить свое видение по поводу дальнейшего развития вуза. Педагогический вуз имеет 50-летний опыт, есть сложившиеся кадры, хорошие традиции и ценности, присущие этому вузу. С учетом изменений в экономике, социальной сфере, системе образования, нам необходимо было разработать новую стратегию по дальнейшему развития нашего университета.
Два года назад усилиями коллектива вуза, усилиями предыдущего ректора Дарии Пернешовны Кожамжаровой, Жамбылский педагогический институт получил новый статус — университета. Тем самым вуз получили возможность подготовки специалистов послевузовского образования. Это магистратура и докторантура. Нормативно-правовые документы Министерства образования не давали ранее возможности подготовки таких специалистов, был только бакалавриат. Теперь же, с 2019 года, всем вузам Казахстана дали академическую и управленческую самостоятельность, в связи с этим университеты, институты и академии сейчас могут готовить специалистов послевузовского образования. То есть сейчас необязательно переходить на статус университета, чтобы готовить магистром и докторов.
— На какую перспективу рассчитана новая стратегия развития вуза? Что входит в планы?
— За 3 — 4 месяца вместе с командой сотрудников университета удалось нам выработать предложения по новой стратегии развития нашего вуза. По стратегическому плану обозначили приоритеты, цели и задачи на три ближайшие года. Почему не на долгосрочную перспективу? Потому что мир быстро меняется. У известного российского экономиста Кондратьева есть понятие «короткие и длинные волны» — формула экономического развития общества. И если раньше один цикл таких волн длился 50 – 60 лет, то теперь такой цикл составляет примерно 8 – 10 лет. То есть очень быстро меняется мир, и нам тоже нужно очень быстро ориентироваться и корректировать наши действия. Поэтому мы пока только до 2021 года обозначили свои приоритеты.
На чем мы основываемся? Сейчас в нашем университете действуют восемь факультетов, шесть из них работают со студентами очного отделения, один факультет – со студентами заочного и дистанционного обучения и один факультет у нас дополнительного педагогического образования. Говоря современным языком, это называется «minor-major» — дополнительные навыки. Педагог сегодня должен знать не только область своей специальности, быть математиком, химиком или историком. У него должны быть еще какие-то дополнительные компетенции – музыкальные, творческие, коммуникативные, информационные или какие-то еще. Почему? Потому что школьный учитель должен владеть и иными приемами воздействия на школьника, чтобы выявить способности и таланты своих воспитанников, нестандартно подходить к педагогическому процессу.
— Обращается ли Ваш вуз к мировому педагогическому опыту?
— Сегодня в нашем государстве активно изучается передовой зарубежный педагогический опыт – Швеции, Финляндии, Израиля, Японии. Там подход к подготовке педагогов отличается. И мы старались определенные моменты этого передового опыта внедрить в нашу стратегию. Мы хотим, чтобы наш педагогический университет был в числе лучших университетов не только внутри страны, но и мира. Это, конечно, амбициозная и долгосрочная цель, но мы должны к этому стремиться. Мы хотим достигнуть лидирующих позиций в комплексной подготовке педагогов-практиков в условиях обновленного содержания образования, на которое мы перешли согласно поручению Главы государства. Обновленное содержание предполагает новый подход к обучению школьников. Мы хотим интегрировать науку, бизнес, образование для социальной модернизации, достижения благополучия жителей Жамбылской области и южного региона Казахстана.
На эти принципы мы ориентируемся и хотим, сохраняя наши лучшие традиции, а также опыт работ университета, развивать взаимоотношения с ведущими университетами мира. Конечно, внутри страны мы будем ориентироваться на Назарбаев университет, изучать опыт НИШ, с учетом новых трендов в системе образования. Надеемся, что через некоторое время наш университет будет в числе ведущих вузов педагогического направления.
Наш стратегический план учитывает новые национальные и мировые вызовы, развитие цифровизации Казахстана, перевод алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику. Это потребует своевременного и оперативного реагирования и дополнительных шагов в деятельности университета.
— По каким специальностям сегодня можно получить образование в Таразском государственном педагогическом университете?
— В данное время университет осуществляет подготовку бакалавров по 28-ми направлениям, девять – по магистратуре и два направления имеется по докторантуре. Мы хотим расширить спектр подготовки специалистов. В этом году мы готовим документы на получение лицензии по другим специальностям – докторантура по математике, физике, биологии. С этого 2019 года такового понятия как специальность уже нет. Сейчас есть понятие «образовательные программы». Это естественнонаучное, гуманитарное, филологическое, педагогическое, инклюзивное направления. По этим направлениям мы хотим получить лицензию на уровень магистратуры и докторантуры.
Сейчас у нас рыночная экономика, дана самостоятельность хозяйствующим субъектам, которые могут самостоятельно финансировать свои проекты. Наш вуз называется государственным. Но в любом случае мы планируем осуществить проекты за счет собственных средств. С одной стороны такая финансовая самостоятельность дает автономию в управлении, с другой – обязывает стать конкурентоспособными. Если не выдержишь конкуренцию – должен уходить с рынка. А выдержишь – можешь дальше стремиться и выходить на новые орбиты. Это законы рыночной экономики.
— Сколько сегодня зарабатывает педагог вуза, если не секрет?
— Никаких секретов нет. Ранее я работал в Казахстанско-Британском университете в Алматы, в университете народного хозяйства, в Академии государственного управления при Президенте РК, и с приходом сюда внес некоторые изменения в систему мотивации кадров. Понятно, что заработная плата преподавателей сегодня не такая уж и высокая – от менее ста тысяч тенге до 240 тысяч.
Нам необходимо было разработать новые методы стимулирования работы профессорско-преподавательского состава. Я внес предложение увеличить заработную плату с учетом эффективности работы сотрудника. Что это означает? Если, допустим, преподаватель приносит сертификат, подтверждающий, что его уровень знания английского языка составляет не менее пяти коэффициентов IELTS, то ему автоматически повышают зарплату на 50 процентов. Если коэффициент 6 – то на 60 процентов и тому подобное. Думаю, это хорошее стимулирование для того, чтобы преподаватели были заинтересованы повышать свой языковой уровень. Такая же практика в отношении абитуриентов, поступающих в наш вуз в этом году. Если они предоставляют сертификат на знание английского языка, то получают 50-процентную или выше скидку за обучение.
Еще одно нововведение. Есть такое понятие – международные цитируемые рецензируемые журналы. Учитывая, что преподаватели несут определенные расходы на выпуск статей в таких журналах, мы разработали систему мотивации по стимулированию коммуникационной активности наших сотрудников. Если преподаватель публикует свою статью в таком журнале, то ему надбавка к зарплате в виде вознаграждения 100 МРП – это примерно 250 тысяч тенге. В этом году наши 12 авторов научных статей получили премиальные.
— А сколько стоит обучение в вузе?
— Государственная цена обучения в университете – 443,3 тысячи тенге в год. Теперь все вузы могут устанавливать свою цену, это называется хозрасчетная цена, у нас – 285 тысяч тенге в год, вполне приемлемая и доступная цена. Мы поддерживаем студентов, которые дополнительно работают, особенно тех, кто работает в образовательных учреждениях – в детских садах, школах. Они совмещают теорию и практику – это так называемое дуальное обучение.
— Какое место Таразский государственный педагогический университет занимает по рейтингу среди других вузов Казахстана?
— Наш вуз сегодня входит в тройку лучших вузов Казахстана по педагогическому направлению, это по рейтингу аккредитационных агентств.
Мы придерживаемся политики академической честности. Мы хотим, чтобы наши студенты занимались, изучали, вели исследования, чтобы своим потом и своим трудом зарабатывали честные оценки. С юных лет мы хотим воспитать честного гражданина – чтобы не списывал, не занимался плагиатом, не обманывал своих преподавателей и сверстников. Чтобы был порядочным и честным, не давал взятки. Мы сейчас разработали Кодекс академической честности, куда включается такое понятие, как «нулевая терпимость к коррупции». Любое проявление коррупции нами пресекается. Если выявляется такой факт в отношении какого-либо сотрудника, в тот же день мы расторгаем с ним контракт. Наши ценности в том, что мы – одна команда. И если в нашей команде появляется нечестный, непорядочный сотрудник – то нам с ним не по пути.
Мы хотим, чтобы наши результаты признавались международными рейтинговыми агентствами. Чтобы нас оценивали не только внутри Казахстана. Если мы где-то ошибаемся, пусть нам укажут. Ведь мы являемся частью международного образовательного процесса, поэтому нам необходимо как отечественное, так и зарубежное экспертное мнение.
— Какие новации планируется внедрить в вузе?
— Сейчас идет быстрая смена технологий, всё это мы учитываем и стараемся адаптироваться к этим изменениям. Учитываем потребности студентов. Постепенно будем переходить к разработке электронных контентов, электронных учебных материалов для студентов, чтобы они дома могли самостоятельно готовиться к лекциям и занятиям. Сегодня уже неприемлем метод, когда профессор диктует, а студент записывает. Это уже прошлый век, сейчас другие методы. Необходимо, чтоб профессор и студенты активно взаимодействовали и обсуждали тему, дискутировали. Студенты могут заранее дома подготовиться, и необязательно читать лекции, а можно дополнительные источники.
Как выглядит сегодняшний вуз по оценкам работодателей, независимых экспертов. Вуз объединяет многолетние традиции и современные технологии в сфере образования, науки и воспитания.
Каким же мы хотим видеть наш вуз завтра? Инновационным. Вузом, оказывающим качественные услуги в области педагогического образования. Автономия дает нам возможность оказывать услуги и на зарубежных рынках. Мы думаем ориентироваться на центральноазиатские страны и, возможно, на российский рынок. Время покажет. Есть поручение Главы государства, чтобы Казахстан был центральноазиатским образовательным хабом. Поэтому в рамках данного поручения будем продвигать свой имидж, свою марку на зарубежные рынки.
Какие принципы у нас имеются. Законность и социальная ответственность перед государством, перед жителями нашей области, перед нашими студентами. Мы преданно относимся к делу, к академической честности, придерживаемся инновационности и академической свободы, сотрудничаем, взаимодействуем с региональными образовательными учреждениями, чтобы теория имела связь с практикой. Мы интегрируем образование, науку и практику, элементы дуального обучения, исследований, научных проектов.
Работа наших сотрудников будем оцениваться по-иному. Это мы называем «система оценки эффективности работы сотрудников». Каждый сотрудник должен быть заинтересован повышать свою производительность. Чем больше он будет публиковаться, готовить студентов к международным, национальным олимпиадам, научным состязаниям, тем больше мы будем его субсидировать. Те сотрудники, которые будут просто приходить на работу и уходить, не совершенствуя учебный процесс, не мотивируя студентов, то такие преподаватели будут просто получать обычную заработную плату в виде оклада. В то же время мы будем поощрять тех, кто будет подходить к своей работе активно, по-новаторски.
— Готовы ли преподаватели к таким переменам?
— Время требует, чтобы они перезагрузились. Хочу отметить одно наше улучшение в социальном плане. Мы уже повысили заработную плату с января этого года для всех наших сотрудников. И теперь они могут получить еще больше, изучая английский язык, публикуясь в научных журналах, а также улучшая свои показатели в педагогическом направлении.
Наши преподаватели готовы меняться, потому что сейчас наступило время конкуренции. Если сотрудник не будет себя совершенствовать, то на его место придут другие. Мы планируем ежегодно поднимать заработную плату, чтобы наш труд был привлекателен для людей, чтобы дети со школьной скамьи мечтали стать педагогами, уважаемыми в обществе людьми, с хорошей заработной платой.
— Этот год в Казахстане объявлен Годом молодежи. Что планируете?
— В рамках Года молодежи мы разработали план мероприятий. До конца этого года планируем провести порядка 60-ти мероприятий. Открыли Центры краеведения, креативности, откроем стартапы, которые не останутся на уровне идеи, а воплотятся в производство. Поддерживая инициативу Президента страны по «Рухани жангыру», мы открыли Центр краеведения по развитию школьного и молодежного туризма. Наш проект мы называем «Студенческий туризм». Хотим показывать нашим студентам достопримечательности нашего и других регионов. Развивать патриотические чувства, развивать студенческое волонтерство, участвовать в государственных проектах. Летом планируем участвовать в строительстве города Туркестан, к этому призывает наш Елбасы все регионы. Будем всячески поддерживать нашу молодежь. И в научном направлении, и в образовательном, и в воспитательном процессе молодежь получит поддержку. Надо прививать молодым людям любовь к окружающим. Чтобы человек не только себя видел и себя любил, а чтобы научился любить и других. Тогда, я думаю, мир станет теплее и добрее.
— Спасибо за интервью. И успехов Вам!
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Ержан Әмірбекұлы окончил в 1998 году с отличием Таразский государственный университет имени Мухаммеда-Хайдара Дулати, где и начал трудовую деятельность в должности преподавателя. Затем поступил в аспирантуру Казахской государственной академии управления. После защиты кандидатской диссертации работал в Казахском экономическом университете имени Турара Рыскулова.
После защиты докторской диссертации приглашен на позицию профессора Казахстанско-Британского технического университета.
В 2014 году — руководитель управления Национального центра тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан.
В 2015 году приглашен в Казахский университет экономики, финансов и международной торговли на должность директора Международной бизнес-школы, позже назначен проректором по академической деятельности и науке.
За время научно-педагогической деятельности опубликовал свыше ста работ методического и научного характера. В том числе публикации в научных международных журналах, входящих в базу Scopus, Thomson Reuters, Web of Science.
Отмечен званием «Лучший преподаватель вуза-2011». Награжден благодарственным письмом Министра образования и науки РК за личный вклад в развитие отечественной системы образования и нагрудным знаком МОН РК «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан».
Активно занимается повышением профессиональной компетенции, имеет международный опыт в системе высшего образования, стажировался и прошел обучение по вопросам управления и совершенствования системы высшего образования в Южной Корее (Woosong University), в Малайзии (Malaysia Institute for supply chain innovation)и Испании (European University).