Горнолыжный курорт – амбициозный и бесполезный проект?

Фото: inform.kz
На днях акиму Жамбылской области Аскару Мырзахметову в ходе его рабочей поездки в Жуалынский район представили проект по строительству горнолыжных комплексов «Коксай» и «Каралма». Деловой казахстанский журнал «СЭР» оценил плюсы и минусы проекта, пытаясь ответить на вопрос: каковы его реальные перспективы?
Плюсы.
- Уже разработана схема канатных дорог и горнолыжных трасс. Общая протяженность спусков составит 30 000 метров, что лишь на пять тысяч меньше «Красной поляны» в Сочи. Курорт будет спроектирован и построен в соответствии с нормами экологического законодательства страны и международных экологических стандартов. В зоне катания будут расположены канатные дороги и инфраструктурные объекты. Это позволит населению проводить здесь активный отдых, заниматься зимним спортом на уровне международных туристических стандартов.
- При строительстве объекта обязательно появится сопутствующий бизнес – общественное питание, транспорт, сфера услуг получат резкий толчок к развитию. Не говоря о социальных моментах – создании рабочих мест, налоговых поступлений и так далее. Также здесь большие возможности для организации летнего отдыха. Это велотуризм, дельтапланеризм, рыбалка, конные маршруты и так далее, что обеспечит круглогодичную загрузку курорта.
- Урочище Каралма находится на высоте 1000 метров над уровнем моря. Сам район с четырех сторон окружен горными хребтами, что гарантирует наличие снегов в зимний период. Коксай – красивейшее место, которое также может привлечь ценителей природы со всего мира.
- Кроме того, здесь очень выгодное географическое положение – около районного центра, между Таразом и Шымкентом, рядом с международной трассой Западная Европа-Западный Китай. Следовательно, это будет очень удобно для привлечения туристов и обслуживающего персонала.
- Урочище также находится недалеко от коммуникаций, что снижает себестоимость реализации проекта. Безлесные горные склоны обеспечат минимальные затраты на обустройство горнолыжных трасс.
Минусы
- Дороговизна.
Проект потребует больших финансовых вливаний. Учитывая, что к данному времени нет инвесторов, финансирование могут поручить какой-нибудь компании с госучастием. То есть, опять-таки за счет бюджета области. К тому же, во сколько бы ни оценили стоимость проекта, в ходе его реализации наверняка потребуется уточнения в сторону удорожания. Сегодня проект могут представить как недорогой, а когда начнется строительство, пойдут разговоры об увеличении финансирования… А если не выделить дополнительных денег – пиши пропало под весь проект…
- Опасность
Оба ущелья, в которых планируется построить базы, находятся в довольно опасной зоне – главным образом с точки зрения лавин. Пример с жамбылскими пограничниками, погибшими в этих горных массивах в феврале прошлого года – лишнее тому подтверждение. Кроме того, сами дороги в ущелья в зимнее время года представляют собой сложные участки. Транспорту проехать там весьма непросто, а пешком идти – ну очень далеко…
- Труднодоступность
Вот ведь интересный вопрос – а учли ли инициаторы проекта, что зимой ущелья вообще могут быть завалены снегами? В этих районах зима очень снежная, а минусовые температуры и бураны в Жуалах – обычное явление. Как добираться до курорта, если вдруг завалит снег? К сожалению, до сих пор не решен вопрос и с перевалами по международной трассе – местные власти так и не придумали, что делать с ними в гололед и снегопад – Куюк и Шакпак очень часто закрывают для движения транспорта. И не окажутся ли в снежном плену какие-нибудь туристы в случае перемены погоды? С точки зрения безопасности и доступности вопрос с объектами явно не проработан.
- Окупаемость.
А будут ли вообще ездить сюда туристы? Увы, у большинства жамбылцев нет культуры зимних походов, многие не умеют кататься на лыжах или коньках. Конечно, найдутся энтузиасты, которые будут гореть желанием научиться отдыхать по-зимнему. Но вряд ли их будет так много, что проект оправдает себя…
И вряд ли стоит ждать и зарубежных туристов – уж поверьте, они Альпы или Куршавель не поменяют на Жуалы.
- Отсутствие инвестиций
Что касается сопутствующих объектов бизнеса – тоже вопрос. Бизнес начнет воздвигать здесь кафе и рестораны только в том случае, если здесь будет гарантированно много народа. Ну хотя бы человек сто в день. В противном случае строить пункты питания, обогрева, не говоря уже о гостиницах, никто из предпринимателей не станет.
- Конкуренция
Аналогичную идею о горнолыжном курорте вынашивают и в Южно-Казахстанской области. И в этом плане соседи продвинулись гораздо дальше. Если уж у них откроется курорт, то он составит сильную конкуренцию жамбылскому.
- Кадры
А вернее, их полное отсутствие. Если бы зима в Жамбылской области постоянно выдавалась бы такой снежной и морозной, как в этом году, то наверняка у региона было бы много катков, лыжных дорог и даже трамплинов. Но поскольку нынешняя суровая зима — скорее исключение, нежели закономерность, то приходится констатировать: обучать катанию на лыжах или коньках у нас, по большому счету, некому. А ведь делать это не только на первых порах, а всегда, просто необходимо. Отсутствие инструкторов и тренеров – вот еще одна жирная проблема проекта.
Вывод:
Проект жуалынцев выглядит очень амбициозным и красивым на бумаге. Если все получится и у нас случится туристический бум – браво! Но как будет на деле? Складывается впечатление, что проект проработали только с одной стороны, рассмотрев все плюсы. А вот о рисках как-то думать не захотели. При этом возникает главный вопрос, на который хотелось бы знать ответ: неужели оба урочища идеально подходят под курорт? Одно дело – обозначить спуски. И совсем другое – превратить их в горнолыжные трассы. Хотелось бы знать мнение зарубежных экспертов.
Потому напрашивается вывод: даже если объект построят, то неизвестно, оправдает ли цель средства. А не постигнет ли его участь всего туристического кластера Жамбылской области: потратили сотни миллионов тенге на сферу, отправили в зарубежные командировки десятки специалистов за госсчет, организовали кучу затратных форумов, перенесли базары, раскопали земли — а туристов как не было, так и нет?
Не хотелось бы, чтобы очередные бюджетные траты вылились в аморфный и непродуманный проект…
Читайте также: