В минувшем 2024 году жители городов и сел Казахстана потратили на индустрию развлечений больше, чем за предыдущий год – выросли объемы продаж билетов на концерты, театральные спектакли и особенно на кинофильмы. Лидируют по развлечениям Астана, Алматы и Караганда, сообщает портал ec-sport.kz.
Судя по цифрам, озвученным в ходе прошедшего в Алматы семинара «Freedom Practicum: Разбор трендов, Технологии и Аналитика», казахстанцы потратили на развлечения в 2024 году около 73 млрд тенге — это выше, чем прогнозировалось.
По словам генерального директора сервиса онлайн-продажи билетов «Freedom Ticketon» Виктории Торгунаковой, приблизительно 5 млн казахстанцев посещают развлекательные мероприятия хотя бы раз в год, а около 3 млн делают это на постоянной основе. Более 2 млн соотечественников покупают билеты на мероприятия через платформу «Freedom Ticketon».
В среднем, на развлекательные мероприятия любого характера казахстанцы тратили в 2024 году 11 801 тенге в месяц. Общие затраты на развлечения, культуру и искусство, по данным компании, составили в 2024 году 73 млрд тенге. Это на 16,1 млрд тенге (28%) больше, чем годом ранее, и на 3,8 млрд выше, чем прогнозировалось компанией года назад.
— За прошедший год более чем на 35% вырос рынок кинопроката. Гастрольные мероприятия, напротив, замедлили темп — только 17% прироста против 66% годом ранее, — отметила Виктория Торгунакова. — За прошлый год платформой «Freedom Ticketon» было продано почти вдвое больше билетов (5,6 млн) чем за 2023 год (2,9 млн). Оборот компании в 2024 году составил 25,4 млрд тенге. Интересно, что основная доля мероприятий, на которые приобретаются билеты, проходят в Астане (50,6%), Алматы (48,1%) и Караганде (33%).
Из всех сфер развлечений, по словам спикера, по количеству транзакций в Казахстане лидирует киноиндустрия.
— Киноиндустрия остается самым массовым видом досуга. За ней следуют концерты — через Ticketon.kz было продано более 700 тысяч билетов. На выступления звезд эстрады и театральные представления продали более полумиллиона билетов. Если смотреть на данную выборку по городам, то любителями просмотра фильмов на большом экране с самыми высокими показателями транзакций оказались жители Павлодара (68,3%) и Шымкента (64,1%). Больше всего транзакций по спортивным мероприятиям было совершено в Актобе (57,9%), — говорит Виктория Торгунакова.
Как сообщает «Freedom Ticketon», в 2024 году кинопрокат, как и в прежние годы, занимает основную долю продаж — 65,4% от всех событий рынка развлечений в денежном выражении. Далее идут гастрольные мероприятия – 23,9%, театральные события — 4,08%, спортивные – 2,05%.
По сравнению с 2023 годом, спортивные события потеряли почти половину от 4% в пользу кинопроката. При этом, показав за 2024 год наибольший, рекордный прирост в 102% по количеству мероприятий. Число проведенных гастрольных мероприятий выросло на 49%.
Концертные мероприятия показали отрицательную динамику, их проводили на 2% меньше, чем в 2023 году. Если в прошлом году состоялось 3 155 концертов, то в 2024 году – 3 115. При этом стоит отметить, что масштабы концертов и статусность приглашенных в Казахстан страну артистов значительно выросли.
Число казахстанских фильмов в 2024 году на рынке кинопроката выросло до 103 в сравнении с 2023 годом (72) и заняло 20% рынка против 80% зарубежных фильмов. Отечественные фильмы собрали более трети всего оборота — 18,4 млрд тенге, а зарубежные 29,2 млрд тенге.
Доля сборов от иностранных фильмов составила 61% по сравнению с казахстанскими – 39%. Самым востребованным фильмом прошлого года стал «Моана 2», собрав 1,85 млрд тенге в прокате. Второе место в рейтинге фильмов по посещаемости в 2024 году занял отечественный фильм «Дәстүр», собрав 1,72 млрд тенге, на третьем месте – «Веном: Последний танец» с 1,70 млрд тенге сборов.
Самым популярным фильмом в Астане стал анимационный фильм «Кунг-фу Панда 4». А вот в Алматы лидировал отечественный «Пейіш. Жұмақ ананың табанының астында». В Шымкенте, Таразе и Кызылорде отдали предпочтение казахстанскому фильму «Жездуха» В Павлодаре и Костанае чаще всего посещали сеансы мультфильма «Кунг-фу Панда 4».
События прошлого года с пометкой sold out (полная распродажа билетов) исключительно в онлайн-режиме, распределились следующим образом. Первое место занял ставший популярным в последние годы фестиваль гик-культуры – Comic Con Astana 2024 (38 879 всех проданных билетов). Интересно, что количества билетов, которые были проданы на популярный казахстанский гик-фестиваль, хватило бы на жителей таких городов, как Лисаковск, Житикара, Шахтинск, Аральск или Аксай. На втором месте — концерт всемирно известной казахстанской звезды Димаша Кудайбергена в Астане. С третьего по пятое место распределились продажи на футбольные матчи, в двух из которых участвовали футболисты из Актобе : ФК «Актобе» — ФК «Кайсар», ФК «Актобе» — ФК «Елимай», Норвегия – Казахстан.
Итоги традиционных опросов клиентов, проведенных компанией, показали следующее. Чаще всего респонденты хотели бы посещать кинотеатры, а публичные лекции и семинары — реже. Большинство опрошенных чаще всего выбирали поп-музыку из всех концертных жанров, представленных в 2024 году.
Основными причинами отказа от посещения кинотеатров была нехватка свободного времени, от спортивных мероприятий – не было интересных предложений, от театральных постановок – не интересен такой вид досуга, либо они не проводились в городах опрошенных людей. В то же время, пользователи готовы платить за билет в кинотеатр от 1 500 до 2 500 тг, в театр — более 5 000 тг, на музыкальные концерты — от 5 000 до 10 000 тг. Спортивные мероприятия готовы посещать, если стоимость билетов будет варьироваться от 2 000 до 5 000 тг.
— В этом году мы планируем пересмотреть формат наших ключевых мероприятий, в частности, к премии Ticketon Awards. Также в этом году мы порадуем казахстанцев концертами известных артистов, которые ранее ни разу не давали концертов в Казахстане. Следите за событиями в наших соцсетях, там будет много интересного», — поделилась генеральный директор сервиса онлайн-продажи билетов «Freedom Ticketon» Виктория Торгунакова.
Справка о компании:
Freedom Ticketon – система онлайн-покупки билетов, 12 лет лидирующая на казахстанском рынке. Компания работает в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. Ежемесячно сервисом пользуется более 4 млн пользователей. За время работы компания продала более 16 млн билетов на различные мероприятия (от 8 тыс. до 50 тыс. билетов в день). Сейчас к системе подключено более 250 различных объектов: кинотеатры, театры, спорт-арены, концертные залы. В Казахстане Ticketon.kz охватывает объекты в более 40 городах.
Фото: редакция портала «Эк-Спорт»