Выставка под названием «Хранительница времени» пройдет 15 февраля в 10.00 в художественной галерее, расположенной в этнокультурном центре «Шахристан», сообщает портал ec-sport.kz.
Республиканский историко-культурный музей-заповедник «Памятники Тараза» является организатором этого мероприятия в честь годовщины памяти художника Веры Викторовны Жулановой.
Живописцы маститые и начинающие, журналисты всех местных и республиканских изданий хорошо знали художника-реставратора областного историко-краеведческого музея Веру Жуланову. Многим из молодых художников Вера Жуланова дала путевку в жизнь. Корреспондент портала «Эк-Спорт» тесно общался с нею многие годы. Этому талантливому человеку были под силу и скрупулезные реставрационные работы по восстановлению, буквально по кусочкам, найденных на археологических раскопках ценных артефактов, и собственное самобытное художественное творчество.
Жамбылским реставраторам прибавилось работы в 2012 году, когда на территории бывшего Центрального рынка Тараза начались археологические раскопки древнего городища. Здесь обнаружено более сорока тысяч артефактов VI-XII веков, сотни тысяч керамических элементов, множество монет тюргешской эпохи и периода Кокандского ханства. Все эти археологические находки требовали тщательной реставрационной обработки, прежде чем они занимали свое место в экспозиции музея «Древний Тараз», или же в его запасниках. Множество артефактов были найдены и в ходе археологических раскопок на других объектах Жамбылской области.
Попробовала себя Вера Жуланова и в роли археолога, отправившись как-то на раскопки с археологической экспедицией «Туран». Одна из самых интересных находок из той экспедиции — фрагмент керамики с изображением девушки, приблизительно датируемый XI — XII веками, послужил вдохновением для создания картины. Увидев в этом фрагменте мотив орнамента знаменитого узорчатого мавзолея «Айша-биби», Вера Жуланова изготовила по этому образцу стилизованное изображение.
«Есть предположение, что это портрет легендарной казахской красавицы Айши-биби, — рассказала тогда на выставке археологических находок Вера Жуланова нашему корреспонденту. – Это уникально. Мы знаем, что в исламе запрещено изображение человеческого лица. Однако есть версия, что мастер, который изготавливал изразцы для мавзолея погибшей девушки, все-таки сделал ее изображение. Что характерно, вот такого рисунка узоров мавзолея «Айша-биби», с сочетанием женского лица восточного типа, как утверждают историки, нет нигде, это найдено впервые, и аналогов такому нет. Как и нет более нигде подобных орнаментов, представленных в мавзолее «Айша-биби». А этот мавзолей является не только популярным среди туристов историческим памятником жамбылского региона, но и местом паломничества людей из ближнего и дальнего зарубежья. Я впервые работала в археологической экспедиции, и была поражена тому, насколько наши археологи увлечены своим делом! Просто до фанатизма доходит».
Помимо уникального фрагмента древней керамики, на той выставке были представлены отреставрированные кувшины и прочая бытовая утварь периода средневековья, найденные археологической экспедицией «Туран».
«В нашем деле есть такие законы — оставлять отреставрированные части белыми, чтобы можно было определить, где оригинал, а где работа современного реставратора, — пояснила тогда Вера Жуланова. — Внешний вид реставраторы восстанавливают для того, чтобы посетители музеев могли понять, как выглядели предметы древности. Какой у них был первоначальный вид. Ведь многие найденные при раскопках артефакты представляют собою разрозненные осколки, кусочки чего-то целого, которое и восстанавливает художник-реставратор».
Участвовала она и в культурно-художественных десантах, отправлявшихся как в столицу и другие города Казахстана, так и в отдаленные села Жамбылской области, вплоть до самых дальних и суровых Мойынкумов. Жители больших городов и маленьких сельских поселков могли прикоснуться к древним артефактам отечественной истории, во многом благодаря и таким увлеченным своим делом людям, как Вера Жуланова.
Запомнились ее продуманные выступления, комментарии и пояснения в ходе персональных выставок многих жамбылских художников, а также разнообразных экспозиций.
Так, о необычных по исполнению картинах члена Союза художников РК, члена правления общественного объединения «Ассоциация корейцев Жамбылской области «Корё» Георгия Тяна Вера Жуланова сказала, что это работы зрелого мастера, искусно владеющего кистью и всеми жанрами живописи, а в великолепии образов и сюжетов раскрывается душа художника, его тонкое видение окружающей действительности.
О проходившей в областном выставочном зале Тараза экспозиции живописных работ, посвященных 70-летию Жамбылской области, Вера Жуланова отметила, что выставка представлена работами как молодых и подающих большие надежды авторов — Нурлан Раимов, Алия Ахметова, Ратбек Саукенбеков, так и маститых жамбылских художников — Владимир Матюшков, Галина Шумилина. А в целом, сказала она, живописная экспозиция наполнена теплыми тонами лирических пейзажей, проникнута трепетным чувством любви к родному краю.
О выставке «Бисмилла», на которой были представлены работы иранских художников, а по сути мастеров по каллиграфии и графики, использующих исконно иранскую технику каллиграфического письма, Вера Жуланова заметила, что посетителям выставки бывает трудно понять смысл, заложенный в этих произведениях, на которых фигурируют только письменные знаки.
«В каждом произведении присутствует имя Создателя. Немногие знают о том, что иранские художники никогда не используют в своих произведениях изображения людей и животных. Чтобы донести смысл этих произведений, их красоту и духовность, иранские мастера использовали в своих работах разновидности письменных знаков разного исторического происхождения, вносили элементы современной графики. Эти произведения одухотворяют. Письменные знаки, использованные мастерами, требуют не меньшего мастерства и фантазии. Каждый знак несет в себе тайный, глубокий смысл, каждая линия – говорит. И вероятно, чтобы понять эти произведения, надо проделать определенный путь, который человек проходит, прежде чем прийти к Богу», — прокомментировала тогда Вера Жуланова.
Обычный художник-реставратор выставочного зала, историко-краеведческого музея в обычном областном городе. И при этом талантливый мастер, живописец, тонко чувствующий красоту природы и людей, красоту и совершенство Божиего Мира.