Вторник, 18 ноября 2025   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
15:00, 17 мая 2025

Дыхание истории: Жайсан и Топ-Агаш


Среди археологических и архитектурных памятников «сакрального списка» значатся и тюркские культовые памятники урочища Жайсан в Шуском районе, передает ИА «Эк-спорт». Знаменитое урочище Жайсан является сакральным для каждого казаха местом, где в 1465 году молодые султаны Жанибек и Керей, объединив разрозненные рода Семиречья и долины реки Чу (нынешнее название «Шу»), заложили фундамент государственности казахов, создали первое ханство. Двести лет спустя, в 1663 году, в урочище Жайсан родился выдающийся казахский общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты Жаргы», оратор и поэт Толе би.

Святилище «Жайсан находится в числе уникальных мест Казахстана и представляет собой ритуальные ограды с каменными статуями знатных персон, поставленных в степи, в местах молений и ритуалов. Хорошо сохранившиеся с древних времен ритуальные конструкции с каменными статуями находятся между небольшими речками Теректы и Шатырколь. 35 каменных изваяний датируются V — VIII веками нашей эры.

Каменные изваяния — мужские и женские — установлены на курганах с сосудами в руках на уровне живота. Они были предназначены для проведения ритуалов поклонения высшим божествам тюркского пантеона — Тенгри (небу), Жер-су (земле-воде), Умай (женскому божеству, покровительнице домашнего очага), а также их земным воплощениям — обожествленным предкам. Скульптуры, установленные с восточной стороны оград в святилище Жайсан, изображают преимущественно мужчин, и лишь изредка женщин, и предназначены для поклонения и возвеличивания предков по отцовской линии.

Комплекс Жайсан имеет поминальный характер, здесь также находятся курган и ритуальное сооружение с каменным изваянием, на голове которого имеется убор, увенчанный тремя выступами, похожими на рога. Корни такой изобразительной традиции уходят в эпоху бронзы.

Священная роща Топ-Агаш: здесь исцеляют деревья, камни, воздух

За исцелением недугов и исполнением желаний приезжают паломники в рощу Топ-Агаш в районе Турара Рыскулова, в 60-ти километрах от Тараза. От трассы близ села Акыр-тюбе следует свернуть влево, и через 12 километров откроется степной простор с островками деревьев, один из которых и будет Топ-Агаш. Хранитель этого сакрального места Галымжан Узакбаев, живущий здесь же, построил для  паломников при въезде в священную рощу, как ориентир, арку с тремя одинаковыми проемами, символизирующими единство и равенство трех жузов.

По словам хранителя, местонахождение целительной рощи Топ-Агаш он вычислил по древнему Корану XIII века, который хранится в его семье. «Роща обладает рядом таинственных аномалий, — говорит он. — Здесь практически нет птиц, разная по структуре земля, странные деревья, растущие группами и имеющие в своей кроне разные листья. Считается, что каждый ярус – это жуз. Старший, Средний, Младший, объединенные в одно целое. Подобных деревьев в природе не существует, и, если попытаться их отсюда пересадить, на новом месте они не приживаются. От рощи постоянно исходит, тонкий еле уловимый аромат цветения джиды. Каждое дерево здесь имеет свои лечебные свойства. К примеру, дерево Старшего жуза помогает сделать карьеру, приносит прибыль, Среднего – содействует в разрешении споров и тяжб, Младшего – покровительствует творческим людям, спортсменам, помогает девушкам выйти замуж», — говорит Галымжан Узакбаев.

Сегодня сюда стекается масса паломников, жаждущих избавиться от болезней и получить исполнение своих желаний. Хранитель принимает всех паломников в построенном им самим домике за одним дастарханом, независимо от национальной или религиозной принадлежности.

Под руководством Галымжана Узакбаева паломники, приняв омовение, обходят святое место. Где-то надо водички попить из колодца, потом пройти к одинокому большому дереву, от него к группе деревьев. Первое посадили представители младшего жуза, дальше — среднего и старшего. Есть деревья, посаженные самим Абилхаиром, когда его здесь вознесли на белой кошме и объявили ханом.

Рассказывает жамбылский любитель истории, краевед Аскар Кошмамбетов: «История Топ-Агаш начинается с далекого XIV века. По народному преданию, именно здесь в 1378 году, родилась внучка Мактым Агзам Кожи (известного как Ахмет Яссоуи) Нурилла (известная как Домалак ана). Здесь ее встретил Байдибек би и взял в жены. Позже, при хане Булате, в 1726 году в этом месте Богенбай батыр собрал под своим руководством силы трех жузов, и в первый раз казахи выиграли бой у жунгаров, в три раза превосходивших их по силе. Об этом свидетельствует, находящийся рядом аул «Сұңқайты», название которого произошло от сокращенного выражения «Сұмырайдың беті қайтты», то есть место, где противник повернул вспять. Все павшие в той крупнейшей битве воины покоятся в Топ-Агаше. Не случайно деревья растут здесь группами. Где захоронен один воин – одно дерево, где пять или девять — там тянутся вверх столько же стволов.

Мой путь к этому святому месту начался с того момента, когда я услышал об удивительных деревьях, имеющих разную листву в одной кроне. Что я увидел там собственными глазами: на каждом из деревьев Топ-Агаш распускаются листочки трех видов: нижний ярус — вытянутые как у вербы, второй ярус — листья небольшие, округлые, на третьем уровне листья по форме как у осины. По легенде, это олицетворяет три жуза, объединенных в одно единое», — говорит Аскар Кошмамбетов.

В Топ-Агаше лечит всё: деревья, земля, воздух, камни. Есть камень — серый, с многими извилинами на поверхности, похожий на мозг. Считается, что он лечит головные боли. Более гладкий, с более ровной поверхностью, темно-серый, лечит печень. Самый главный камень — это камень темного цвета, на котором светлые прожилки кварца сложились так, что прочитывается слово «Аллах», написанное по-арабски.

В годы сталинских репрессий близ рощи создали исправительно-трудовой лагерь НКВД, откуда заключенных посылали на рубку леса в эту рощу. Но заключенные и их конвоиры заболевали странной болезнью, истекали кровью и умирали, поэтому рубку рощи прекратили.

«Верить или не верить рассказам — выбор у каждого свой, но интересен факт, которому есть живые свидетели из жителей нашего района. В 1937 году НКВД построил у нас исправительно-трудовую колонию, и для заготовки дров решено было срубить деревья в этой роще. Так вот, каждый, кто в роще поднимал топор, умирал от необъяснимой болезни. Десятки поселенцев погибли, пока НКВД-шники не отказались от этой затеи», — говорит ширакшы Галымжан.

На фотографиях, которые делают посетители священной рощи, можно увидеть массу светящихся сгустков, которые свидетельствуют о высокой энергетике этого места. Следует еще добавить, что Топ-Агаш находится в местности, где не так далеко, возле гор, располагается еще один загадочный сакральный объект Жамбылской области – дворцовый комплекс Акыр-Тас.

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Добавить комментарий

© 2025 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика