Три так называемых «малых города» есть в Жамбылской области – железнодорожный Шу и горняцкие Жанатас и Каратау. Города горняков Жанатас и Каратау в этом году отмечают свое 60-летие.
Ранее портал ec-sport.kz рассказывал об истории и перспективах развития города Жанатаса. В этом материале – рассказ о городе Каратау.
Как изменился город горняков Жанатас за 30 лет Независимости
Горняцкие города Каратау и Жанатас появились буквально в голой степи в 50-х годах прошлого столетия, когда в Жамбылской области началось промышленное освоение Каратау-Жанатасского фосфоритоносного бассейна, в недрах которого сконцентрированы значительные залежи фосфорных руд. Только разведанные запасы жамбылского фосфора исчисляются цифрой в 13 млрд тонн. 72% балансовых запасов фосфоритов республики находятся в жамбылских недрах.
Вместе с добычей фосфоритов началось бурное развитие всего региона — в этом ранее суровом пустынном крае строились огромные заводы, жилые массивы, социальные объекты, развивалась транспортная и коммунальная инфраструктура, благоустраивались города и поселки, в окрестностях развивалось сельское хозяйство.
Буквально в каждой жамбылской семье был кто-то, так или иначе связанный с химическим или сопутствующим ему производством. Даже песня тогда была популярна — «Фосфорный Джамбул». В былые времена химическая отрасль была основной в экономике области — и градообразующей, и жизнеобеспечивающей для ее жителей. Жамбылская область стала центром химической промышленности Казахстана. Здесь развился наработанный годами потенциал — ресурсный, кадровый, технологический, инновационный.
По мнению экономистов, и сегодня химическая отрасль является одним из перспективных направлений развития экономики региона. В наши дни жамбылская химическая промышленность производит продукцию более чем на 130 млрд тенге, обеспечивая свыше 70% экспортной продукции области, а доля ее в объеме производства химической продукции Казахстана составляет порядка 30%.
Юбилейные 60 лет Каратау
— Этот год юбилейный для нашего города – Каратау исполняется 60 лет. Кроме того, 95 лет со дня образования отмечает и наш Таласский район, — рассказывает уроженка и старожил города, педагог Татьяна Коляда. – Каратау в переводе с казахского означает «Черная гора». В романе казахстанского писателя, нашего знаменитого земляка Шерхана Муртазы «Черное ожерелье» — «Қара маржан» рассказывается о горняках Каратау и Жанатаса. Писатель часто приезжал в наш район, встречался с рабочими, инженерами, руководством и не понаслышке был знаком с тяжелым трудом в горной промышленности. В романе упоминаются наши рудники Чулак и Аксай, говорится о знаменитых геологах, которые стали первооткрывателями месторождений фосфора, это Петр Безруков, Борис Гиммельфарб и другие. Интересно, как писатель выразительно изобразил каратауские горы: «У старика Каратау, нет, пожалуй, ущелья, где бы не нашлось полезных человеку камней. …Горы совсем мрачные, холмы издали похожи на перевернутые казаны, полные богатств…». Вот такими богатствами, как свинец, газ, фосфор, с древних времен обладают наши каратауские горы.
По словам собеседницы, история химической отрасли в Жамбылской области началась еще в конце 1930-х годов прошлого столетия, когда геологоразведочная партия во главе с будущим академиком Канышем Сатпаевым представила отчет обследования запасов фосфоритов в предгорьях Каратауского хребта. Оказалось, что здесь находятся крупнейшие в СССР и значительные в мировом масштабе запасы фосфорного сырья.
По воспоминаниям видного партийного деятеля советских времен, руководителя нескольких жамбылских химических заводов Туйгынбека Темирбекова, Великая Отечественная война подтолкнула развитие химической индустрии Казахстана. Ведь страна нуждалась в продовольствии, для производства которого нужны были минеральные удобрения. Поэтому в суровое военное время решено было ускорить освоение рудников и на базе месторождения Чулактау начать строительство горно-химического комбината «Каратау», для развития которого проложить железнодорожную ветку Джамбул — Чулактау.
Работы по строительству химического завода начались сразу по окончании Великой Отечественной войны, и уже в 1950 году Джамбулский суперфосфатный завод дал первую продукцию. Потом были возведены и другие гиганты большой химии – производственное объединение «Химпром» и Новоджамбулский фосфорный завод (НДФЗ).
В 1946 году у подножия горного хребта Каратау, на заросших камышом болотах, появился рабочий поселок Чулактау и началось освоение месторождений. В 1963 году поселок получил статус города и был переименован в Каратау. В те годы здесь интенсивно строились новые заводы и фабрики, жилые здания, школы, больницы, библиотеки, Дома культуры, вся необходимая инфраструктура. Была объявлена Всесоюзная стройка, и со всех концов огромной советской страны на юг Казахстана приехали специалисты различных профессий, опытные специалисты из Новокузнецка, Липецка, Караганды и других регионов.
Все стройки были тесно связаны между собой, а сплоченность и самоотверженность трудящихся 30-ти национальностей, съехавшихся в Казахстан из всех регионов страны, вызывали восхищение. Люди были объединены одним стремлением — скорее запустить химическое производство.
«Разве думали наши отцы и деды, что там, где стояли их юрты, в отрогах хребтов Каратау таятся уникальные залежи «камня плодородия», что придет время, когда люди поднимут это богатство и поставят его на службу народу», — сказал однажды Динмухамед Кунаев, постоянно курировавший ход этого строительства.
На этих стройках, на предприятиях жамбылской химии, зарождались трудовые семейные династии. И в наши дни известны работающие на химпредприятиях фамилии. Это Павловы, Морозовы, Рыбинцевы, Кобзари, Бойко, Рыбель, Зайцевы, Абдуллины, Абдикемеловы, Камаловы, Керембаевы, Айнакуловы, Канатбаевы, Мадановы, Салимбаевы, Наримбетовы, Тлемисовы, Оразбаевы, Турсымбековы, Роман, Соловьевы, Хусаиновы и многие другие.
— В советские времена город Каратау являлся центром химической промышленности, — продолжает Татьяна Коляда. — В Каратау производились добыча, первичная переработка и поставка сырья фосфорным и химическим заводам СССР, а также на экспорт. В советское время около города действовало множество рудников и шахт, а также обогатительная фабрика. В самом Каратау работали множество предприятий других отраслей — молочный комбинат, крупный мясокомбинат, несколько обувных фабрик, работавших на местном кожевенном сырье деревообрабатывающий и цементный цеха, цех железно-бетонных изделий, ряд автопредприятий. Через Каратау проложены автомобильная и железная дороги, связавшие его с областным центром — городом Джамбулом (ныне Тараз). Была построена железнодорожная станция, она находится в 65 км к северо-западу от города Тараза. Население города достигло 55 тысяч жителей, людей привлекала сюда повышенная зарплата, различные льготы, хорошее социальное и продовольственное обеспечение. У нас действовал градообразующий горно-химический комбинат — один из крупнейших в химической отрасли страны вплоть до 1990-х годов.
После распада СССР, в середине 1990-х годов, город пришёл в запустение. Из развитого промышленного города, он превратился в депрессивный населённый пункт, начался экономический спад производства. Многие крупные промышленные предприятия прекратили свою деятельность, и город потерял большое количество населения, которое мигрировало в большие города в поисках работы. Из-за эмиграции населения опустели целые жилые массивы. Город Каратау покинули более 30 тыс. человек.
— Возрождению нашего города Каратау очень способствовала программа развития моногородов, которую приняли в Казахстане в 2012 году. Тогда в Каратау население было 28 тысяч и его отнесли по программе развития моногородов РК к городам с высоким потенциалом развития с преимущественным развитием добывающей промышленности. В Каратау был зафиксирован наиболее высокий среди казахстанских моногородов уровень самозанятости — 49,7%. Тем не менее, тогда наш город имел разбитый жилищный фонд, пустующие микрорайоны и значительно изношенную инфраструктуру. Программа «Развитие регионов» и была направлена на устранение этих проблем.
Уже к 2016 году стали заметны результаты реализации программы развития моногородов, принятой на 2012 — 2020 годы. Модернизировали сети тепло-, электро-, газоснабжения. Город Каратау полностью газифицировали, город на 100% обеспечили электроэнергией. Если до этого свет, воду подавали дозированно, в определенные часы, то с 2016 года жители ощутили постоянные блага цивилизации. На развитие и обустройство инфраструктуры инженерных коммуникаций Каратау было выделено 3,4 млрд тенге.
— Разработанная государством программа вселила надежду на то, что эти города снова оживут. В те годы в Каратау благоустроили и озеленили парк «Горняк», снесли аварийные многоэтажки, завершили строительство городской поликлиники, отремонтировали здание нашего Центра культуры и искусства имени Улбике акын. Появились новые школы, детсады, начали ремонтировать коммунальные предприятия и объекты соцкультбыта, спортплощадки. Люди активно занялись предпринимательством, начали строиться крупные предприятия – завод цианида натрия, цех по биологической очистке технической воды, цементный завод, промышленная переработка мрамора. В город начали возвращаться люди. В 2019 году население составило уже свыше 30 тысяч человек, — рассказала Татьяна Коляда.
Возрождению города Каратау во многом способствовал подъем жамбылской химии в лице компании «Казфосфат» и приход в этот регион с 2010 года крупнейшей международной минерально-химической компании «ЕвроХим», начавшей строить крупнейший горно-обогатительный комплекс для производства высококачественного фосфоритового концентрата и завод по производству широкой гаммы минеральных удобрений. Уже к 2016 году предприятия вышли на проектную мощность производства 640 тыс. тонн фосфоритной муки в год. К концу 2017 года на месторождении Кок-Джон в Сарысуском районе добыча фосфоритной руды дошла до отметки в 1,5 млн тонн, а на местном горно-химическом комплексе выдали первый миллион тонн фосфоритовой продукции. В 2018 году «ЕвроХим-Каратау» зафиксировало производство и отгрузку первого миллиона тонн фосфоритной муки с начала запуска проекта. Рабочими местами обеспечили около 500 жителей Каратау.
Еще один проект строительства и эксплуатации завода по выпуску минеральных удобрений мощностью 1 млн тонн в год планируется реализовать с 2021 по 2025 годы. На этапе строительства предприятия работой будут обеспечены 2000 человек. После сдачи объекта в эксплуатацию откроются 1 200 постоянных рабочих мест.
К 30-летию Независимости в Каратау в эксплуатацию сдали 72-х квартирный жилой дом, капитально отремонтированный на средства ТОО «Казфосфат» в рамках социальной ответственности компании. Квартиры получили работники предприятия, среди которых многодетные семьи, ветераны и инвалиды труда. В пятиэтажном доме, построенном для работников компании в соответствии с современными требованиями безопасности и комфортности, двухкомнатные, трехкомнатные и четырехкомнатные квартиры полностью подготовили к проживанию. Рядом с жилым домом оборудовали современные детская и спортивная площадки.
Каратауские знаменитости
Евгений Яровенко — единственный в Казахстане олимпийский чемпион по футболу.
Сергей Лукьяненко — писатель-фантаст.
Ерген Умиров — Герой Социалистического Труда.
Алишер Утев — казахстанский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Нышан Омирали — двукратный чемпион мира по паратэквондо.
Умит Битенова — айтыскер, поэт и писательница, автор нескольких сборников стихов и прозы, композитор и исполнительница песен.
Ербол Камбатыров — известный айтыскер, победитель областных и республиканских айтысов, лауреат республиканского конкурса театра юмора и сатиры, член Союза театральных деятелей РК.
Олег Пайбердин — российский композитор, дирижёр, педагог. Основатель ансамбля «Галерея актуальной музыки».
Ахмед Алиев — казахстанский спортсмен по армрестлингу, гиревик, тренер и спортивный функционер.
Пантелей Филикиди – гиревой спорт, заслуженный тренер СССР.
Пётр Филикиди — неоднократный чемпион Казахстана среди юниоров и взрослых, стал самым молодым мастером спорта СССР по гиревому спорту, выполнив этот норматив ещё в 15-летнем возрасте.
Мусагали Дуамбеков — казахстанский политический деятель, доктор технических наук, профессор, академик МЭА «Евразия», эколог.
Родник Тамды – святое место
Жамбылская земля богата многочисленными целебными родниками. Издавна местные жители пользовались родниковой целебной водой, насыщенной минералами и микроэлементами. За душевным и физическим здоровьем сюда едут паломники из других городов Казахстана, а также из соседних Кыргызстана и Узбекистана.
Близ города Каратау находится родник Тамды, рядом с которым можно видеть могилу святого. По преданию здесь нашел упокоение ученик Кожа Ахмета Яссауи по имени Тамды, который назвал появление этого родникового ключа проявлением Божьей воли и настолько пленился красотой этих мест, что остался здесь жить, и здесь же был похоронен.
Приезжие паломники и местные жители сегодня приходят к роднику Тамды и к могиле святого помолиться, испросить благословения и помощи в мирских делах. Прилегающая территория родника, мазар, домики для паломников, места для омовений – всё благоустроено, чисто, опрятно. Среди этих красиво уложенных камней, умиротворяющих звуков плещущей воды родника ощущаешь удивительный покой и понимаешь бренность жизненной суеты. Может быть, поэтому паломники приезжают сюда на несколько дней, чтобы молиться в тишине и покое, наслаждаясь этой удивительной атмосферой.
Город Каратау – молодой город, который появился на географической карте относительно недавно – в середине XX века. В глухой дотоле степи вырос процветающий город, один из центров химической промышленности юга Казахстана. Однако, как утверждают археологи, древнее поселение находилось здесь задолго до этого. Городище Тамды на западной окраине Каратау – загадочный памятник истории Казахстана и подтверждение древности этой местности. В 40-х годах XX столетия вместе со строительством нового города археологи изучали древние пласты и обнаружили комплекс сооружений. Ученые датируют это городище примерно VI-XIII веками, оно входит в список охраняемых государством памятников истории и культуры местного значения.
Чудеса в храме Каратау
Считающаяся первой в Казахстане замироточившей иконой «Спас Нерукотворный» находится в Жамбылской области, в городе Каратау, в храме Трех Святителей. Написана икона местным художником Виктором Исаевым в 1999 году. Мироточили и другие иконы, написанные этим мастером.
Уникальное явление мироточения связано с появлением на иконах маслянистой влаги (миро). Богословы и учёные ведут дискуссии о причинах и характере этого явления.
26 марта 2000 года, накануне главного православного праздника Пасхи, замироточила икона, называемая «Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа». На лике Иисуса Христа выступили капельки мира — благоухающего целительного вещества. Тогда благоухающую миром икону повезли в Тараз для совершения молебна, во время которого был зафиксирован первый уникальный случай исцеления 9-летней девочки от слепоты. Затем было еще несколько случаев исцелений людей с больными почками, с тяжёлыми кожными заболеваниями, от наркозависимости.
В 2017 году в канун православного праздника Крещения Господня эта икона опять замироточила. Затем в храме Трех Святителей в городе Каратау драгоценное миро проявилось еще на двух иконах — Пантелеймона-целителя и Иверской иконы Божией Матери.
По словам настоятеля церкви Трех Святителей о. Петра, служащего в этом храме более 20-ти дет, мироточение обычно считается знаком, предвещающим какие-либо важные, судьбоносные события, или же дается людям для укрепления духовного и исцеления телесного.
Церковь Трёх Святителей стала первым храмом, появившимся в Каратау в 1989 году. Три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — считаются покровителями города Каратау. Под православный храм перестроили обычный одноэтажный жилой дом. Во время разрушительного урагана 2012 года, когда в городе сильно пострадали жилые постройки, промышленные сооружения, были повалены деревья и столбы, — храм выстоял. Сейчас каратауская церковь Трёх Святителей с ее уникальными иконами является местом паломничества.
Творчество Улбике в Европе узнали раньше, чем стихи Абая
В каратауской земле нашла упокоение яркая и трагичная Улбике-акын.
— Улбике-акын, легендарная казахская поэтесса, похоронена в возрасте двадцати четырех лет в 1849 году в Таласском районе на берегу реки Талас-Коктал, — рассказал жамбылский историк Такен Молдакынов. — Имя поэтессы, в творчестве которой поднимались религиозно-философские темы, было предано забвению в годы Советской власти.
В 2002 году после публикации в «Егемен Казахстан» появился интерес к ее творчеству и биографии. Наследием Улбике занимались Серик Карабаев, Турсынбек Какишев, Шерхан Муртаза, Кадыр-Мырза Али, Куляш Ахметова, Туманбай Молдагалиев.
В процессе сбора биографического материала жители Туркестанской, Кызылординской, Жамбылской областей предоставили биографические материалы.
— Творчество Улбике просвещенная Европа узнала раньше, чем стихи Абая. Впервые ее произведения были переведены на русский и немецкий языки ученым из Петербурга Владимиром Радловым. О стихах Улбике-акын высоко отзывались Сабит Муканов и Мухтар Ауэзов. Много стараний, чтобы собрать драгоценное наследие Улбике, приложили фольклористы Копеев и Диваев, — отметил Такен Молдакынов.
Улбике Жанкелдыкызы — акын, импровизатор, певица, домбристка, родилась в 1825 году в Сырдарьинском районе Кызылординской области. В юные годы Улбике вместе с окружением известного бия Есмырзы переезжает в окрестности Аулие-ата (нынешний Тараз). Впервые она заявила о себе как поэтесса в 13 лет, а в 15 лет на равных состязалась с такими именитыми акынами того времени, как Кудери, Таспа кожа, Мадели кожа. По историческим свидетельствам, Улбике никто не мог победить в поэтических состязаниях.
Акын Кудери был влюблен в красавицу Улбике, но по суровым законам того времени ее отдали замуж за нелюбимого богача, от руки которого она и погибла. На совете биев, разбиравшем эту трагическую историю, акыну Кудери доверили вынести решение о выплате куна за убиенную Улбике. И Кудери выносит решение о выплате трех кунов, что, согласно своду законов «Жети жаргы», равноценно куну за хана или предводителя войска. Совет биев утверждает это решение.
Из богатого наследия Улбике-акын до сегодняшнего дня сохранилось около тысячи куплетов, что составляет лишь около 20 айтысов, а также некоторое количество стихов.
«…Я не могу найти себе подобных!» — задыхаясь от морального гнета и одиночества, говорила в своих стихах Улбике, размышлявшая о вечных истинах.
В 2005 году в честь 180-летия Улбике в городе Каратау открыли посвященный ей памятник и провели айтыс в ее память. Именем поэтессы назван Центральный дворец культуры Каратау и одна из центральных улиц Тараза. На сценах казахстанских театров идет музыкально-драматический спектакль «Улбике» по пьесе Мырзатая Жолдасбекова и Несипбека Айтулы.
Фото Архив областного историко-краеведческого музея