Яндекс.Метрика
Суббота, 27 февраля 2021   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
2:20, 26 сентября 2019

«Путешествие в Западный край»,или Что китайский монах Сюань-Цзян делал в Таразе 14 веков назад


История дипломатических, экономических, культурных и просто межличностных отношений между Казахстаном и Китаем, жителями Поднебесной Империи и Великой Степи,насчитывает не одно столетие. И прав был выдвинувший инициативу «Один пояс, один путь»Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, утверждая, что дружественные контакты между Китаем и народами Центральной Азии, современного Казахстана начались в глубокой древности.

В свою очередь казахстанский Глава государства Нурсултан Назарбаев уверен, что инициатива «Один пояс, один путь» — это новая парадигмасотрудничества между дружественными странамиКазахстаном и Китаем, и истоки этогосотрудничества уходят в глубину веков.

Огромные просторы Евразии, обладающие несметными природными богатствами изначительными людскими ресурсами, обещают стать благодатным полем для выработки современных механизмов регионального экономического партнерства. Благой целью инициативы «Один пояс, один путь» являетсяэкономическое процветание стран-участниц проекта, укрепление культурных связей между разными странами и цивилизациями, содействиемирному и устойчивому развитию Евразийского континента, на котором сегодня проживает 63% населения планеты. Экономисты подсчитали, чтопредположительный экономический эффект от реализации инициативы «Один пояс, один путь» составит свыше 20 трлн долларов.

Отметим, что в рамках проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» рассматривается создать три трансевразийских экономических коридора. Это северный транспортный коридор от Китая через Центральную Азию, Россию и до Европы. Это центральный коридор от Китая черезЦентральную и Переднюю Азию, Персидский залив и до Средиземного моря. И третий – южный – от Китая через Юго-Восточную и Южную Азию до Индийского океана.

Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москвучерез Казахстан (скорость поездов от 200 до 400 км/ч) предполагает увеличение мобильностинаселения, создание вдоль магистрали крупных агломераций, появление новых рабочих мест. Путь между Москвой и Пекином займёт двое суток, между Алматы и Москвой — менее суток.Ожидается, что высокие технологиивысокоскоростного наземного транспортаспособствуют внедрению инновационных технологий в строительстве, машиностроении, информационных технологиях.

Помимо этого, разрабатывается проект МорскогоШёлкового пути XXI века, включающего создание двух морских маршрутов. Один маршрут ведёт из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион. Другой маршрут соединит приморские районы Китая и Европычерез Южно-Китайское море и Индийский океан.

Сокращение в среднем на 50% транспортных путейчерез Евразию в Европу, благодаря инициативе «Один пояс, один путь», позволит не только получить от этого огромные прибыли, но и обеспечить надежность доставки грузов.

От просторов Великой Степи до врат Поднебесной

Кладезем исторических мест и событий являетсяжамбылская земля в междуречье Шу и Таласа, говорит известный казахстанский историк ТакенМолдакынов.

«На территории Жамбылской области происходили важные исторические события, сыгравшие огромную роль в истории казахского народа и народов Центральной Азии. Достаточно назвать, например, знаменитую Таласскую битву 751 года близ Тараза, которая предопределила развитие тюркской, китайской и арабской цивилизаций. Единственное в истории человечества арабо-китайское сражение произошло на реке Талас близ города Атлах, который входил в окружение городов древнего Тараза, одного из крупных центров Великого Шелкового пути. В 2014 году пять исторических объектов Жамбылской области были включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это городища Актобе(Степнинское), Кулан, Орнек, Костобе, а также Акыртас. Немало и других уникальных объектов на всем протяжении Шелкового пути находится в нашем регионе».

За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз испытал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, пережил множество переименований. В средние века город процветал. Иностранные государства, судя по историческим хроникам, стремились к сотрудничеству с правителями Тараза, направляя свои посольства. Своих послов отправляла в Тараздаже Византия, искавшая союзников среди тюрков Средней Азии. Однако после XIII века Тараз теряет былое могущество и на многие столетия погружается в запустение. И только в XIX веке возрождается под новым именем Аулие-Ата. Лишь в 1997 году Указом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева городу возвращено древнее имя Тараз.

Итак, в средние века Тараз был важным звеном на Великом Шёлковом пути, а в X–XIII веках становится столицей одного из уделов правителей Караханидов. В те времена город процветал, собирая богатую дань с торговых караванов, активно развивая культуру, искусства, науки, ремесла, имея даже свой монетный двор. На гербе древнего города красовался «барс с поднятой лапой» — символ могущества и процветания. До сих пор в юго-восточной части Тараза сохранились остатки древнего моста, по которому переходили караваны, следовавшие по Великому Шелковому пути.  

«Средневековый Тараз, город купцов и мастеров, был богатым и многолюдным перекрестком международных трасс, здесь можно было услышать персидскую, китайскую, согдийскую, тюркскую, славянскую речь. Упоминание об этом городе можно найти в китайских источниках середины 1 в. до н.э. в связи с одним из первых государственных объединений на территории Казахстана — Кангюйским», — говорит Такен Молдакынов.

***

Китайский буддийский монах Сюань-Цзян (602—664 гг.) известен своим 17-летним путешествием в Индию, где учился и общался со знаменитыми буддийскими мастерами. Путешествовавший по Центральной Азии, в том числе и по территории Жамбылской области, китайский монах Сюань-Цзян стал одним из первых, кто описал Тараз и его окрестности.

«Таинственный толстяк», как называли Сюань-Цзяна, известен как учёный, философ, путешественник и переводчик эпохи династии Тан. В своей книге «Путешествие в Западный край», переведенной на многие языки, включая русский, буддийский монах изложил итоги своего путешествия.

Известно, что буддизм возник в VI веке до нашей эры в Индии, после чего началось его проникновение в Китай, Среднюю Азию и Казахстан. Буддизм некогда оказывал значительное влияние на тюрков, до сих пор на территории Казахстана и Жамбылской области сохранились буддийские храмы и многочисленные артефакты.

Начав свое путешествие на восток в Индию в 629 году, Сюань-Цзян был вынужден двигаться на запад, так как в то время Китай вёл войну, зарубежные поездки были запрещены и император не дал разрешения на путешествие. Однако Сюань-Цзян убедил стражников у заставы Юймэньгуань в необходимости для него покинуть империю через Лянчжоу (Ганьсу) и Цинхай. Он пересёк пустыню Гоби и в 630 году, прибыл в Турфан, затем перешёлвысокогорные перевалы Тянь-Шаня и оказался на территории нынешнего Кыргызстана. Обогнув озеро Иссык-Куль, попал в Суяб (в Чуйской долине близ современного Токмака), где встретил кагана западных тюрков, в то время дружественных Китаю и благожелательно относившихся к буддизму. В живописных Меркенских горах на территории Жамбылской области (плато Сандыктас) у кагана была летняя резиденция, куда он отправлялся отдыхать во время летнего зноя.

Вот как описывает это монах: ««…От города Сушэшел на запад 400 ли. …Прибыл к Тысяче Родников. Земли, занимаемые Тысячью Родников, свыше 200 ли в поперечнике, с южной стороны — Снежные Горы, с трех остальных сторон — равнинные земли. Почвы влажные, леса густые. В последний месяц весны цветы пестреют ковром. Родников и водоемов — тысяча. Поэтому такое название. Туцзюэский каган приезжает сюда, спасаясь от жары. Здесь есть стадо оленей, многие из них украшены колокольчиками и кольцами. Они привычны к людям и не слишком боязливы. Каган дорожит ими; он издал указ о своем покровительстве над стадом и запретил убивать оленей. Кто нарушит указ, тому не будет пощады. Поэтому олени этого стада доживают до старости».

Описал он и знаменитый жамбылский загадочный комплекс Акыр-Тас, уже тогда, по его описаниям, лежавший в развалинах: «На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета; есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные как звёзды в Медведице».Действительно, до сих пор близ комплекса Акыр-тас известны древние курганы – «Жети курган», как их называют, и их расположение с высоты птичьего полета очень напоминает конфигурацию созвездия Большой Медведицы. В своей книге Сюань-Цзян описывает город Тараз: «От Тысячи Родников шел 140 150 ли. Прибыл в город Далосы(Тараз). Город в окружности 8-9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из разных стран. Продают изделия из кожи и шелка, золота, серебра и бронзы…Местные продукты и климат очень схожи с Сушэ…». Торговали в Таразе в те времена и гончарными изделиями, коврами, тканями, пряностями и многими другими товарами, говорит он.

Затем путешествующий монах направился на юго-запад к Чжэши (ныне Ташкент) и далее через Афганистан и другие страны попал в Индию.

Любопытно, что именно Сюань-Цзян вывез из Тараза семена лука, который с древних времен выращивали таразские дехкане и который ему очень пришелся по вкусу. До сих пор на землях Жамбылской области выращивают лук, отличающийся высокими вкусовыми качествами.

В конце своего путешествия Сюань-Цзян привёз в Китай из Индии 657 текстов на санскрите, организовал школу переводов в городе Чанъань и перевёл их на китайский язык. В 646 году по заданию императора Сюань-Цзян завершил свою книгу «Путешествие в Западный край [во времена] Великой Династии Тан» (大唐西域記). Написанный во время династии Мин знаменитый роман «Путешествие на Запад» вошел в число классических сочинений китайской литературы, получивших мировую популярность.

***

«Более чем двухтысячелетняя история взаимоотношений Китая и Казахстана показывает, что страны с разными национальностями, разными религиями и культурными традициями вполне могут вместе жить в мире и согласии, добиваясь совместного развития, если будут руководствоваться духом солидарности и взаимодоверия, равноправия и взаимной выгоды, инклюзивности и взаимного заимствования, а также сотрудничества во имя взаимной выгоды.Этому нас научил Шелковый путь», — мудро заметил председатель КНР Си Цзиньпин, подчеркнув при этом, что нужно всемерно укреплять практическое взаимодействие между странами, быть надежными партнерами для взаимной выгоды и общего выигрыша.

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Добавить комментарий

© 2021 Эк-Спорт