Что мешает бизнесу применять инновации?
Казахстан взял курс на инновационный путь развития. Выполнение задач, которые определил Глава государства Нурсултан Назарбаев, должно вывести страну в число 30 самых развитых государств мира. Действительно, сегодня представить современную республику без новых технологий весьма сложно. Надо отдать должное тем, кто, вняв призыву Президента, стал прибегать к инновациям. Однако, в этом плане существуют некоторые сдерживающие факторы, и прежде всего они касаются недостаточно широкого использования инноваций структурами малого и среднего бизнеса. Так в чём же дело? В этом и разбирался экономический обозреватель ИА «Эк-спорт».
Все и так устраивает?
Перво-наперво, следует подчеркнуть, что в Казахстане применение инновационных технологий уже вошло в активную фазу. Регулярно то или иное предприятие рапортует о запуске производства с применением инновационных технологий. Что, конечно, не может не радовать. К примеру, новые модернизированные цеха появились на крупнейшем химическом предприятии республики ТОО «Казфосфат».
Можно сказать и о подобных новшествах на других предприятиях тяжелой и легкой пищевой промышленности, которые с помощью инновационных разработок совершенствуют свое производство. Но речь в основном идет о крупных и состоявшихся компаниях… Положа руку на сердце, приходится констатировать: большинство субъектов малого и среднего бизнеса предпочитает работать по старинке. Что же мешает их технологическому развитию? Здесь, как оказалось, есть ряд объективных и субъективных причин.
— Применение инновационных технологий требует определённых финансовых вливаний, — считает экономист, член правления «Торгово-промышленной компании» Анвар Аскарбек. — В этом плане большинство субъектов бизнеса предпочитает работать по уже наработанной схеме, приносящей прибыль. Плюс к этому сказывается нежелание рисковать собственными средствами.
По словам экономиста, у казахстанских бизнесменов есть психологический барьер, связанный с финансовыми рисками. Внедрение инноваций недешево сегодня обходится. А зачем менять систему, если она и так в плюсе?
— Предприниматель начинает с того, что рассчитывает свои расходы и возможную прибыль, а также срок окупаемости вложений, — продолжает собеседник. — К примеру, на закуп автоматизированной линии из Германии, Китая или какой-нибудь другой страны мне необходимо 50 000 долларов, или около 19 миллионов тенге. Но сегодня у меня работают 10 человек, оплата которых составляет всего-навсего 50-60 000 тенге. Годовой фонд оплаты труда получается около 7-8 миллионов тенге. Если установить автоматизированную линию, то бизнесмен окупит свои средства не раньше чем через три-четыре года. В том-то и дело, что бизнес не может или не хочет ждать столько времени. Окупаемость в 5-10 лет могут позволить себе только крупные отечественные компании, малому и среднему бизнесу же деньги нужны уже сегодня. Ведь существует текущие расходы, в том числе погашение кредитов.
К тому же, не секрет, что порой предприниматели не имеют средств для обычного развития, не говоря уже об инновациях.
А где гарантии?
А вот глава компании «Интех» Расул Аллахвердиев называет еще одну причину, из-за которой бизнес не прибегает инновациям, а в результате оказывается не представленным на рынке того же Евразийского Экономического союза.
— Давайте рассмотрим такой пример, — предлагает он. – В стране бывают чистейшие инновационные разработки. Казахстанские ученые разработали кумыс в таблетках, производство которого можно было бы наладить по всей стране. Но предприятие, производящее кумыс, не торопится с внедрением разработки. Руководитель спрашивает у нас: а где гарантия, что такую таблетку кто-то будет покупать? То есть, актуальная проблема – это отсутствие маркетинговых инструментов на предприятиях.
Действительно, подобные новоявленные штуки требуют широкой рекламной кампании, на что большинство руководителей идут с неохотой. Ведь это тоже дополнительные расходы.
Ещё одна проблема, которую называют эксперты, касается информационной кампании. Увы, далеко не все бизнесмены всерьез задумываются об инновациях. В большинстве случаев они даже не представляют, какую именно инновацию можно применить на их производстве.
Найти выход из ситуации, по мнению наших собеседников, можно. Например, если успешный бизнес не торопится с внедрением новых технологий из-за нежелания рисковать, то следует обратить внимание на компании, испытывающие трудности.
— В стране, к сожалению, немало предприятий, которые работают в пол-оборота либо вообще простаивают, — говорит А. Аскарбек. — Зачастую предприниматели объясняют сложившуюся ситуацию неблагоприятной конъюнктурой рынка. Мол, конкуренция большая, сырье дорожает и так далее. Однако, им и невдомёк, что с конкурентами можно состязаться путем инноваций. Новое технологичное оборудование способно в разы снизить себестоимость продукции, а значит, сделать продукцию более конкурентоспособной. Вот только кто бы им подсказал?
А субсидии пробовали?
Чтобы инновации нашли действительно широкое применение в республике, специалист предлагает рассмотреть несколько вариантов, стимулирующие их развитие.
— Во-первых, не мешало бы рассмотреть возможность субсидирования применения инновационных технологий наподобие проектов в АПК. В том же сельском хозяйстве сегодня можно получить деньги на закуп техники, производство молока, мяса, яиц и так далее. Но такой подход уже неоднократно вызывал нарекания со стороны самих сельхозтоваропроизводителей. Они справедливо считают, что субсидии в основном получают крупные агроформирования. А малые остаются в стороне. Может быть, стоит хотя бы часть этих средств перенаправить на применение инноваций?
Каких именно — стимуляторов роста растений, оборудования для капельного орошения, препаратов и других инновационных разработок в сфере минеральных удобрений – другой вопрос. Это может быть определено в конкретном и доступном для всех перечне, утвержденном правительством страны.
И подобная политика нужна не только в сельском хозяйстве, но в других секторах экономики, а в особенности – в сфере малого и среднего бизнеса.
— Даже форма субсидирования процентной ставки по кредитам банков второго уровня могла бы дать бизнесменам возможность покупать высокотехнологичное оборудование для пищевой, текстильной промышленности и так далее, — считает собеседник.
Век просвещения
И если параллельно усилить информационную кампанию в средствах массовой информации, то бизнес оказался бы «просвещенным». При этом нужны нетрадиционные формы освоения государственного заказа. Бизнесменам должно быть понятно, в каких конкретно секторах и какие именно разработки помогут сделать их продукцию конкурентоспособной.
Расул Аллахвердиев, предлагающий жамбылскому бизнесу автоматизированные системы учета, рассказывает.
— Каждый индивидуальный предприниматель наслышан про инновации. Но чтобы внедрить их у себя на производстве – мало кто задумывался… Потому здесь важны и консалтинговые услуги. В этом плане тоже не нужно изобретать велосипед. К примеру, сегодня достаточно большую работу в плане поддержки бизнес-сектора проводят сразу несколько организаций и учреждений в стране, к примеру, Национальная палата предпринимателей «Атамекен». Сегодня здесь бизнесмены могут получить разного рода услуги – юридические, бухгалтерские, по составлению бизнес-планов и так далее. Такая организация могла бы взять на себя и работу по консалтингу на предприятиях.
Суть этой работы, по мнению Расула, будет заключаться в том, что лучшие специалисты организации, будь то Палата предпринимателей либо региональное управление предпринимательства, или другие подобные учреждения, работали бы на предприятиях в качестве менеджеров по развитию. Они могли бы как раз сосредоточиться на применении и разработке новых технологий. Задача таких специалистов будет заключаться в том, чтобы находить не только возможности приобретения оборудования, но и применения различных инструментов поддержки в рамках существующих государственных программ. Они могли бы работать по приглашению компаний, готовых к финансированию инноваций, в рамках определенного бюджета.
Собеседник уверен, что таких специалистов в республике найдется предостаточно.
Безусловно, благотворно сказалось бы и открытие в регионах инновационных центров, где могли бы работать над разработкой новых отечественных инноваций, внедрением их на предприятиях, а также консультациями предпринимателей по интересующим в этом плане вопросам.
— Никто не говорит, что инновации сегодня плохо внедряются у нас. Напротив, после предложенных Президентом страны ряда инициатив, в которых неоднократно говорится о цифровизации Казахстана, следует ожидать качественного рывка в этой сфере. Но уж точно бизнесу нужны ориентиры, которые станут катализаторами их развития.
В этом плане предложенные меры, на наш взгляд, не будут лишними.