К 20-летию органов государственной службы РК:
Каким должен быть государственный служащий?
Несколько лет назад по долгу службы мне пришлось обратиться в местный исполнительный орган для получения консультации по вопросу деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Направили в кабинет № 106 к руководителю юридического отдела по имени Татьяна (фамилию не сообщаю по этическим соображениям). Надо сказать, что пришлось выждать довольно длинную очередь и прождать минут 40, чтобы попасть к этой особе.
Не в службу, не в дружбу
Встретила меня женщина средних лет, которая на мое приветствие ничего не ответила. Возможно, была она не благодушном настроении из-за того, что утро не задалось. Но еще долго я ждал, когда она обратит внимание на посетителя. Дел у нее была куча. При мне она сделала, наверное, дюжину телефонных звонков, переговаривалась с коллегами по работе, накричала на своих подчиненных, при этом используя жаргоны в своем лексиконе. На мою робкую попытку обратить на себя внимание как отрезала: «Подождите!»
Когда дело дошло-таки до меня, честно говоря, не было уже никакой охоты рассказывать ей о том деле, с которым я пришел. Внутренне я уже сожалел о своем визите и, потому, наверное, не мог уже задать все те вопросы, на которые хотел получить ответы. Да и с другой стороны – ее ответы поражали своей лаконичностью: «Да», «нет», «не знаю».
Я подумал, что, видимо, дама эта слаба как юрист либо вообще не имеет никакого желания работать в системе госслужбы. А находится там только потому, что у нее кредиты, семья и так далее. А еще может быть, стоило сделать ей какой-нибудь презент, чтобы прониклась моими проблемами?
Потом я о ней много слышал. Будто общение с посетителями и подчиненными с использованием ненормативной лексики – это обычное дело. Или, вот, как по секрету тогда рассказал ее водитель, на своем служебном автомобиле она любила разъезжать по ресторанам, используя машину по выходным дням и уже после рабочего времени.
И всякий раз она вспоминалась мне при упоминании о государственной службе. Вот читаешь статьи о том, какие в Казахстане предпринимаются меры для улучшения обслуживания населения, что разработан Этический Кодекс госслужащих, вышел «Закон о государственной службе», «О борьбе с коррупцией», что идет речь о повышении зарплаты всем госслужащим, и вспоминаешь эту женщину.
«За что прибавлять зарплату таким, как она, которым нужна карьера?» — думал я.
Мне казалось, что она не выдержит таких жестких требований и уже, наверное, ушла с работы. Каково же было мое удивление, когда недавно я вновь обратился в данную инстанцию и снова попал к ней, в тот самый 106-й кабинет!
Бог мой, это вы ли?
Но какие поразительные перемены!
Передо мной сидела уже очень вежливая дама, которая с интересом меня выслушала и участливо дала разъяснения по всем возникшим вопросам. Ухоженная, опрятная, улыбающаяся… Стиль общения у нее чисто деловой, а со своими подчиненными она обходилась предельно корректно.
Вряд ли она узнала меня, по долгу службы ей ежедневно приходится принимать десятки посетителей. Но я отметил, какие разительные перемены произошли в ней. Также обходительна она была и с другими гражданами, поскольку все выходили из ее кабинета с улыбками.
В самом госучреждении уже нет таких очередей на прием как раньше. Документы выдаются в срок согласно законам.
Увидев ее водителя, я спросил: как теперь ему работается?
— Не знаю, что с ней произошло, — ответил он мне. – Но со временем она стала такой вот душкой. Теперь меня никто не задерживает допоздна и не просит возить в рестораны. Даже в школу ее детей я не отвожу. Я даже предложил ей недавно, когда она не успевала все сделать: давайте отвезу сына в школу! А она твердо сказала: на автобус посажу!
Тут мне пришли на ум пушкинские строки: «Ужель та самая Татьяна?»
Полная перезагрузка
Но здесь дело, конечно, не в романтических отношениях, а в тех мерах, которые государство принимает в деле реформирования государственной службы. И если быть конкретными, то они действительно меняют не только систему государственной службы, но и сознание самих служащих, которые должны укреплять госаппарат.
Директор Института философии, политологии и религиоведения Министерства образования РК Зарема Шаукенова отмечает, что начиная с 2000 года в стране выстроена система государственной службы, которая основывается на единых правилах и мотивациях, внедрены пять категорий госслужащих. За это время всего по совершенствованию системы госуправления принято порядка 36 нормативно-правовых актов.
По ее словам, произошла полная перезагрузка системы госслужбы.
— Например, упразднены квалификационные разряды, набор в госорганы идет на конкурсной основе. С 2004 года внедряются механизм электронного правительства, центры обслуживания населения по принципу «одного окна». В 2007 году в законодательстве появилось понятие «государственная услуга». Таким образом, казахстанская система госслужбы подвергалась модернизации и не оказалась в столь затруднительном положении, как, например, в Грузии, где властям пришлось фактически уничтожить старую систему, распустить МВД, ГАИ, другие органы и собрать качественно новые, — говорит собеседница.
Немаловажную роль при этом сыграли качественная реализация государственными служащими всех уровней Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы и пяти институциональных реформ Плана нации Президента РК Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов».
Безусловно, все эти меры будут содействовать осуществлению стратегической задачи нашего государства — вхождения в 30-ку развитых государств мира.
Уверен, что теперь гражданам страны будут оказываться качественные услуги, а встречать их будут служащие нового формата. Вежливые, грамотные, ответственные, как та переменившаяся Татьяна из кабинета № 106.