Пятница, 19 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
22:25, 06 октября 2017

Знаменитости в Таразе


 Продолжая серию статей в честь Дня города Тараза, редакция информационно-аналитического портала ecsport.kz расскажет о выдающихся мировых и отечественных знаменитостях, которые в разное время жили здесь, или же по разным обстоятельствам посещали наш город и оставили память в сердцах жителей Джамбула-Тараза.

Анна Герман – камзол для великой певицы

Известная исполнительница песен на разных языках мира, в первую очередь на польском и русском, была сторонником максимально тесных культурных связей между народами. Песни в исполнении Анны Герман лиричны и задушевны: «Эхо любви», «Когда цвели сады», «Гори, гори, моя звезда». Она выступала во многих странах мира, а диски и альбомы с песнями в ее исполнении выходили многотысячными тиражами.

Анна Герман родилась 14 февраля 1936 года в узбекском городе Ургенч, а затем, в 1943 году, оказалась в Джамбуле (нынешний Тараз) и прожила здесь до 1946 года. Ее мама Ирма Мартенс, из семьи голландских немцев, высланная из Польши, в Джамбуле преподавала немецкий язык в обычной школе, в которой училась Анна. В годы войны в Джамбуле существовали и польские детские сады и школы. Семья певицы жила напротив ресторана «Тюльпан» по ул. Советской, в одноэтажном домике, который не сохранился. Сейчас на этом месте за высоким забором много лет стоит «долгострой».

В 1946 году семья Анны получила репатриационные документы о том, что они поляки. Так получилось, что у мамы Ирмы был второй муж поляк, и поэтому они уехали из Джамбула обратно в Польшу.

В 1979 году певица посетила наш город с гастролями. Организацией встречи занималась заместитель председателя горсовета (мэр города) Лариса Алексеевна Щукина (слева на фото).

Тогда для Анны Герман лучшие джамбульские портные специально сшили национальный казахский камзол и меховую декоративную шапку. Останавливалась знаменитая певица в старейшей гостинице «Джамбул». По ходатайству областного общества немцев на фасаде гостиницы установлена мемориальная доска с ее именем.

Имя Анны Герман неразрывно связано с Таразом

В областном историко-краеведческом музее имеется обширная коллекция виниловых пластинок, а также компакт-диски с песнями Анны Герман. В 2014 году в музее открылась первая в странах СНГ экспозиция, в которой представлены личные вещи певицы, концертное платье, книги, посвященные ее творчеству. Среди предметов, фотографий и документов той эпохи в экспозиции хранятся бусы, подаренные Анной Герман жительнице Тараза Зайтуне Скрипаченко. Во время гастролей 79-го года певице так понравился прием в одном из ресторанов города, что она сняла свои белые бусы и подарила их молоденькой работнице, назвав ее по-польски «Зося». Зайтуна долгие годы хранила эти бусы в своей семье, и уже ее дочь Галима передала их в дар музею.

По словам официального биографа певицы и основателя Международного клуба поклонников Анны Герман в Москве Ивана Ильичева, певица очень тепло отзывалась о южном городе, о своих детских годах в Джамбуле и о последней гастрольной поездке в этот город. У Ивана Ильичева сохранилось письмо, которое было написано Анной Герман в Джамбуле для ее подруги. В письме она описывает теплый прием казахстанского зрителя, упоминает, что на концерте ей подарили красивый казахский халат и шапку в национальном стиле.

Народный артист СССР Евгений Леонов — никогда не бывал в таком теплом городе

Особо трепетное отношение к кинофильму «Джентльмены удачи» у жителей Тараза связано со знаменитой фразой одного из героев фильма Василия Алибабаевича: «Джамбул…Там тепло, там моя мама».

Любопытно, как именно «Джамбул» попал в этот фильм. Во время съемок эпизода, когда герои играют «в города», возникла заминка — название какого города СССР произнесет Василий Алибабаевич. И тут Евгений Леонов, игравший в этом фильме две главные роли, бандита по кличке «Доцент» и заведующего детсадом Трошкина, предложил «Джамбул». Накануне актер там был с гастролями, и ему запомнился южный теплый город.

Во время тех гастролей зимой 1970 года жительница Тараза Кульбаран-Хадиша Султанова (на фото слева от Евгения Леонова), первая женщина-водитель в джамбулском таксопарке, получив задание от начальства, возила Евгения Леонова по городу, показывала достопримечательности, даже пела ему песни. По ее воспоминаниям, выдающийся артист вел себя попросту, веселился, рассказывал анекдоты, «селфился» (фотографировался) со всеми желающими. Выступал в переполненном зале кинотеатра «Россия», встречался с трудовыми коллективами. Не отказал таксистам, пригласившим посетить таксопарк, где его встретили очень тепло и гостеприимно, а в столовой таксопарка для гостя накрыли праздничный стол.

В конце своих гастролей, актер сказал, что, несмотря на холодную зиму, никогда не бывал в таком теплом городе, как Джамбул.

Кинофильм «Джентльмены удачи» вышел в прокат через год, 13 декабря 1971 года. Снимался фильм быстро, всего за три месяца. Одним из мест съемки была тюрьма в городке Каттакурган Самаркандской области. Это было заведение строгого режима, поэтому всех актеров и операторов сопровождал вооруженный конвой. К счастью, обошлось без инцидентов, а заключенные были рады хоть одним глазком увидеть обожаемых актеров, некоторым даже удалось поучаствовать в массовке.

На закрытых просмотрах в Госкино и МВД высокопоставленные зрители хохотали, как дети. Возникшие сомнения, пройдет ли картина через цензуру, благополучно разрешились на просмотре у самого главного зрителя Советского Союза – Леонида Ильича Брежнева. Генсек также хохотал, а после просмотра махнул рукой на все замечания критиков по поводу жаргонного языка фильма, заметив, что тюремный жаргон знает каждый мальчишка СССР. Зрительский успех картины был оглушительным. Уже 14 декабря билеты на киносеанс, которые в советское время стоили 20 копеек, скупали перекупщики и продавали по 3 рубля. Прокатный сбор этого фильма составил рекордную цифру в 30 млн. рублей. Картина стала лидером проката 1972 года, собрав 65 млн. зрителей.

Примечательно, что это были не единственные гастроли Евгения Леонова в наш город. Спустя пять лет Евгений Леонов вновь посетил город Джамбул. Встречи были организованы не только с трудовыми коллективами, но и со школьниками. Одна из таких встреч состоялась в ДК «Химик» на Химпоселке для учащихся СШ №7 имени Циолковского.

В 2006 году к 35-летнему юбилею всенародно любимого кинофильма режиссера Георгия Данелии «Джентльмены удачи» в Таразе открыли памятник героям кинокартины. Открытие сопровождалось громкой информационной кампанией на всей территории постсоветского пространства. Столичные телеканалы и информагентства передали информации, телесюжеты о памятнике, сопровождая душевными комментариями о неразрывной дружбе народов, с нотками ностальгии по высокому советскому киноискусству. Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков прислал тогда благодарственное письмо в адрес акимата Жамбылской области, подчеркивая непреходящую взаимосвязь наших добрососедских стран.

Все эти годы необычный памятник был одной из достопримечательностей областного центра. Туристы, приезжающие в Тараз, непременно желали посмотреть на него и сфотографироваться с героями полюбившегося фильма.

Увы, но сегодня памятник «Джентльменам удачи» оказался в забвении из-за того, что торговый комплекс «Шахристан», в котором была установлена скульптура, закрылся в связи с проведением археоологических раскопок. Общественность Тараза в ожидании решения властей о том, чтобы отреставрировать памятник и установить его в более подходящем месте.

Танцор Махмуд Эсамбаев — главный чечeнец Советского Союза

«Знаете, в чем была сила Советского Союза? В том, что мы не считали, кто какой национальности, наши национальные песни и танцы многоголосием вливались в общую гамму песни. Песни, танцы народов, как блестки, собирались в один огромный бриллиант. Поэтому нас восторженно встречали везде, поэтому в Америке люди не спали ночами, хотели попасть на наши концерты», — это сказал великий артист, танцор Махмуд Эсамбаев, главный чечeнец Советского Союза.

Искусство Махмуда Эсамбаева было настолько интернациональным, что объединяло народы. Заполненный до отказа зал, стоявшие в проходах люди, овации, восторженные крики «Браво!», море цветов и подарков – таким запомнилось выступление в 1974 году в Джамбуле — Таразе великого сына чеченского народа. И в зале областного драматического театра были не только представители чеченской диаспоры, в годы войны депортированные в Казахстан. Искусство Махмуда Эсамбаева было близко и понятно всем, независимо от национальности.

Зрителям запомнился и юмор танцора. В тот год артисту исполнялось 50 лет. «На Кавказе говорят, что 50 лет для мужчины – это смешной возраст, — сказал он со сцены. – Жизнь в 50 лет только начинается…».

Его тонкой талии в 70 сантиметров, юношеской гибкости и изяществу можно было подивиться. Король танца, как будто у него не было костей, исключительно пластичен и гибок. Очень простой человек. И безумно обаятельный – так вспоминают те, кому посчастливилось побывать на его концерте.

«Он знал, что он, его искусство, несет помимо радости — объединяет людей, — рассказывает его дочь Стелла Эсамбаева. – Это была главная была цель в жизни. Он говорил: «Главное, чтобы люди были объединены, чтобы они не говорили, кто какой национальности. Об этом не думали». Это был фанат, трудоголик, он мог работать в репетиционном зале по 8 – 10 часов. Был одержим своим искусством и не представлял себя вне работы. Если он не репетировал, и если у него не было концерта, то он должен был целый день ходить помогать людям, кому он мог помочь. Все танцы он вынашивал очень долго, по 3 – 5 лет, у него не было спонтанных постановок. Одним из любимейших его танцев (помимо лезгинки), был «Макумба». Танец-заклинание — колдун режет белую курицу, наносит на себя магические пятна и начинает свой танец медленный, ритуальный для того, чтобы освободить людей от зла. И потом вбирает всю негативную энергию и в конце гибнет. Он настолько себя отдавал в этом танце, настолько входил в эту роль, что даже был такой случай: на сцене вошел гвоздь ему в ногу, и он дотанцевал и упал без сознания. Очень сильное впечатление оставлял у зрителя этот танец. Были случаи, когда приводили больных детей, просили его исцелять после этого танца. То есть настолько верили в то, что он на самом деле колдун».

Советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Махмуд Алисултанович Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги Чеченской автономной области РСФСР. Танцевал с раннего детства, в 7 лет уже плясал на свадьбах, куда его брала с собой мать. В 1939 — 41 учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 — в Пятигорском театре музыкальной комедии. Юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.

На момент начала депортации чеченцев и ингушей находился в Пятигорске. Ему было предложено остаться жить и работать в этом городе. Однако он отверг это предложение и отправился в депортацию добровольно. В 1944 — 46 годах руководил кружком народного танца в доме культуры посёлка Ак-Тюз Кеминского района Чуйской области Киргизии. В 1946 — 56 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе, где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года — солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1959 году Эсамбаев выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, южноамериканский континент, где имел грандиозный успех. После зарубежных гастролей создал свой коллектив.

Эсамбаев — создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество разнообразнейших танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и другие.

Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном были построены новые здания драматического театра и цирка.

Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Робертино Лоретти — последняя гастроль артиста

Мировая знаменитость, легенда 60-х годов, юный кумир с хрустальным голосом, получивший громадную известность во многих странах мира, итальянский певец Роберто Лорети, более известный как Робертино Лоретти, дал два концерта в Таразе.

Первый раз певец приезжал в Тараз в декабре 2006 года, в День Независимости. Тогда концерт итальянского легендарного исполнителя проходил на центральной площади «Достык» при огромном стечении народа. Идея пригласить мировую знаменитость исходила от акима Жамбылской области Борибая Жексембина. Непосредственный организатор приезда артиста жамбылский предприниматель Агадил Еркебаев вспоминает, что в то время Робертино ждали в Таразе, как пришельца с другой планеты. Тем не менее, как он утверждает, никаких условий пребывания в Таразе певец не ставил. Напротив, вел себя подчеркнуто скромно, без претензий. В Алматы, куда Робертино прилетел самолетом, таразцы приехали встречать его на двух «Мерседесах», с охраной, что 11 лет назад было чрезвычайно круто. Однако маэстро предпочел поезд лимузинам, и это при том, что поезда «Тальго» тогда еще не ходили по казахстанской железной дороге.

Забавный эпизод рассказал о том приезде итальянского певца Агадил Еркебаев: «Робертино пожелал фрукты, и мы в три часа ночи смотались в «Рамстор», набрали там экзотических папайю, маракуйю, привезли. А он и говорит: «Ой, а что это за плоды такие?». Да так, отвечаем, — это наши местные растения!».

Летом этого года состоялась новая – и, как выяснилось, последняя – гастроль артиста Робертино Лоретти. На летней эстраде Центрального парка имени Турара Рыскулова, до отказа заполненной зрителями, в продолжение двух часов кумир многих поколений радовал жителей Тараза превосходным вокальным мастерством, страстностью исполнения и искрометными шутками.

Перед концертом маэстро провел пресс-конференцию для журналистов, на которой заявил, что завершает свою гастрольную деятельность, в Казахстане даст два своих последних концерта, и один из них – в Таразе, где живет его давний друг.

«Баста! – сказал Роберто. – Больше вы меня на сцене не увидите. Мне очень жаль, что это происходит. Но уже 55 лет на сцене. Баста! Сейчас это предпоследнее представление. А 19 июля в Астане будет последнее. Возможно, я буду преподавать. В Санкт-Петербурге мне предложили вести мастер-классы вокала для детей. Возможно, такие мастер-классы буду вести в Казахстане, если пригласят».

С 2011 года музыкант участвует в проекте «Робертино Лоретти. Возвращение навсегда», который осуществляют его поклонники. В рамках проекта организуются концерты, творческие встречи, мастер-классы для юных талантов, открываются музыкальные школы, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Под патронатом Роберто Лорети прошел детско-юношеский фестиваль вокального мастерства «Соле мио».

Накануне поездки в Тараз в Астане состоялась пресс-конференция знаменитого певца, отметившего, что в Казахстане он имеет самых преданных поклонников. В столице Казахстана он посетил международную специализированную выставку ЭКСПО-2017.

Михаил Бондарев – шоковое состояние от Азии

«В Казахстане срослись мудрость и широта души, именно поэтому здесь стал возможен фестиваль землячества, дающий возможность еще раз признаться в уважении и любви к этой земле», — прокомментировал популярный российский шансонье Михаил Бондарев свою идею проведения в Таразе первого на территории Содружества и Центральной Азии фестиваля землячества «Страна Азия». Первый фестиваль прошел в августе 2013 года, гостями стали около двухсот бывших жамбылцев из ближнего и дальнего зарубежья.

Уроженец Джамбула, Михаил тепло вспоминает свои детские годы, связанные с горами, где они с друзьями пропадали в летнее время и с собой брали только соль и спички. От деда и отца Мише передались музыкальный слух и звонкий голос, он стал солистом городского школьного хора, часто выступал перед колхозниками, передовиками производства, на собраниях и субботниках. Репертуар составляли детские патриотические хиты 1980 годов – «Должны смеяться дети», «Солнечному миру – да, да, да!».

Музыкального образования Михаил Бондарев, автор многих популярных песен-хитов, не получил. А свою первую песню сочинил неожиданно для самого себя в степи между Алма-Атой и Джамбулом. Она была посвящена другу детства Владимиру Гейнерту, который с началом перестройки уехал на ПМЖ в Германию. Осознав, что товарища нет рядом и неизвестно, когда они увидятся, Бондарев написал пронзительную композицию «Молчит мой друг».

О профессиональной музыкальной карьере Михаил поначалу не думал. Обрушившаяся на страну перестройка разбросала многих бывших советских граждан по всему миру. Михаил Бондарев очутился в иранском городе Мешхед, где был единственным таксистом-славянином в мусульманском Иране. Он до сих пор с уважением вспоминает размер своих чаевых, что тогда было актуально, так как он успел жениться и у него родился первый сын. В Иране Бондарев подружился с бизнесменом Тауфиком Будая, гражданином Великобритании, и по его приглашению перебрался в Англию. Поначалу осев в Брайтоне, небольшом городке на южном побережье Великобритании, он «британизировал» свои имя и фамилию, превратившись в Майкла Бонда. Основным заработком стала музыка – он писал песни для местных русскоязычных исполнителей (в Англии большая диаспора наших бывших соотечественников), сам пел в ресторанах. Конечно же, песни того периода были об эмигрантской жизни. В 2001 году в Лондоне произошло судьбоносное знакомство Михаила Бондарева с Вилли Токаревым, который убедил Михаила переезжать в Россию, ведь только там могут по-настоящему понять и оценить его песни.

Мудрый Вилли был прав. Не сразу, но Россия высоко оценила творчество Михаила Бондарева. Но сначала артисту пришлось поработать на рынке «Каширский двор», поторговать диванами, которые сам и развозил покупателям. За рулем «газели» он сочинил немало песен. Одним из заказчиков мебели оказался заслуженный деятель культуры Российской Федерации Виталий Осошник, который согласился послушать песни Михаила, после чего стал его музыкальным директором. Вот тогда Бондарев уволился с рынка и посвятил себя музыке.

В 2005 году Михаил выпустил дебютный альбом «Снегопады», в котором спел дуэтом со своим «крестным отцом» Вилли Токаревым. Композиция попала в число лидеров ротации на «Радио Шансон». Затем были еще яркие композиции и интересные диски. Сегодня песни Михаила Бондарева по-прежнему популярны в «русской загранице» и звучат на русскоязычных радиостанциях США, Великобритании, Израиля, Германии, Австралии. Не забывает уроженец Джамбула и о своих казахстанских корнях, выступая в родном городе.

«Что говорили российские певцы, побывавшие на первом фестивале «Страна Азия» о Казахстане, о Таразе, — поделился с ec-sport.kz Михаил Бондарев. — Они не то чтобы были шокированы, но как минимум удивлены, а удивить артиста многого стоит. Мы ездим достаточно много, нам есть с чем сравнивать. Люди нам на пути встречаются, как правило, открытые, добрые. Но даже при всём при этом, по признанию всех  артистов, которые побывали в Таразе, они были как бы ошарашены азиатским умением встретить гостей. Если ресторан — то лучший, от души, если повезти куда-то — то так, чтобы удивить или древней легендой, как Айша-биби, или святым источником. А когда в течение нескольких дней всё это на тебя обрушивается, на выходе получается слегка шоковое состояние от Азии — гостеприимной, теплой и сердечной».

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика