Жамила Мамырханова, декан факультета гуманитарно-социальных наук Таразского государственного университета имени М.Х.Дулати, рассказала порталу ec-sport.kz о дистанционном обучении в вузе во время карантина.
«Ситуация, сложившаяся во всем мире в связи с тотальным карантином, может стать для вузов Казахстана достаточно серьезным испытанием на прочность. Повсеместное внедрение дистанционного обучения в школах и вузах республики продиктовано заботой о безопасности жизни и здоровья казахстанцев, а также стремлением к предотвращению эпидемии в стране.
Таразский государственный университет имени М.Х.Дулати, так же как и другие вузы Казахстана, в условиях пандемии продолжает учебный процесс в формате дистанционного обучения. Это довольно сложно, но в то же время есть возможность показать свои наработки в этом направлении. Идя в ногу со временем, наш университет начал внедрение дистанционного обучения еще задолго до объявления чрезвычайного положения. В вузе вот уже несколько лет функционирует отдел дистанционного обучения, который мы между собой называем ДОТ. Наряду с классическим очным обучением, обучающие имеют возможность получить образование в формате дистанционного обучения. Преподаватели вуза сдают по читаемым дисциплинам свои контенты, которые состоят из силлабуса, рабочей учебной программы, конспекта лекций, методических указаний по выполнению лабораторных и практических заданий и самостоятельной работы студентов, вопросов и заданий для рубежного и итогового контролей и т.д.Вот уже в течение нескольких лет сотрудники отдела ДОТ постоянно проводят в рамках повышения компетентности преподавателей различные курсы по освоению новых информационных технологий, где ППС вуза учится создавать контенты, видео-лекции, вебинары, тесты по программам (Smartlearning,Kahootи др).
И теперь, когда все студенты перешли на дистанционную форму обучения, мы убедились в том, что никакие форс-мажорные обстоятельства не могут быть преградой для получения полноценного образования. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможностиобучающихся в получении более полного образования.Мы также в очередной раз убедились в том, что в любом явлении помимо минусов есть и плюсы. Выйдя из зоны комфорта, мы научились находить выход из любого положения. Конечно, отсутствие реального контакта между преподавателем и студентом, недостаточная скорость интернета из-за перегрузки усложняют процесс обучения, но есть и положительные стороны данного процесса: возможность изучать материал в индивидуальном темпе, доступность обучения независимо от временного и географического положения, скорость осуществления обратной связи между преподавателями и студентами, социальное равноправие, возможность творческого самовыражения, а также благоприятные условия для самостоятельного получения знаний.
Парадигма «образование через всю жизнь» как никогда актуальна в наших непростых условиях. Мы, преподаватели, активно осваиваем новые технологии, в процессе дистанционного преподавания используем такие платформы как Microsoft Teams, Skype, Zoom, Classroom.google.com, которые дают обучающимсядоступ к образованию из любой точки Казахстана. При этом важно, что студенты из регионов, уехавшие домой на время карантина, могут не прерывать учебный процесс, а в случае отсутствия постоянного интернет-соединения или высоких скоростей получить доступ к лекциям в удобное для них время.
При этом мы ощущаем всяческую поддержку как со стороны Министерства образования и науки, так и со стороны администрации вуза. «Для организации учебного процесса всем педагогам и студентам будет предоставлен доступ к электронным платформам. В качестве инструмента будут применены видео-уроки, самостоятельная онлайн-работа, онлайн-курсы. Большая работа проводится по загрузке учебно-методических комплексов, тестов, цифровых образовательных ресурсов и так далее», — сказал министр образования и науки Республики Казахстан Асхат Аймагамбетов. Сотрудники офиса регистратора, центра новых информационных технологий ТарГУ организуют онлайн-конференции, вебинары, дают нам пошаговые инструкции по работе с различными IT-платформами. И студенты чувствуют поддержку вуза. Так, на открытой онлайн-встречеректор университета Махметгали НургалиевичСарыбеков дал обстоятельные ответы на все вопросы, которые волнуют студентов, вынужденных в условиях карантина поддерживать с вузом толькодистанционную связь. Руководство вуза дает отсрочку студентам по оплате за обучение. В поле зрения администрации судьбы обучающихся, оставшихся в общежитии. Это в основном студенты-иностранцы. Они получили помощь от университета в виде продуктов питания.
Студенты активно вовлечены в учебный процесс, который сейчас проходит в формате дистанционного обучения. Об этом свидетельствуют демонстрации онлайн-занятий в социальных сетях. Тандем преподавателей и студентов наглядно продемонстрировали обучающиеся образовательной программы «Культурно-досуговая работа», организовавшие замечательный онлайн-концерт, поздравив таким образом своих наставников с Днем казахстанской науки.
Вот уже третью неделю мы видим своих студентов только с мониторов компьютеров и экранов сотовых телефонов. Тем не менее, итоги этих дней учебы продемонстрировали возможности вуза и показали готовность преподавателей и студентов кобразовательной деятельности в новых условиях. Теперь мы можем с уверенностью сказать, что в результате включения обучающихся в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни», — рассказала Жамила Мамырханова.