Почему в Жамбылской области закрываются школы и готовы ли они к началу занятий, как решить вопрос с аварийными и трёхсменными школами и как избавиться от поборов в школах — обо всём этом в интервью корреспонденту ec-sport.kz руководитель управления образования областного акимата РахииТурмаханбетовой.
— Рахия Сейтбековна, первый и главный вопрос – всё ли готово в наших школах ко Дню Знаний?
— К учебному году наши школы полностью готовы. Учебниками обеспечили на сто процентов. В этом году из бюджета на учебники было выделено 2,7 млрд. тенге. В рамках проекта «Легкий портфель» с 1 сентября на сайте Министерства образования для детей и их родителей будут доступны учебники в электронном формате, где их можно будет скачать. Ожидается прием в первый класс 28 тысяч детей, это примерно на три тысячи первоклашек больше прошлогоднего. В фонд всеобуча в этом году выделено 2,9 миллиарда тенге, это на один миллиард больше, чем в прошлом году. Горячим питанием охвачено сто процентов наших школьников, 30 тысяч ребят из малообеспеченных семей. Всего в области в прошлом году работали 446 школ, в этом году 442, за счет того что в отдаленной сельской местности закрылись четыре начальные школы. В этих школах всего было по три — десять учеников. Теперь же все ребята будут охвачены учебой — где-то в интернате, где-то у родственников, где-то подвоз в другие села. Но зато будут учиться в полноценной школе, по государственному стандарту образования. У нас сейчас есть 39 сел, не имеющих школ, там числятся 880 детей, для всех них организован подвоз в другие села, задействовано 95 автобусов. Но есть и такие близко расположенные населенные пункты, где можно спокойно дойти пешком.
— Уже который год на августовских совещаниях звучит проблема дефицита учительских кадров в наших школах…
— Как такового дефицита кадров у нас нет. Требуется в наши школы 360 учителей – это, в основном, на замену педагогов пенсионного возраста. Сейчас идет прием, идет смена поколений. Есть некоторый дефицит в отдаленных районах преподавателей физики, русского языка и других. Но это не говорит о том, что не ведутся эти предметы. Учителя работают по совместительству. Работаем также с вузами. Ни один класс не останется без учителя.
— …И каждый год поднимается проблема дефицита мест в детских садах и огромных очередей…
— К концу этого года мы решим эту проблему. Дети от трех до шести лет у нас сейчас на 98,9 процентаохвачены дошкольным образованием. Ста процентов мы достигнем к концу года, так как планируем открыть еще 16 частных садиков. Доля частных детских садов составляет 31,4 процента. По сравнению с прошлым годом это на два процента больше. В частных дошкольных учреждениях образования у нас есть государственный заказ, поэтому есть интерес бизнес-сектора к этому. Очередность детей от одного до шести лет составляет сейчас примерно 13 тысяч детей. Сравните – несколько лет назад эта цифра доходила до 50 тысяч и более. Сразу с рождения можно подать заявку на очередь в садик в электронном формате. Распределение мест в детских садах у нас сейчас полностью автоматизировано, всё открыто и прозрачно. Это касается всех видов деятельности учреждений образования нашего региона. Начиная с этого года, каждый детский сад, каждая школа на своих сайтах размещают сведения обо всех своих финансовых расходах, свой бюджет для всеобщего ознакомления. Хотелось бы большей активности со стороны попечительских советов. Чтобы не просто наблюдали со стороны, а участвовали в решении проблем.
— Как будут бороться с «вечным злом» — поборами в школе?
— Больной вопрос. Ежегодно издаем приказы, ежегодно направляем письма, в каждой школе есть информационные стенды, где висят эти приказы. Все директора школ и педагоги ознакомлены. Поборы — это противозаконно. Мы любыми путями пресекаем это, предупреждающие меры принимаем. Если есть какой-то факт, обязательно разбираемся, принимаем меры, вплоть до увольнения. Вот недавно в социальные сети выложили видео по детскому садику города Тараза– как бы собирали деньги для санэпидемстанции. Мы уже уволили руководителя. В Жуалынском районе коллектив школы тоже обратился с жалобами на поборы. Тоже уволили директора. У нас телефон доверия работает, поступают сигналы – сразу же направляем письма в соответствующие органы. Но, к сожалению, бывает, не называют ни фамилии, кто собирает, ни фамилии, кто дает взятки. И как потом разбираться…
Когда завершается учебный год, мы обращаемся к родителям, что не нужно собирать на ремонт или на что еще. Если сами родители выражают желание помочь школе – это никто не исключает. Но для этого есть попечительский совет школы, есть родительские комитеты в каждом классе. Если родители хотят – пусть сдают средства на нужды школы, но всё должно быть прозрачно, открыто и каждая копейка должна быть учтена. И туда никто не должен вмешиваться – ни директор, ни учителя.
— Насколько успешно в сфере образования Жамбылской области реализуется программа «Цифровой Казахстан»?
— В этом году вся система приема в школы автоматизирована. Хочу отметить, что все наши школы подключены к единой цифровой системе, и стопроцентно автоматизирована система постановки детей в очередь, получения направления в детский сад, приём в первый класс в школу, в лагеря отдыха, приём на обучение в организации технического и профессионального образования. Областной показатель обеспеченности кабинетами новой модификации составляет 51,3 процента, рост за три года составил более шести процентов. Увеличилась оснащенность компьютерами рабочих мест учителей — до 91,4 процента против 65,6 процента.Все школы Жамбылской области полностью охвачены Wi-Fi сетью.
— Каждый год школы переживают эпопею ремонтов. Как с этим обстоит на этот год?
— За последние три года финансирование сферы образования нашей области выросло на 30процентов, составив 130 миллиардов тенге. Из них 5,1 миллиарда тенге предусмотрено на строительство и капитальный ремонт объектов образования. В этом году проведен капитальный ремонт в семи школах. В школе Шуского района работы завершатся к первому ноября, и это не помешает учебному процессу. Ремонт затянулся в связи с тем, что деньги были выделены только в мае по программе благоустройства аулов, и, пока прошла процедура закупа, заключения договора, только 12 августа начали работать. Со всеми родителями проведена разъяснительная работа. Эта школа имеет три учебных корпуса, занятия будут проводиться в две смены в определенной части школы, пока в другой будет проходить ремонт. Подвоза в другие школы не будет, и срыва учебного процесса не будет.
В целом по области идет интенсивное строительство десяти новых школ. С начала года у нас шло строительство взамен четырех аварийных школ и одной трехсменной школы. К новому учебному году в эксплуатацию сдаем пять новых школ. Из них одна школа вместо аварийной, еще одна вместо трехсменной в Байзакском районе. Еще пять новых школ по графику откроем уже в 2020 году. Строительство десяти школ даст нам возможность ликвидировать в регионе трехсменные школы. Проблему аварийных школликвидируем, когда к 1 сентября следующего 2020 года сдадим еще три новые школы. Деньги на это уже выделены, строительные работы будут начинаться. Но есть еще 16 школ с дефицитом ученических мест. Эта проблема будет решаться поэтапно, в соответствии с Дорожной картой, утвержденной акимом области. Планируется построить за три года 48 объектов образования. В этом году идет строительство восьми школ за счет местного бюджета, остальные будут построены в 2020 – 2021 годах. В их числе и школы, которые возведут вместо школ, построенных до 1980 года, которые уже требуют обновления и могут пополнить категорию аварийных. Чтобы решить эту проблему в Таразе, в строящихся жилых массивах, в ближайшие два года появятся семь новых школ. Мы продолжим работу по строительству новых школ за счет бюджетных средств. Утверждена Дорожная карта строительства объектов образования на трехлетний период, в нее вошло 48 объектов образования, в том числе 25 школ. Запланировано строительство восьми объектов на этот год, 24 в 2020 году и 16 — в 2021. В Таразе в ближайшие два года планируется строительство семи школ на три тысячи ученических мест
— Спасибо за беседу.