Законотворческие инициативы для совершенствования регистрации по месту жительства выдвигает ОО «Мирэкл», сообщает ИА «Эк-спорт».
По ходу реализации проекта «Я – гражданин РК!» ОО «Центр адаптации детей-сирот и выпускников детских домов «Мирэкл» сгенерировало ряд предложений для решения проблем, связанных с обязательной регистрацией по месту жительства, и для предупреждения коррупционных рисков.
Напомним, что нестандартные ситуации, касающиеся регистрации населения, в Таразе решает небольшая инициативная группа молодых людей, которую поддержали Международный банк реконструкции и развития и Министерство образования и науки РК в рамках республиканского проекта «Развитие молодежного корпуса».
— Семьи мигрантов, семьи, не имеющие возможности зарегистрироваться по месту жительства, лишены доступа к социальной поддержке государства. Без этого не оформляется ИИН, нет доступа к медицинским услугам, невозможно получить специальное образование, нет доступа к адресной социальной помощи и т.д. Есть прецеденты, когда без регистрации в медучреждениях не ставят на учет беременных женщин, а детей не принимают в школу, — рассказывает член совета ОО «Мирэкл» Рауф Сабитов.
Практика показывает, что существует ряд объективных причин, по которым значительная часть населения в Казахстане не имеет возможности зарегистрироваться по месту жительства. Обязательная регистрация регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, которые не обеспечивают на практике полный охват населения.
— Мать пятерых детей Раиса М. проживает в доме, хозяин которого находится в местах лишения свободы. По этому адресу прописать детей невозможно. Как быть в таких случаях, законодательство не дает ответа. Ещё одна мать пятерых детей выпускница детского дома Людмила К. не имеет возможности получить законную прописку в городе Таразе, чтобы поставить на учет на арендное жилье своих детей. Другая выпускница детского дома, Надежда М. также имеет пятерых детей, с которыми она живет на даче, купленной по расписке. Прежний хозяин собственность не оформил. Председатель дачного кооператива забрала расписку и грозится выгнать семью. В таком же положении и Малика К. с двумя детьми, живущая с мамой на даче, которую уже много лет они не могут оформить в собственность. Мама Рузанны М. купила жилье в бараке по расписке. Юрист за оформление жилья в собственность запросил 80 тысяч тенге. Таких денег в многодетной семье нет. Пособие семья никогда не получала, шестеро детей Рузанны не состоят на учете в поликлинике.
— — В этом же списке и выпускники детских домов — инвалиды с ментальными нарушениями. Многие из них скитаются без постоянного крова более десяти лет. Сергею М., Сергею О., Алексею Б. не раз доводилось переживать холодные зимы в люках центрального отопления и в подвалах многоэтажных домов. Существующим законодательством они поставлены в такие условия, что постоянно находятся под угрозой штрафа за нарушение правил обязательной регистрации. Кроме того, немало случаев, когда, например, выпускники детских домов, получившие государственное арендное жилье, готовы разделить свою квартиру с нуждающимися сотоварищами. Однако зарегистрировать их у себя они не могут, так как полномочиями на это обладает только арендодатель, — говорит Рауф Сабитов.
По мнению таразского правозащитника, необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты РК, регулирующие институт обязательной регистрации населения по месту жительства, для того, чтобы обеспечить беспрепятственную возможность регистрации для тех, кто не имеет в собственности жилья или правоустанавливающих документов на него, а также лиц, не имеющих документов, удостоверяющих личность. Он вспоминает случай, когда правоохранительные органы разыскивали опасного преступника, совершившего двойное убийство. Как выяснилось, тот никогда и нигде не был зарегистрирован, поэтому следователи оказались в затруднении.
— Для получения точной информации о количестве и месте проживания людей необходимо без всяких условий дать возможность каждому регистрироваться в уведомительном порядке. Например, если у предоставляющего кров не имеется правоустанавливающих документов на жилье, то достаточно указать контактные данные и причину отсутствия документов.
Необходимо также решить вопрос с бездомными, живущими на отдаленных фермах, в подвалах, канализационных сетях, вагончиках и других приспособленных для жилья местах. Как правило, в них обитают больные алкоголизмом или наркоманией люди.
Общественный деятель также говорит о необходимости провести амнистию для социально уязвимой категории населения, в том числе и мигрантов, — за нарушения Правил регистрации населения по месту жительства. Для не имеющих официальной работы установленные штрафные санкции — непосильны, и поэтому люди предпочитают лучше жить без документов.
В поле зрения ОО «Мирэкл» находятся десятки таких лиц из числа мигрантов из соседних республик, а также цыган «рома» (потомки крымских цыган). По сведениям других НПО, особенно много апатридов (лиц, не получивших гражданство в стране пребывания) среди цыган «люли» (среднеазиатские цыгане), компактно проживающих в г.Таразе и в Жамбылской области. Отсутствие возможностей для официальной работы, либо получения средств на существование от государства вынуждает их криминализироваться.
Имеющиеся данные позволяют утверждать, что численность недокументированных лиц достигает на территории республики десятков тысяч человек и представляет собой серьезную проблему. Документирование населения является важным элементом безопасности страны. Это особенно актуально, когда существуют глобальные угрозы, связанные с такими проблемами, как торговля людьми, экстремизм и терроризм. Наличие документов и всеохватная регистрация будут выгодны и самому государству.
— Учитывая настоятельную необходимость регистрационного учета по месту жительства, как в целях социальной защиты населения, так и в целях борьбы с преступностью, следует отметить, что система регистрации в нынешнем виде не только оказывает серьезную бюрократическую нагрузку на правоохранительные органы, но и является благодатной почвой для коррупции, — считает Рауф Сабитов.
Будучи потенциально важным инструментом планирования и бюджетирования, институт регистрации нуждается в таких преобразованиях, которые сделали бы ее более упрощенной, доступной и, следовательно, эффективной.