Четверг, 28 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
9:45, 17 ноября 2017

Развитие местной конкуренции в рамках реализации 53 шага Плана нации «100 конкретных шагов»


 В рамках программы Главы государства «План нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» реализован двухэтапный переход изменения концепции работы антимонопольного органа, передает ec-sport.kz (ИА «Эк-спорт»).

В Таразе состоялась пресс-конференция, в ходе которого руководитель Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Жамбылской области Ерболат Дуйсембиев рассказал об изменении концепции работы антимонопольного органа и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

На I этапе (2015г) были внесены масштабные изменения в антимонопольное законодательство РК по изменению концепции работы антимонопольного органа на базе Обзора ОЭСР.

На II этапе (2016г) проведена детализация, внесены поправки в законодательство, направленные на усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы, а также доработку отдельных норм законодательства в соответствии с рекомендациями, отраженными в Обзоре ОЭСР.

По итогам реализации 1-го этапа принят Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан, в который имплементированы нормы Закона Республики Казахстан «О конкуренции», а также внесены ряд изменений, направленных на снижение административных барьеров и улучшение бизнес климата, и усиления роли и значения антимонопольного органа.

В частности, данным Кодексом внедрены новые инструменты антимонопольного регулирования, такие как, институт уведомления о наличии в действиях (бездействиях) субъекта рынка признаков нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции, позволяющий субъекту бизнеса до начала процедуры расследования исправить свои нарушения без применения мер антимонопольного реагирования. Также введено понятие «картель», которое направлено на более четкое определение признаков общественного вида нарушения и совершенствования практики его выявления.

При антимонопольном органе создана согласительная комиссия по рассмотрению материалов дел о нарушениях в сфере конкуренции до принятия окончательного решения, который позволяет по итогам расследований, до принятия решения антимонопольным органом, выслушать аргументы субъектов бизнеса.

Второй пакет поправок принят Законом от 28 декабря 2016 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции и жилищного строительства».

Данным Законом регламентированы задачи, статус и порядок работы антимонопольного органа, а также механизм взаимодействия с правоохранительными органами.

Введен новый инструмент регулирования «антимонопольный комплаенс», который позволяет, бизнесу совместно с антимонопольным органом выработать принципы и правила поведения на товарных рынках и корпоративные риски совершения правонарушений.

Кроме того, в целях развития конкуренции в соответствии с принятыми поправками, проведена работа по сокращению участия государства в предпринимательской деятельности. Постановлением Правительства РК от 28 декабря 2015 года № 1095 был принят Перечень видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами с участием государства, в результате чего деятельность юридических лиц с участием государства сокращена в Республике Казахстан на 47% с 652 до 346.

С 1 января 2017 года Реестр доминантов был полностью отменен, и введен новый вид ценового регулирования на общественно значимых рынках в 4-х сферах по следующим услугам:

  • розничная реализация товарного газа и сжиженного нефтяного газа через газораспределительные установки;
  • розничная реализация электрической энергии;
  • услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, включая услуги локомотивной тяги;
  • услуги аэропортов при обслуживании внутренних рейсов.

Таким образом, реформирование системы регулирования произошло путем перехода от ценового к антимонопольному регулированию, который являясь достаточно «мягким» инструментом, в то же время обладает более жесткими последствиями и в первую очередь, финансовыми.

В рамках принятия мер антимонопольного реагирования, за истекший период 2017 года Департаментом было проведено 19 расследований нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции, из них, на предмет антиконкурентных действий местных исполнительных органов – 17 расследований. По результатам Департаментом в отношении должностных лиц (акимы сельских округов, руководители отделов районных акиматов) возбуждены 18 административных дел по части 1 статьи 163 КоАП РК с наложением административного штрафа в размере 680 700 тенге на каждое лицо. Итого, общая сумма наложенных штрафов составило 12 252 600 тенге, из них на сегодняшний день поступило в бюджет 6 045 600 тенге;

Кроме того, Департаментом в адрес местных исполнительных органов внесено 17 предписаний об устранении нарушений законодательства в области защиты конкуренции. Расследование на предмет антиконкурентных согласованных действий (ценовой сговор) в отношении субъектов рынка занимающихся розничной реализацией лекарственных препаратов (ТОО «Коныс Б», ТОО «Жасулан и К», ТОО «Амир и Д» и ТОО «Садыхан»). По итогам расследования вышеуказанных субъектов рынка было возбуждено административное дело по части 2 статьи 159 КоАП РК с наложением административного штрафа и с конфискацией монопольного дохода на общую сумму в размере 593 906 тенге.

Расследование на предмет злоупотребления доминирующим положением в отношении АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» в части повышении цен на услуги хранения ГСМ с проведением лабораторного анализа и аренду резервуаров. По итогам расследования в отношений объекта возбуждено административное дело по части 3 статьи 159 КоАП РК, который предусматривает наложение административного штрафа с конфискацией монопольного дохода в размере 810 346 тенге.

По итогам расследований в отношении субъектов рынка, Департаментом внесено 2 предписания об устранении нарушений законодательства в области защиты конкуренции.

Вместе с тем, на сегодняшний день в связи с резким увеличением стоимости на социальные значимые продовольственные товары Департаментом в отношении 7 крупных супермаркетов Тараза (Метроном, Дамдес Сауда, Вкусная Корзинка, Гаухар, Тарго, Юбилейный, Смарт) начато расследование по признакам нарушения, предусмотренных подпунктом 1) пункта 1 статьи 169 ПК РК, как антиконкурентные соглашения субъектов рынка, в части по установлению или подержанию цен.

Также, в связи с удорожанием цен на уголь Департаментом проводится расследование в отношений субъектов рынка занимающихся оптовой реализацией угля по городу (ТОО «Отын М», ИП «Самандар» и ИП «Курбанов»).

Кроме того, Департаментом завершается расследование в отношении   ТОО «Париев», начатое по признакам злоупотребления доминирующем положением, в части установления монопольно высокой цены на строительные монтажные работы по газификации в поселке Толе би Шуского района.

6946

Об авторе: Нуралы Абдуалиев


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика