Воскресенье, 28 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
19:45, 04 августа 2023

Километры стальных путей — Луговскому рельсосварочному предприятию 35 лет


Стальные магистрали Казахстана развиваются ускоренными темпами, и ежегодно для модернизации магистральной железнодорожной сети страны требуются километры рельсов. В Жамбылской области Луговское рельсосварочное предприятие, многие годы снабжающее казахстанскую железную дорогу рельсами, отмечает юбилей. Об истории Луговского рельсосварочного предприятия филиала АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и его сегодняшнем дне – в материале корреспондента ec-sport.kz.

В Казахстане имеется два подобных предприятия – это Луговское рельсосварочное предприятие и Курорт-Боровское РСП в Акмолинской области.
С начала 90-х годов прошлого столетия специалисты путевого хозяйства АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» начали изучать возможности реновации рельсов на рельсосварочных предприятиях. В рамках кредитования Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 2013 году на станции Курорт-Боровое состоялось открытие реконструированного рельсосварочного предприятия, история которого началась еще в 1969 году. На момент реконструкции это предприятие обеспечивало потребности в ремонте и сварке рельсов путевого хозяйства северного региона Казахстана.

«Об истории Луговского рельсосварочного предприятия, расположенного на юге Казахстана, в Рыскуловском районе (прежнее название — Луговской) Жамбылской области, говорить надо со времен 40-х годов прошлого века, — рассказал главный редактор районной газеты «Кулан Таны» Нурлан Быкыбаев. – Первые РСП появились в СССР еще в начале 1940-х годов, когда во время Великой Отечественной войны были созданы рельсосварочные поезда. В их состав были включены вагоны с технологическим оборудованием. Позднее были организованы стационарные предприятия заводского типа со специальными производственными помещениями и комплексными цехами, оснащенными необходимым технологическим оборудованием, полуавтоматическими поточными линиями для выполнения всех операций по сварке и ремонту рельсов. Одним из таких предприятий и является филиал акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» — «Луговское рельсосварочное предприятие», выплачивающее сегодня в наш районный бюджет приличные суммы налогов».

Следует отметить, что для Рыскуловского района железнодорожная отрасль является одной из значимых. Район расположен на стыке транспортных магистралей. В двух километрах севернее от посёлка находится военный аэродром. А станция Луговая является крупным железнодорожным узлом, соединяющим направления на Алматы, Тараз, Бишкек, Шу.
Именно со стороны станции Луговая в 1927 году были уложены первые рельсы Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали. Здесь же состоялось официальное открытие строительства этой железной дороги с участием заместителя председателя Совета Народных Комиссаров Турара Рыскулова, бюст которого нынче украшает станционный перрон. Легендарная магистраль в то время сыграла значительную роль в развитии экономики, дав возможность освоения природных ресурсов огромных территорий, реализации промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Сейчас Турксиб успешно работает на экономику не только Казахстана, но и всех республик Средней Азии, соединяя их в единый Шелковый путь — от Китая, через Россию, Среднюю Азию, страны Ближнего Востока и до Европы.

«По заданию Министерства путей сообщения СССР, 1 апреля 1980 года было заложено основание здания Луговского рельсосварочного предприятия, — продолжает Нурлан Быкыбаев. – Создавал проект Новосибирский филиал «Гипротранспуть», генеральным подрядчиком по строительству был «Дорстройтрест» Алма-Атинской железной дороги, подрядчиком выступил строительно-монтажный поезд СМП-384 станции Джамбул. Всей страной строили тогда это стратегическое предприятие. Приказом Министра путей сообщения СССР Луговское рельсосварочное предприятие было введено в эксплуатацию 1 августа 1988 года. С этого времени ведет отсчет история этого уникального предприятия, назначение которого – ремонт и сварка снимаемых с пути старогодных рельсов и сварка новых рельсов в плети длиной до 800 метров».

С сентября 2017 года директором АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» – «Луговое рельсосварочное предприятие» назначен Бахтияр Тулеков.

«Материально-техническая база, квалифицированные кадры и приобретенный на протяжении десятилетий опыт участия в развитии инфраструктуры железнодорожной сети позволяют нашему предприятию качественно производить сварку новых бесстыковых рельсовых плетей, ремонтировать старогодные рельсовые плети и 25-метровые рельсы. Еще у нас имеются передвижные рельсосварочные машины, с помощью которых бригады прямо на путях сваривают рельсы путевой рельсосварочной самоходной машиной ПРСМ-4. На самом предприятии свариваются железнодорожные плети длиной до 800 метров, которые перевозятся на специальном рельсовозном составе по всему Казахстану для укладки на новые железнодорожные пути и для замены старых рельсовых плетей», — пояснил руководитель предприятия.

Сверхдлинные рельсы на Луговском рельсосварочном предприятии начали варить с 2016 года. Производство таких рельсов впервые в Казахстане было налажено в Актобе, а до этого их закупали в России. Специально для транспортировки из Актобе были подготовлены роликовые платформы длиной до 120-метров.

Если до этого, чтобы собрать цельные 800 метров рельсов, 25-метровые рельсы припаивались в 32-х местах, а при стыковке 100-метровых рельсов сваривали в восьми местах, то с 2016 года на Луговском предприятии начали выпускать так называемые «бархатные» пути.

Почему «бархатные» — потому что при такой сварке расстояние между рельсовыми стыками железной дороги гораздо длиннее стандарта в 25 метров, и получается, что движение по железнодорожным путям становится высокоскоростным и практически бесшумным, без привычного перестука колес.

Конечно, укладка бесстыкового пути стоит гораздо дороже. Но оно того стоит. Подобные пути обладают высокими эксплуатационными качествами, обеспечивают высокоскоростное движение поездов, снижают эксплуатационные расходы.

Благодаря внедрению такой технологии сварки, поезда способны спокойно двигаться со скоростью как минимум 200 километров в час. Самые быстрые поезда «Тулпар-Тальго» ходят у нас со скоростью до 140 километров в час, а рассчитаны на то, чтобы передвигаться со скоростью 250 километров в час по «бархатным» стальным магистралям. В Казахстане по подобной бесстыковой технологии уложено более половины железнодорожных путей.

По информации дирекции Луговского рельсосварочного предприятия, на территории завода в 3,6 гектара имеется ряд подразделений. Это рельсосварочный цех, рельсовозный состав, передвижная рельсосварочная машина, наплавочная колонна, цех по ремонту старогодных рельсов, цех механических мастерских (кузнечный цех, котельная, автоцех).
За все годы работы предприятия перевыполняются планы по сварке рельсов и старогодных плетей, наплавке крестовин, а также по другим показателям утвержденной производственной программы.

«За первое полугодие этого года наше предприятие произвело сварку 66,7 км/пути плетей новых объемно-закаленных рельсов типа Р-65 при плане 66 км/пути. Состоялась также сварка 14,4 км/пути старогодной плети Р-65 при плане 13,2 км/пути. Изготовлено 4 км/пути уравнительных рельсов при плане 3,9 км/пути. Предприятие не намерено останавливаться на достигнутом. Для увеличения производственных объемов работает правильно-шлифовальный комплекс, который состоит из автоматической машины для шлифования сварных швов МАS-150 и гидравлического мобильного пресса для выпрямления рельсов в четырех направлениях с интегрированной лазерной измерительной системой, закупленной во Франции. Использование нового современного оборудования дает возможность увеличения производительности труда, повышает производственные и финансово-экономические показатели предприятия», — отметили в дирекции.

Рельсосварочный цех работает здесь и днем, и ночью, в четыре смены. Круглосуточно отсюда готовые рельсовые пути расходятся по Казахстану, выполняя запросы дистанций рельсового пути, доставляются по нужному адресу рельсотранспортной структурой. Передвижной рельсосварочный станок выполняет работы по восстановлению неисправных рельсовых стоек и сварке рельсов непосредственно на железной дороге.

В достижениях предприятия, несомненно, огромную роль играет его коллектив, качественный труд ветеранов и молодежи – это успех предприятия. Среди железнодорожников, которыми по праву гордится предприятие, можно назвать главного инженера Жанатбека Беспаева, оператора ремонтно-строительного цеха Абдижалала Ертаева, машинистов путевых рельсосварочных самоходных машин Марата Нурмаханбетова и Рысбая Тогушакова, машиниста НК Сейткали Алшабаева, наладчика путевых машин Амангельды Шайлазимова, резчика ремонтно-строительного цеха Кайрата Базылбекова. Стаж каждого из этих специалистов на железнодорожном транспорте составляет более 35 лет.
Для молодежи на Луговском рельсосварочном предприятии есть возможность прохождения практики по программе «Дорожная карта», а также учебных курсов в образовательных центрах Тараза и Астаны. После прохождения курсов молодой специалист может получить дополнительную специальность, повысить квалификацию.

На Луговском рельсосварочном предприятии сегодня трудятся свыше 280 человек, среднемесячная заработная плата составляет более 300 тысяч тенге. Для работников созданы хорошие социальные и бытовые условия. Можно поправить здоровье в санатории имени Сакена Сейфуллина в Бурабае и в других санаториях Казахстана. Для детей работников предусмотрены лагеря отдыха во время летних каникул. Всем работникам оказывается материальная помощь при различных жизненных обстоятельствах, как печальных, так и радостных. Раз в год можно воспользоваться льготным бесплатным проездом железнодорожным транспортом.

Во время ежегодных красочных празднований Наурыза и Дня железнодорожника отличившиеся сотрудники награждаются почетными грамотами, благодарственными письмами и подарками.

«В этом году Луговское рельсосварочное предприятие отмечает свою 35-летнюю годовщину. Все эти годы предприятие было одним из лучших в масштабах Жамбылской области и в масштабах страны. По итогам отраслевого соревнования за 2022 год предприятие поощрено званием «Салалық жарыстың жеңімпазы» с вручением диплома ІІІ степени трудовому коллективу от имени руководства акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Из года в год наши показатели значительно улучшаются — имеется рост объемов товарной продукции и значительно возросшая мощность предприятия — 200 километров путей в год. Мы верим в стабильную работу предприятия сегодня и позитивные перемены в будущем», — говорит директор предприятия Бахтияр Тулеков.

Фото редакция газеты Рыскуловского района «Кулан Таны»

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика