Новый состав общественного совета Жамбылской области утвердили депутаты областного маслихата, передает корреспондент ec-sport.kz.
Общественные советы являются диалоговой площадкой для взаимодействия общества и власти. Здесь обсуждаются актуальные проблемы, предложения и запросы граждан. Представители исполнительных органов отчитываются опроделанной работе. Рекомендации общественных советов обязательны для рассмотрения государственными органами. По этим рекомендациям принимаются решения в рамках законодательства, даются мотивированные ответы.
Напомним, в Казахстане усиливается потенциал общественных советов. Для повышения публичности предпринимаются меры по широкому освещению итогов деятельности советов в средствах массовой информации и социальных сетях, проводятся обучающие семинары и тренинги для членов общественного совета.
О том, как формируются общественные советы, о принципах их деятельности рассказал секретарь Жамбылского областного маслихата, член бюро областного филиала партии ««Amanat» Махметгали Сарыбеков.
— Махметгали Нургалиевич, на днях депутаты областного маслихата утвердили новый состав общественного совета Жамбылской области, и при этом не обошлось без бурных обсуждений. Расскажите, пожалуйста, что нового в законе касательно создания общественных советов?
— Как известно, основная цель деятельности общественных советов — выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам. На очередной ХV сессии Жамбылскогообластного маслихата возникли разногласия между нашими депутатами по вопросу утверждения состава общественного совета Жамбылской области.
Замечу, что общественный совет формируется без участия органов власти, поэтому прозвучавшая информация о том, что аким Жамбылской области причастен к расколу среди депутатов, которая публикуется в социальных сетях и в некоторых СМИ, не соответствует действительности. Сама сессия проходила под председательством секретаря областного маслихата, а не акима области. Бердибек Сапарбаев принимал участие в качестве главы региона.
В ходе сессии среди 14-ти вопросов рассматривался вопрос утверждения состава общественного совета Жамбылской области. Процедура избрания членов общественного советасостоит из нескольких этапов. Сначала создается рабочая группа по формированию состава общественного совета. В установленном порядке на конкурсной основе была создана такая рабочая группа, и распоряжением секретаря маслихата — то есть моим распоряжением — она была утверждена. В эту рабочую группу вошли 15 человек, в основном представители общественности. На первом заседании путем открытого голосования был избран руководителем рабочей группы депутат Ерканат Манжуов.
Раньше общественный совет был в компетенции самого маслихата. Секретарь маслихата был, как правило, председателем рабочей группы, проводил отбор и сам же выносил на заседание сессии, где состав утверждался.
Но теперь в нормативные документы внесены изменения – маслихат, как исполнительная власть, не должен вмешиваться в процесс формирования общественного совета. Этим должна заниматься общественность. Поэтому этим вопросом занималась рабочая группа, которая не связана с маслихатом. Комиссия по формированию состава общественного совета предлагает в областной маслихат список членов общественного совета. Вопрос об утверждении или не утверждении состава решается маслихатом.
— Сколько на этот раз было желающих попасть в общественный совет?
— 56 человек подали документы, из них было отобрано 17. Двое идут вне конкурса – один представитель госаппарата областного акимата и один представитель аппарата маслихата. Остальные 15 были избраны на конкурсной основе.
На заседании сессии маслихата руководитель рабочей группы Манжуов, представляющий партию «Amanat», доложил перед депутатами о рекомендуемом составе. В правилах формирования общественного совета указано, что рабочая группа лишь формирует состав и выносит на утверждение на сессию маслихата, а депутаты утверждают. Там не прописано, как должно проходить голосование – по списку или персонально пофамильно. То есть эта процедура в нормативных документах не прописана. Поэтому я вынес этот вопрос на голосование.
Список кандидатов общественного совета был представлен, осталось выбрать процедуру голосования – либо списком, за всех сразу, либо пофамильно. Большая часть депутатов проголосовала за то, чтобы голосовать за каждого кандидата. При этом шесть депутатов демонстративно ушли, тем самым выразив свое несогласие с порядком голосования, утвержденным большинством голосов.
— По Вашему мнению, это допустимо?
— Я думаю, это неправильно. Тем самым они нарушили депутатскую этику, которая у нас четко в законе прописана. Если не согласны с результатами голосования, нужно было остаться ипроголосовать, убедиться в том, насколько объективно прошло голосование. Все-таки депутаты вправе выбирать порядок голосования. Почему мы должны голосовать за весь состав, который был представлен рабочей группой? Тем более у депутатов на сессии были вопросы по тем или иным кандидатам, были письменные и устные обращения от граждан, некоторые опубликованы в социальных сетях. В частности, были жалобы, как на самого руководителя рабочей группы, так и на тех кандидатов, которые не прошли. На встречах с населением прозвучало много предложений и обращений со стороны жителей относительно состава и работы общественного совета, и аким области Бердибек Сапарбаев призвал депутатов ответственно подойти к этому вопросу.
Также было письменное обращение бывшего председателя общественного совета ДосымбекаЖолшибекова, который указал, что он не согласен с действиями рабочей группы.
Всё это для меня послужило основанием поставить на голосование вопрос – мы будем голосовать списком или будем голосовать отдельно? Шесть наших депутатов расценили это как недоверие к рабочей группе. Нет, мы доверяем. Но мы предлагаем проголосовать за каждого в отдельности, и здесь нет ничего такогонедопустимого.
Проголосовали 22 депутата, кворум достаточный, мы ничего не нарушили. Проголосовали пофамильно. Двое, как я говорил, шли вне конкурса, так что из 15-ти прошли 11 большинством голосов, а четверо большинством голосов не прошли. По каждому кандидату были вопросы у депутатов на предмет того, может ли этот кандидат являться членом общественного совета на основании имеющихся о нем сведений.
Мне выдвигали обвинение, что я нарушил принципы демократии, предложив проголосовать за каждого отдельно. Но, мне кажется, напротив, —то, что мы проголосовали за каждого кандидата в отдельности и каждый депутат мог выступить – это и есть демократия. Если голосуем списком, то мы просто формально утверждаем состав, который рекомендовала рабочая группа.
Это никакой не политический кризис, как пишут некоторые. Аким области абсолютно никакого отношения к общественному совету не имеет.Депутаты выбирают из тех людей, которых предложила рабочая группа. Из 15-ти 11 утвердили, четверых отклонили, это нормальный процесс. Если бы мы 100 процентов всех утвердили, никто бы вопросов не поднимал. Но стоило высказать свою позицию, как началось…
— В чем суть работы в общественном совете?
— Это, прежде всего, общественная работа, неоплачиваемая. Мотивы, чтобы попасть в общественный совет, у каждого разные. Кто-то действительно хочет приносить пользу народу, служить каким-то переходным мостиком между властью и обществом. А у кого-то просто амбиции. Получив статус члена общественного совета, завтра они хотят решать какие-то свои личные проблемы.
У нас много было блогеров, которые в свое время подали документы на конкурс. Несколько человек я здесь увидел и объяснил им, что я не против вас, юридически вы имеете право подавать – пожалуйста, подавайте. Рабочая группа маслихатарешит, достойны ли вы быть членом общественного совета или нет. Но вы должны знать, что войдя в общественный совет, нужно будет работать. Это не означает, что вы, получив статус члена общественного совета, завтра будете официально критиковать власть, искать причины для этой критики. Наоборот вы должны поддерживать в решении каких-то насущных вопросов, помогать исполнительной власти. Проблемы населения доходчиво объяснять власти.
Вот это, к сожалению, некоторые наши кандидаты, блогеры, не поняли. Они подумали, что вот я сейчас, пользуясь этим статусом, буду крутая и, лежа на диване, буду решать свои вопросы. Так не должно быть. Общественный совет должен работать. Функция общественного совета — быть посредником между обществом и властью. У нас многие стремятся попасть в общественный совет, а потом возникает проблема — кто же будет работать. Первый в нашей области глава общественного совета Жандар Карибаевич Карибаев в своё время жаловался – проблема собрать на заседание членов общественного совета. В свое время все стремились туда, а потом даже на заседания не приходили. Даже невозможно было иногда провести заседание, потому что нет кворума.
— Какова численность нынешнего общественного совета и кто туда вошел?
— Раньше у нас был совет из 29-ти человек.Нынешний совет утвердили из 17-ти человек. Думаю, здесь за количеством гнаться не нужно. Должны быть работающие люди. Тем более что это работа на общественных началах. Всего три человека здесь получают небольшую зарплату. Возникают ситуации, когда приходится как-то решать финансовые вопросы. Скажем, нужно поехать в какой-то район провести сход с населением. Члены общественного совета сразу задают вопрос – а на чем мы поедем, обеспечьте транспорт. Когда им говоришь, что у вас же есть личный транспорт, требуют залить бензин. Очень много таких вопросов возникает. Касательно людей, который вошли в обновленный совет – это пять предпринимателей, один пенсионер, директор спортшколы, руководители общественныхобъединений.
Обязанность общественных советов – отстаивать интересы граждан, принимать их запросы, встречаться с людьми. Это орган, куда можно не только обращаться за поддержкой, но и с его помощью влиять на деятельность государственных органов, делая их работу прозрачной, и даже участвовать в процессе принятия решений государственными органами. Кандидаты в члены общественного совета полагают, что вошел в общественный совет – и будет тебе площадка для критики. Нет, здесь надо работать.
— Спасибо за беседу!