Среда, 24 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
21:54, 28 марта 2021

«Жер-Ана»: Родная земля – хозяйский взгляд


Казахстан с его природными богатствами должен быть процветающим. Своими мыслями о том, как этого можно достичь, с корреспондентом портала ec-sport.kz поделилась руководитель Жамбылского общественного объединения «Корпоративный фонд женщин-фермеров «Жер-Ана» Мария Калмахановна ИБРАИМОВА.

 Уроженка Байзакского района Жамбылской области, по образованию инженер-экономист, Мария-апке сохранила активность и любознательность. Она любит путешествовать по миру, мало осталось стран, где Мария-апке еще не была. С детства ее тянуло заниматься домашним огородом, и сейчас она любит землю. В свои 68 лет продолжает работать в своем родном Байзакском районе, помогает землякам.

В свое время Мария-апке, в содружестве с другими женщинами-предпринимательницами, открыли республиканское общественное объединение «Ауыл жулдыздары», В лихие 90-е годы сумели организовать первый в Казахстане Всемирный форум женщин «Қанатты әйел» — «Окрыленная женщина».

 

— В 1995 году наши жамбылские женщины-предпринимательницы впервые провели у нас в Жамбылской области Всемирный форум женщин «Қанатты әйел» — «Окрыленная женщина», — рассказывает Мария-апке. — Женщины-бизнесмены из 17 стран прибыли в Жамбылскую область, мы им устроили самый теплый прием. Это была уникальная идея, которая сейчас нашла свое продолжение. Но тогда для наших иностранных гостей наше казахское гостеприимство и сам Казахстан – это было настоящим открытием. Они ехали сюда и думали, что увидят полуцивилизованную азиатскую страну, где правят мужчины, а женщины находятся на вторых-третьих ролях. Но не ожидали увидеть энергичных, красивых, самостоятельных и деятельных казахстанских женщин. В Байзакском районе, в чистом поле, поставили юрты, варили в казанах бешбармак, был чай в самоварах, угощали блюдами нашей казахской национальной кухни. Иностранки были в восторге!

Считаю, что в «лихие 90-е» только самоотверженные женщины и вытащили государство из кризиса. Мужчин тогда как-то не было видно. Тогда мужчины растерялись и, в основном, сидели дома. Когда грянул кризис, пропало самое необходимое, задерживали зарплаты. Человек тогда не был уверен даже в том, будет ли у него завтра работа и кусок хлеба. Первыми опомнились мы, женщины. На базарах торговали одни женщины. Первые объекты бизнеса в Таразе открывали именно женщины – швейное, хлебное, кондитерское, молочное, колбасное производство, создавали рабочие места, выпускали продукцию. Потом многие производства закрывались из-за неправильных законов.

— И сколько было таких бизнес-вумен в 90-е?

— Примерно 50 человек было энтузиасток. Без всяких «тренингов по бизнесу» развивали производство товаров народного потребления. Женщины не боялись никакой работы. Чтобы прокормить семью, становились «челноками», продавцами на базарах, работницами на фабриках, уборщицами. Общественной работой тоже начали заниматься женщины. Жены руководителей администраций тогда тоже занимались общественной работой. Пример подавала супруга Главы государства Сара Алпысовна Назарбаева.

Работу с инвалидами начали тоже женщины. В Астане на различных форумах встречались мы, женщины-предприниматели. И что примечательно – в правительстве очень позитивно относились к нашим мероприятиям, прислушивались к нашим предложениям. Так, мы предложили ввести налоговые льготы для компаний, которые привлекают к работе людей с ограниченными физическими возможностями. После этого даже появились объявления – «принимаем на работу инвалидов».

Интересно, что те формы общественной работы, которые мы в 90-е начинали, сейчас опять возрождаются. Мы помогали всем женщинам-сельчанкам. Открыли офис «Жер ана», и там была оборудована бесплатная гостиница для сельских женщин. Любая женщина могла приехать со своими проблемами в любое время. С нами тогда работал глава областного земельного комитета Александр Кузьмич Ремша. Очень красивый мужчина, все наши женщины были в него поголовно влюблены… Благодаря его поддержке, более пятисот жамбылских женщин получили земельные наделы и открыли свое дело, крестьянское хозяйство.

Везде в 90-е годы были женщины. Потом как-то эта общественная активность пошла на убыль. Думаю, после того как появились большие «нефтяные деньги». Правитель одной страны ведь так и заявил – «Спасибо Богу, что не дал нам нефть. Сами вынуждены развиваться». До 2000 года у нас в стране было какое-то активное движение, не было такой коррупции, как сейчас. У меня был швейный цех, продукцию которого мы отправляли за границу, был макаронный цех, в трудные времена в нашем селе Михайловка открывали столовые. Тогда была вера, что страна может стать процветающей, прогрессивной, благодаря совместным дружным усилиям.

 

Нефть когда-нибудь закончится

— Жамбылские огурцы в два раза дороже бананов, — сокрушается Мария-апке. — Их что, из Африки привезли, огурцы наши? На теплицы в свое время давали кредиты, все брали. И что? Все банкроты.

Вот чем Казахстан сегодня может взять мировые рынки – так это своей сельскохозяйственной продукцией. Переработку надо развивать. Не пшеницу продавать, а сделанные у нас же свои казахстанские макароны. А нашу землю надо спасать, она уже истощена. В Канаде с одного гектара берут 40 тонн пшеницы, а у нас 20 центнеров.

Сегодня казахстанское сельское хозяйство платит 49 миллиардов налогов в бюджет страны. А дотаций из того же бюджета получает 550 миллиардов. В чем смысл?..

Думаю, что если делать по-хозяйски, то северные районы должны заниматься пшеницей, там вызревает пшеница твердых сортов с высокой клейковиной. Овощами-фруктами должна заниматься Туркестанская область, у них благоприятный климат, в котором два урожая вызревает, в октябре у них еще лето. В Жамбылской и Алматинской областях много пастбищ, поэтому надо развивать животноводство, поля засевать кормовыми культурами, кукурузой, клевером. Мясо наше южное высоких вкусовых качеств, его с удовольствием покупали зарубежные поставщики, было много заявок. Вот если бы сделать всё это так, по-хозяйски, — нам и нефть не нужна была бы. Ведь рано или поздно нефть закончится. И что тогда будем делать?

Когда ищут виновных в наших неудачах, думаю, надо начинать снизу. Ежегодно государство выделяет огромные деньги, но половина ведь остается неиспользованными. Деньги в стране есть, но наше горе – это наши чиновники. Сельским жителям очень сложно взять кредиты. Грантовая помощь сельскому хозяйству началась еще в 90-е годы от западных спонсоров. Схема была интересная. Давали безвозмездный грант какому-нибудь фермеру на два года, он работал, развивал свое производство. А через два года он должен был помочь другому хозяйству семенами, техникой. Потом эта практика прекратилась, потому что государство начало вмешиваться и диктовать свою политику. Но сейчас наше государство уже само начало давать гранты.

Приходилось бывать во многих странах, и всегда интересовалась, как там развивается бизнес, какие условия, цены, налоги, как таможня работает. Сравнение пока не в нашу пользу. У нас пока откроешь свое предприятие — работать не сможешь, всё отдашь. А вот у китайских производителей много налоговых льгот, много стимулов, чтобы развивать производство. Сделал ложку, продал за границу – тебе свет бесплатно. А у нас почему-то всё для крестьян дорого – техника, удобрения, семена. Бензин, солярка почему-то во время уборочной кампании начинают дорожать чуть не в два раза. Поэтому мы пока никак не можем быть конкурентами Турции, Ташкенту, Бишкеку даже. Не говоря уже о Китае.

 

Жизнь наша – война

— Над чем сейчас мы работаем, — продолжает Мария-апке. — Получается, что, начиная с 1992 года и до сего дня «Жер Ана» воюет за землю. Китайская компания «Азия Газ» в свое время испортила участок нашей плодородной земли. Семь лет мы воевали, с помощью местных властей тоже — восстановили землю, деньги вернули. А сейчас по факту незаконного  оформления более двухсот гектаров земли главы крестьянского хозяйства «Ахыска» сотрудником земельного комитета Байзакского района Антикоррупционный департамент области проводит  расследование. Этот сотрудник районного акимата подозревается в незаконном оформлении и присвоении обманным способом земельных наделов участков умерших односельчан. Когда-то эти участки выдавались в безвозмездную собственность, и сейчас люди начали приходить их переоформлять, а им говорят – участок продан. Вот, разбираемся.

В 90-е годы такого страха за будущее почему-то не было. Строили планы на будущее, верили в лучшее.

В 2020 году коронавирус всем нам дал урок. Урок в том, что Бог может за короткое время всех нас подвести под «ноль». Деньги, богатство – это тоже нужно. Но человечность и честность должны быть на первом месте. Никогда не надо забывать, что есть Бог и что пред Ним придется отвечать.

— Спасибо за беседу!

 

 

Текст и фото: Журнал СЭР

Об авторе: Жанна Сулеймани


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика