Четверг, 25 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
9:44, 19 сентября 2020

Один раз мы уже опозорились. Или кто подставил акима области?


На днях информационные ленты страны в который уж раз облетела «сенсационная» новость — на территории Жамбылской области будут строить конопляный завод». Многие жамбылцы испытали ощущение «де-жа-вю»: опять двадцать пять!

Помнится, мы это уже проходили, и не раз. Как-то раз мы даже громко презентовали проект всей республике! Но всякий раз терпели фиаско… Аналитический портал ИА «Эк-спорт» напоминает, почему переработка конопли в Шуском районе на данном этапе невозможна…

Де-жа-вю?

По сообщению информационных агентств, аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев сообщил на заседании в акимате:

«В Жамбылской области расположены более 100 тыс. га дикорастущей конопли. Изучение и применение каннабиса в медицинских целях сейчас неуклонно набирает обороты. Пришло время, взяв для примера успешный опыт других стран, наладить безопасную и эффективную систему, которая позволит использовать каннабис в лечебных целях. Этот проект, несомненно, внесет свой вклад в социально-экономическое развитие региона».

На совещании никто не посмел напомнить акиму историю подобных инициатив в Жамбылской области

Кто сумел убедить акима области в этом, остается загадкой. Но похоже, глава региона совсем не знает историю прошлых аналогичных инициатив, которые неизменно заканчивались крахом.

Между тем, действительно есть очередной потенциальный инвестор — ТОО «Zhana Zhol Holding limited», руководитель которого Александр Ким представил инвестпроект по выращиванию и производстве медицинского каннабиса на территории Жамбылской области.

Он предлагает реализовать проект в четыре этапа, в ходе которого будут проведены исследовательские работы, внесены изменения в действующее законодательство страны, сформирован новый кластер экономики.

Где были наши экономисты в это время, почему не подсказали ни инвестору, ни акиму о всех сложностях и вообще реальности данного проекта? Почему молчит управление экономики, в руководстве которого сидят коренные жамбылцы? Или они настолько не интересовались и не интересуются экономикой региона? Где находились другие профильные управления?

Ведь, во-первых, в случае разработки такого завода на самом деле изменения должны быть внесены не только в наше законодательство, а даже и других стран! Во-вторых, в истории региона не раз уже были попытки открытия производства как в производственных, так и медицинских целях.

Не обошлось без жертв

А в 2004 году тогдашний аким Жамбылской области Серик Умбетов  вместе с серьезными зарубежными инвесторами презентовал начало строительство завода в Шуском районе, заложив первый камень в фундамент будущего предприятия. Помнится, даже зарезали ни в чем не повинного барашка, ставшего случайной жертвой амбициозных агашек и заморских буржуев, увидевших в конопле хорошенькие дивиденды.

Тогда также оптимистично заявлялось, что продукция завода закроет 30% потребности Казахстана в строительных и изоляционных материалах, что будет получена специальная лицензия на промышленную переработку конопли.

К слову, к проекту были привлечены ЕБРР и Банка Развития Казахстана, а сама стоимость реализации потянула на 57 миллионов долларов. Предполагалось, что строительство комбината завершится в декабре 2005 года и в течение двух лет после пуска, завод выйдет на свою производственную мощность.

Отметим, что в те времена проект был предварительно согласован с правительством, которое пыталось поддержать инициативу. Но в итоге руководство акимата «получило по башке» за то, что до конца не проработало саму возможность реализации проекта.

Словом, тогда тоже на всю республику раструбили проект строительства завода.

Наш наркотик – самый сильный!

Что изменилось с тех пор? Мало что. В основном все как прежде – даже если регион будет производить медицинский каннабис, предстоит преодолеть кучу всевозможных запретов.

Во-первых, для промышленного производства конопли нужны изменения в законодательстве РК. Известно, что в странах Европы, Канаде и Австралии на законодательном уровне в промышленных целях разрешается использовать коноплю, если содержание в ней тетрагидроканнабинола (ТДК) ниже 0,3%. А у нас в Казахстане данный показатель должен быть равен нулю!

Пока же в Казахстане культивирование любого наркосодержащего растения преследуется по закону и карается наказанием до восьми лет лишения свободы. Это не относится к наркосодержащей конопле, которая не превышает нулевое содержание ТДК. Но в нашей, шуской конопле, показатель составляет 10, а то 15 процентов! Именно это и выяснилось перед реализацией предыдущего проекта, и именно этим шуская конопля манит всех любителей дурмана!

Победить коноплю в Шуской долине пытаются уже целый век.

Также тогда выяснилось, что в соответствии с положением ООН, в каждом государстве должно быть создано специальное учреждение, которое изучит этот вопрос и даст добро на реализацию подобных проектов. Такого органа в Казахстане нет, а в недавнем прошлом МВД не одобрило его создание.

Теперь о социальной стороне проекта. Этот вопрос тоже в свое время стал причиной отказа от реализации проекта. В самом Шуском районе, в отличие от зарубежных стран, которые приводят в пример, очень затруднителен процесс сбора конопли, которая растет на холмистой территории. Использовать сельскохозяйственную технику там нереально, остается только один вариант — привлекать к сбору растения местных жителей! За которыми придется как-то следить, приставлять к ним охранников. На такой огромной территории и в 100 тысяч га это нереально.

А еще нужно было получить квоту в специальном комитете ООН, который разрешает переработку конопли только в узких объемах.

Стало ясно, что ни акимат, ни даже Правительство не смогут обеспечить реализацию проекта.

Медицинский аспект

Чтобы не опростоволоситься перед всей республикой, инвесторы и акимат решили перейти на переработку конопли в медицинских целях и наладить производство лекарственных препаратов на ее основе. Но и тут встал новый вопрос с законом. Как выяснилось, на территории Казахстана запрещено проводить лабораторные опыты с применением каннабиса и отрабатывать технологии его переработки, что оговорено Законом респуб­лики “О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими”.

Похоже, именно в этот закон инвесторы хотели бы внести изменения. Но ведь попытки уже были! Оказалось, ввиду существования данного закона использовать наркотические средства даже в медицинских целях чрезвычайно проблематично!

А еще нужно менять не только наш закон, но и законы стран ЕАЭС – Белоруссии, России, Армении и Кыргызстана! Не говоря уже о том, что нужно будет создавать множество различных нормативных актов, регулирующих производство, хранение и транспортировку конопли, а также охраны объектов, что отвлекло бы значительные силы полиции…

Кроме того, никакие социальные проблемы проект не решит. Если коноплю перерабатывать в медицинских целях, то она не нужна будет в больших объемах – а, значит, проблему борьбы с дикорастущей коноплей, под предлогом которой преподносится проект, этим не решить….

Между тем, как сообщил начальник областного департамента полиции Жанат Сулейменов, с начала года зарегистрировано 22 факта культивирования наркосодержащих растений. Изъято более 2,4 тонны наркотиков, в том числе 1,9 тонны в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Карасора».

А вы говорите…

 

Об авторе: Шухрат Хашимов


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика