Яндекс.Метрика
Вторник, 25 января 2022   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
5:51, 26 августа 2020

Перекопанный Тараз: так будет всегда!


Почему весь Тараз остается перекопанным, а подрядчики не торопятся восстанавливать дороги, тротуары и дворы многоэтажных домов? Как оказалось, главная причина кроется  в том, что у большинства компаний нет достаточных материальных и людских ресурсов, сообщает ИА «Эк-спорт». Неизвестно, как им удается выигрывать тендеры. Но в результате руководители компаний сидят и ждут, когда же им перечислят аванс или транши из акимата…

Газета «Караван» отмечает, что нынешняя система госзакупок нуждается в коренных реформах. К примеру, ради победы в тендере компании до предела снижают цены, что вынуждает их экономить в дальнейшем при выполнении работ. А это приводит к снижению качества строительства жилья и реконструкции объектов. В результате новые дома сдаются с недоделками, которые дают о себе знать уже в первый год после ввода в эксплуатацию. Но есть еще одна проблема – это система расчетов заказчика и подрядчика, которая приводит к очень долгим срокам выполнения заказа.

Контакт дороже денег

Сегодня весь Казахстан представляет из себя неприглядное зрелище – практически в каждом областном центре перекопанные улицы. Разрытые траншеи, застывшая техника, отсутствие рабочих – зачастую именно такую картину наблюдаешь на центральных улицах и окраинах, во дворах микрорайонов и в самом центре. Тараз в этом плане – не исключение. Здесь трубы могут прокладывать месяцами, а дороги ремонтируют годами.

В социальных сетях буквально кишат комментарии о том, как строители раскопали землю на том или ином участке и исчезли. По этому поводу в областном и городском акиматах часто проводятся совещания. Например, недавно представителей подрядной организации, на исчезновение которой пожаловались горожане, спросили: «А в чем, собственно, дело? Где ваши люди, ваша техника?». Последовал уже знакомый ответ: мы ждем трубы из России, у них много заказов и они не успевают   производить! На вопрос о том, почему же нельзя купить трубы на другом заводе, последовал ответ: мол, контракт уже заключен именно с этой фирмой!

Перекопанные дороги, тротуары, дворы, до которых месяцами никому нет дела – следствие сложившейся системы госзакупок. Фото из социальных сетей

Ау, заказчики!

Как правило, подрядчики возвращаются на объект через месяц-два, а то и более. И дело здесь может быть не только в отсутствии труб.

— Скорее всего, большинство казахстанских компаний испытывают проблемы другого рода – отсутствие оборотных средств, — рассказывает строитель со стажем, прораб Нуралы АБДУАЛЫ.  – И тут у них вся надежда на …акимат, который должен перечислить средства. Механизм госзакупок сегодня таков, что государство оплачивает подрядчику 30-процентный аванс, который быстро расходуется. А дальше средства выделяются только по факту объемов выполненных работ. Допустим, сегодня компания, которая выиграла проект по модернизации коммунальной системы, взялась за раскопку земли, чтобы дойти до труб. Получили аванс, потратились на первую часть работ. Раскопали траншеи и… все! Теперь они ждут подписания актов по выполненному объему, чтобы получить еще деньги от заказчика. Полагая, что именно на эти поступившие средства они и закупят трубы и, может быть, погасят еще задолженность по заработной плате, налогам и так далее. Но в том-то и дело, что деньги сразу не поступают – то акт не подписывают чиновники, то казначейство не утверждает, то вообще бухгалтер у заказчика в отпуске! И процесс поступления средств может затянуться на месяцы!

Все гениальное — просто!

По словам собеседника, в идеале генеральный подрядчик должен обладать крепкой материально-технической базой и достаточными финансовыми ресурсами.

Тараз. Улица Абая, 133. Две недели назад подрядчики раскопали теплотрассу и ушли…
Фото: Динара БАЛАЕВА/ec-sport.kz

— Но если технику и людские ресурсы можно приписать  себе договорами аренды, то как быть с финансовыми средствами? В условиях конкурсов нет такого пункта – чтобы свободный объем финансовых средств составлял 20-30 миллионов тенге. Но ведь зачастую речь идет о проектах на сотни миллионов или миллиарды тенге! А выигрывают компании, которые только вчера получили лицензию СМР и которые фактически ни копейки не имеют на счету.

Получается, что тендера зачастую выигрывают предприятия без крепкой материально-технической базы и необходимых финансовых ресурсов. Их тактика – вложиться вначале минимально, дождаться акиматовских авансов и траншей и на эти деньги выполнить госзаказ. Все гениальное — просто!

— Когда на объектах гостендеров будут работать квалифицированные специалисты и подрядные организации, тогда и будет хорошее качество. Другой вопрос – как удается компаниям получить  лицензию на СМР, если они не имеют в собственности дорожной техники, промбазы , квалифицированных специалистов? Мы удивляемся, почему государственные деньги тратят нерационально, почему плохое качество строительных материалов. Очень много промахов, что и приводит к плохому качеству ремонта дорог и улиц в городе Таразе. Пример тому — средний ремонт тротуара на улице Жуанышева. Здесь до сих пор неприглядный вид улицы, мы дышим пылью. А ведь работы начали еще 8 мая этого года! – говорит специалист строительной сферы, жительница Тараза Тамара Батча.

Эй вы там, наверху!

Чтобы изменить ситуацию, эксперты предлагают внести качественные изменения в процесс госзакупок в части наличия у строительных компаний финансовых гарантий, использовав при этом опыт некоторых западных стран. Там государство или частные компании выплачивают подрядчикам деньги только один раз – когда объект сдан под ключ. В результате мосты и здания строят и реконструируют корпорации, для которых вложение в проект нескольких миллионов долларов или евро – не проблема. И подрядчики там заинтересованы как можно быстрее сдать объект, чтобы оперативно получить средства за весь объем выполненных работ.

— Почему бы нам не пойти по такому пути? Компания, желающая участвовать в тендере, должна предъявлять финансовые гарантии о наличии средств в достаточном объеме, в зависимости от суммы договора с заказчиком, — считает Н. Абдуалы. – И при этом банковские гарантии в нынешнем виде тут вряд ли помогут – ведь банк фактически не выдает средства подрядчикам для ускорения работ! В лучшем случае – кредит, который из-за высокой стоимости не пользуется спросом.

В таком случае все сомнительные ТОО-шки, открытые на подставных лиц для извлечения прибыли и не имеющие средств, сами отсеются. Иначе в городах так и будут месяцами зиять ямы и лежать кучи глины и камней, а многоэтажные дома продолжат трещать по швам. Люди подолгу будут изнывать от пыли, перекрытых дорог и тротуаров…

Образно говоря, сегодня сложилась такая ситуация, когда подрядчик ждет от государства денег, чтобы потом купить трубы, плиты и другие стройматериалы.

— А должно быть наоборот, по классике: утром трубы – вечером деньги, — резюмирует собеседник.

Может быть там, наверху, чиновникам не видны проблемы жителей? И пора спуститься и изучить причины простоев строек на месте?

 

Об авторе: Шухрат Хашимов


Добавить комментарий

© 2022 Эк-Спорт