Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
17:11, 23 августа 2018

Эксклюзив: Что ищут экологи на дне озера Сон-Куль после катастрофы в горах Центрального Тянь-Шаня?


Второй по величине после Иссык-Куля водоем Кыргызстана в конце семидесятых годов прошлого века оказался в центре экологической катастрофы. Августовская экспедиция на уникальное высокогорное озеро Сон-Куль стала новым открытием  нынешнего туристического сезона информационного портала ec-sport.kz

Сон-Куль

Вид с озера на берег

Располагается тянь-шанская жемчужина на высоте 3016 метров над уровнем моря. Длина Сон-Куля составляет более 28 километров, ширина достигает 18 километров, а глубина по разным данным от 14 до 18 метров.

Журналист ИА «Эк-спорт» Елена Ефимова побывала там по приглашению совместного проекта «KGZ.Вода/Сон-Куль» Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики и Института окружающей среды Финляндии. Его цель – оценка статуса  озера для экологически устойчивого развития. Финансовая поддержка реализации проекта осуществляется через Программу Финляндии по оказанию помощи водному сектору Кыргызстана и Таджикистана(FinWaterWEIII), которая реализовывается в рамках Инициативы Финляндии по расширенной Европе (WEI), определяющей направление сотрудничества этой страны по развитию в Восточной Европе и Центральной Азии.

Задачей экспедиции было изучение проблем загрязнения пресноводного озера. Как обычно в наших путешествиях не обошлось без новых открытий, экстрима и приключений…

— В конце 70-х годов прошлого века в борьбе с вредителями повсеместно применялся пестицид ДДТ. Тогда земли вокруг Сон-Куля интенсивно использовались в сельскохозяйственных целях. В 1979 году случился очень большой выплод саранчовых. Их потравили. Атмосферными осадками и водами небольших речек отравляющие вещества были смыты с  обработанной территории и попали в акваторию озера, в результате чего погибло много рыбы и, естественно, была нарушена экосистема озера, — рассказывает нам в начале пути консультант программы FinWaterWEL II в Кыргызстане Оливия Груздова. Позже местные жители рассказали нам, что в окрестностях озера в это же время был падеж скота, который они тоже связывают с применением ДДТ…

Высокогорное озеро притягивает к себе туристов, которые любят экстремальные путешествия. Они в основном едут туда группами на полноприводных автомобилях и мотоциклах. Наша группа стартовала от города Чолпон-Аты Иссык-Кульской области в шесть часов утра. Озеро Сон-Куль находится в северо-западной части Нарынской области, куда экспедиция направилась, огибая с западной стороны Иссык-Куль и дальше двигаясь вдоль трансграничной реки Чу. От Чолпон-Аты до места путь должен занимать часов 5-6. Сначала очень хорошая трасса змейкой вьется в ущельях. Потом наш бусик свернул с комфортной дороги на грунтовую — серпантин пополз вверх. Здесь уже совсем другой ландшафт, своеобразный: некоторые горы абсолютно голые, буквально без единой травинки, похожи на огромные живописные насыпи.

Кто-то ушел здесь в Вечность

Зелень есть разве что только вдоль речки. Дорога открыта  для проезда с июня до середины сентября. И в это время животноводы используют здешние места для выпаса крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов и экзотичных для нас яков.

Жесткая поверхность дороги напоминает стиральную доску, острые камни, которые наколола гусеничная техника, расчищающая здесь путь,  повсюду, их не объедешь. Примерно часа через полтора подъема у нашей машины порезало сразу два колеса. Запасная была только одна шина, время поджимало, но, увы, пришлось возвращаться. Никто из нас особенно не надеялся  доехать до какого-нибудь пункта вулканизации. Но решено было не сдаваться до конца: мужчины, словно на формуле-1, молниеносно подкачивали прохудившееся колесо, после чего бусик осторожно спускался вниз. Примерно через каждые пять минут спускавшуюся шину снова приходилось подкачивать. Очень скоро на такой дороге поверхность колеса стала представлять собой какие-то лохмотья, но в нем каким-то чудом еще держался воздух, который с громким шипением выходил из образовавшихся отверстий. Пока один участник экспедиции ножным насосом накачивал колесо, другой зажимал отверстия, надавливая на лохмотья шины руками. Казалось, это полное безумие, но выбранная стратегия сработала!

Останавливаясь через каждые 10 минут для подкачки, каким-то непостижимым образом мы спустились на трассу, нашли-таки в пунктах придорожного сервиса две старенькие шины, благодаря чему, собственно, в этот же день и доехали до Сон-Куля. В общей сложности мы добирались до него порядка 10 часов…

— В настоящее время на Сон-Куле остро стоит проблема очистки дна от рыболовных сетей. Поскольку они дешевые, браконьеры их просто оставляют в водоеме. В них путается и гибнет рыба. В воде остаются свинцовые грузила. Мы также помним об экологической катастрофе семидесятых. Как известно, пестициды  — это стойкие отравляющие вещества, которые не разлагаются очень долгое время. Именно по этой причине к очистке дна от старых сетей нужно подходить очень тщательно, правильно планируя данные работы, —  говорит Оливия.

По ее словам, финское правительство финансирует мониторинг качества воды и донных отложений Сон-Куля. В прошлом году были взяты первые пробы воды, сделаны анализы. В этом году исследования продолжились. Сначала отбираются контрольные пробы в донных отложениях воды, а потом дайверы вытаскивают сети, и в этом же месте отбираются пробы воды.

— Таким образом, мы хотим увидеть, как очистка озера может повлиять на ее экосистему. Финские эксперты делают анализ рыбы на содержание стойких органических загрязнителей, потому что она питается планктоном и другими придонными организмами. После подготовки отчета и анализа ситуации природоохранные ведомства будут принимать решения, как наиболее экологически обоснованными методом  решать вопросы, связанные с очисткой дна озера,- добавляет Оливия.

Кыргызстан – одна из первых стран, которая подписала Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Благодаря этому республика получила возможность реализовывать проекты по инвентаризации и разработке плана управления СОЗ.

Там, куда мы отправились в экспедицию, климат непростой: ясная солнечная и жаркая погода может резко смениться дождем, а иногда и снегом – все в течение одного дня. Так что даже летом нужно быть готовым ко всему. По серпантину за несколько часов мы поднялись до снежников.  По дороге на Сон-Куль то и дело встречаются юрты, которые здесь называют гостиницами и магазинами – какая-то иная, чем в городах, этнореальность. И вот, наконец, открывается вид на само озеро, которое расположилось на высокогорном плато. Водоем обрамлен невысокими с виду горами, вокруг ни одного кустарника или дерева…

И, естественно, эти места овеяны легендами. По одной из них раньше на месте Сон-Куля находилась ставка жестокого хана, где он в плену держал самых красивых девушек Тянь-Шаня. Их страдания разжалобили горы, и тогда место ставки опустилось и наполнилось водой. Местные жители говорят, что озеро при этом вобрало в себя всю красоту прекрасных пленниц… Очередная грустная сказка, но, согласно научным данным, озеро действительно образовалось в результате разлома земной коры.

На берегу Сон-Куля находится широкая поляна с множеством мохнатеньких, словно выгоревшие на солнце шмели, эдельвейсов.

Здесь же раскинулся большой юрточный городок.

Первый раз в жизни пришлось увидеть в горах, где нет ни одного капитального строения, туалеты с городскими унитазами и сливными бачками, довольно комфортные, учитывая полевые условия проживания. Но, думается, экологичнее и менее затратно здесь было бы поставить сухие туалеты с раздельным сбором урины и фекалий, чтобы не использовать воду для смыва и чтобы не образовывались канализационные стоки.

Воздух на плато такой чистый, что не можешь надышаться… Надо сказать, что отдых здесь больше рассчитан на туристов с деньгами. При нас иностранцам демонстрировали, как собирается юрта – за отдельную плату. Путешественникам предоставляется даже возможность слетать на вертолете на Хан-Тенгри… Были бы средства.

Мне предложили прокатиться с экспертами на моторной лодке по озеру. В плавсредстве, которое куплено, кстати, на деньги финских налогоплательщиков, размещается пять человек. Плывем отбирать пробы воды. У руля Бакытбек Чороев, директор государственного природного заповедника Каратал-Жапырык.

Он рассказал, что особо охраняемая природная территория организована 1 марта 1994 года. Она расположена на 36392 гектарах земли — в четырех районах Нарынской области.  Общая площадь озера Сон-Куль составляет 27 тысяч гектаров.  Заповедная территория в водной акватории составляет 5200 гектаров. Большая часть озера относится к Сонкульскому рыбному хозяйству.

По словам директора заповедника, название водоема переводится как «последнее озеро». Однако на этой же  особо охраняемой природной территории на высоте 3530 метров есть еще одно озеро – Чатыр-Куль, оно находится почти на границе с Китаем.  Оба высокогорных объекта включены в список водно-болотных угодий  международного значения Рамсарской конвенции: Сон-Куль — в 2011-м, а Чатыр-Куль — в 2005 году.

Как нам потом пояснила Айнура Асанова, старший научный сотрудник заповедника, здесь водится краснокнижный горный гусь. А еще прилетают журавль-красавка, черный аист, лебедь-кликун, белоглазая чернеть, длинноносый крохаль, колпица, малый баклан, черноголовый хохотун —  все краснокнижники.

— Из птиц в заповеднике можно еще встретить малого баклана, серпоклюва, беркута, балобана, залетают сюда степные пустельга и лунь, водятся  филин, черный и гималайский грифы, бородач и белоголовый сип.  Из зверей – снежный барс, туркестанская рысь, горный баран, тушканчик и каменная куница, — сообщает Айнура.

Вода из озера Сон-Куль вытекает в одноименную реку. По пути водоток питается из нескольких других источников и в конечном итоге впадает в реку Нарын.

— В Сон-Куле добываются промысловые виды рыбы —  сиг и пелядь, водится местная рыба – голый осман, внизу встречается речной голец. Из-за процветавшего еще недавно браконьерства рыбы стало гораздо меньше, чем раньше. Сейчас местное население предпочитает развивать экологические виды туризма, — говорит директор заповедника.

Едва мы отдалились от берега на несколько сотен метров, и экологи начали отбирать необходимые пробы, как неожиданно пошел дождь, он чувствительно хлестал нас крупными каплями, было ощущение, будто начинается шторм. Озеро разволновалось не на шутку…

— Сон-Куль нрав свой показывает. Здесь озеро не очень глубокое, волны мелкие, но лодка может перевернуться. Температура воды сейчас 16 градусов. И не забывайте, что озеро пресное, плыть к берегу будет труднее, чем в соленой воде, — предупреждает Бакытбек Чороев. Отобрав в нескольких точках пробы, решили вернуться на берег, и, переждав непогоду, снова отправились в путешествие по волнам. Это удивительное везение: познакомиться с Сон-Кулем, катаясь на лодке. Горное озеро еще немного ершится, но уже вроде как приняло нас за своих.

— Еще одной задачей проекта является повышение потенциала экологических лабораторий и вовлечение в процесс мониторинга экологических НПО. В Кыргызстане  вообще очень мало лабораторий, которые делают анализы на определение стойких органических загрязнителей. Они довольно сложные, ресурсозатратные, подготовка проб занимает много времени. Финский институт обучал сотрудников лаборатории, как делать такие анализы. Лаборатория в Чолпон-Ате госагентства теперь может проводить самостоятельные исследования на определение СОЗ при помощи газового хромотографа, — говорит Оливия.

По словам заведующей отделом экологического мониторинга Иссык-Кульского территориального управления госагентства ООС и лесного хозяйства при Правительстве КР Асель Рысбековой, в воде стойкие органические загрязнители обнаружены не были.

— Тщательные исследования донных отложений будут сделаны осенью текущего года. Газовый хромотограф может определять наличие веществ в пробах в микро и нанограммах, т.е. улавливать даже следы веществ на уровне атомов и молекул, — сообщила она.

По словам Гульзанат Малбаевой, лаборанта Нарынского территориального управления охраны окружающей среды, в день нашего приезда были взяты пробы воды в пяти точках. Лаборанты измеряли кислотность, электропроводимость, содержание растворенного кислорода в воде, ее соленость и электропроводность.

— Качество воды в пределах нормы, — констатировала Гульзанат.

Во время нашего визита на озере работала команда дайверов. Они ныряли в водолазных костюмах в Сон-Куль и очищали его дно от сетей. Директор общественного фонда «Чистый Иссык-Куль» Анвар Шамсутдинов рассказал, что команда работает по приглашению проекта «KGZ-Вода/Сон-Куль».

— Нас пригласили на Сон-Куль, потому что мы имеем большой опыт очистки озера Иссык-Куль. В этот приезд очищено несколько сотен  метров дна Сон-Куля от сетей.

(Видео можно посмотреть здесь).

 

Анвар говорит, что, по сравнению с самым популярным для отдыха озером в Кыргызстане, дно этого водоема нельзя назвать грязным. На Иссык-Куль оказывается более сильное антропогенное воздействие.

— Чтобы обратить внимание отдыхающих на проблему загрязнения Иссык-Куля и привлечь внимание к своему движению, в прошлом году мы сделали длительный эстафетный заплыв по нему: за 23 часа дайверы преодолели 65 километров вплавь в сопровождении судна, идущего под экологическим флагом. Иссык-Куль мы чистим за свой счет: совмещаем свое увлечение с полезным делом, — добавляет А. Шамсутдинов.

К слову, общественный фонд ежегодно в сентябре проводит международный день по очистке самого большого водоема республики. Только пробная очистка другого уникального озера Кыргызстана – Сон-Куля, проведенная этой организацией, позволила избавить его от нескольких сотен метров опасных для местной фауны сетей.

Мы тепло попрощались со всеми участниками проекта. Насмотреться на Сон-Куль за три часа, которые мы пробыли здесь, конечно же, невозможно.  Но ради этих часов абсолютного счастья и ради благородной миссии международной экспедиции стоило сюда ехать так долго!

Фото Елены ЕФИМОВОЙ

 

Об авторе: Нуралы Абдуалиев


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика