Сдача статистической отчетности в Казахстане теперь будет сопряжена с некоторыми рисками. В Закон Республики Казахстан «О государственной статистике» внесены изменения и в случае предоставления неверных статистических данных можно нарваться на серьезный штраф. Как это будет происходить внесены и что ждет респондентов в связи с изменениями в законодательстве, – в аналитическом материале редакции портала «Эк-Спорт» — Начиная с июня этого года, казахстанцев ждут некоторые новшества при сдаче. Ужесточается ответственность за не достоверные или не вовремя предоставленные данные, — рассказывает руководитель департамента Бюро национальной статистики Агентства Республики Казахстан по стратегическому планированию и реформам по Жамбылской области Сырым Мадиев.
— Сырым Ускенбаевич, расскажите, пожалуйста, какие новшества в скором времени ждут нас при сдаче статистической отчетности?
— 6 апреля 2024 года Президент Республики Казахстан подписал изменения в Закон Республики Казахстан «О государственной статистике», эти изменения вступают в силу уже 8 июня этого года. Новые поправки усиливают меры для своевременной и точной сдачи отчетов респондентами.
— Чем были продиктованы эти изменения?
— Дело в том, что на протяжении ряда лет наблюдается ухудшение отчетной дисциплины респондентов, снижение качества представляемой первичной статистической отчетности, поэтому государство вынуждено определенным образом ужесточать ответственность субъектов за те данные, которые они предоставляют. На первый взгляд, работа органов государственной статистики незаметна, по крайней мере, люди об этом не задумываются. Но от тех данных, которые мы собираем и обрабатываем, зависит планирование и обеспечение функционирования общества. От статистических данных по числу жителей, субъектов агропромышленного комплекса, по количеству производимой предприятиями продукции, по уровню заработной платы в различных регионах и от многих других показателей, которые мы собираем и обрабатываем, в конечном счете зависит уровень обеспеченности общества различными цивилизационными благами, уровень комфортности всей нашей жизни. А неправильные данные только искажают общую картину происходящего и создают препятствия развитию общества. Поэтому и были внесены эти поправки в законодательство.
— Можете пояснить на конкретном примере?
— Возьмем, к примеру, деятельность девяти крупных и средних предприятий, которые обеспечивают жамбылский регион электрической энергией. По официальным статистическим данным, за январь — март 2024 года в Жамбылской области произведено 1 228 032 тыс. киловатт-час электроэнергии. Такие данные проистекают из отчетности по форме 1-П «Отчет предприятия о производстве и отгрузке продукции (товаров, услуг)». Когда мы получаем от этих девяти респондентов данную первичную статистическую отчетность, наши специалисты проверяют предоставленные нам сведения. Проверяется соблюдение заложенного методологией форматно-логического контроля, правильность указания единиц измерения, производится сверка показателей с предыдущим отчетным периодом.
Если далее, в отчете за апрель, респондент превысил указанные мартовские объемы производства электроэнергии, либо наоборот уменьшил, то специалисты департамента статистики запрашивают у них информацию о причинах роста, или же снижения. Затем анализируют и обработанная информация направляется в Бюро национальной статистики. И только в потом, уже в агрегированном сводном виде, публикуется для пользователей.
— Что происходит далее?
— На основании предоставленных данных Министерство энергетики РК принимает решение либо перераспределить излишнюю электроэнергию в другие регионы, либо дополнительно поставить в наш регион, если у нас имеется дефицит электроэнергии. И от того, насколько ответственно респонденты отнесутся к предоставлению первичной статистической отчетности, насколько грамотно отразят показатели, зависит качество официальной статистики и, соответственно, правильность принятия дальнейшего управленческого решения.
Таким же подобным образом, мы собираем информацию о численности работников на предприятиях региона, об уровне заработной платы, о том, сколько было перевезено грузов, сколько перевезено пассажиров и так далее. Все эти сведения необходимы для максимально точной статистической картины происходящего в сфере социально-экономического развития нашего общества. Ведь все эти показатели влияют на нашу повседневную жизнь. Потому что впоследствии именно на основе этих статистических данных и принимаются решения о том, где и какие строить дороги, по которым повезут грузы и поедут пассажиры, где и сколько необходимо возводить школ, больниц, культурных учреждений, какие регионы нуждаются в создании новых рабочих мест, в открытии новых производств. В общем, вся наша жизнь завязана на цифровых данных, и они должны быть максимально верными, чтобы затем можно было принимать правильные решения по развитию социально-экономической жизни общества.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике», «респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные при проведении статистических наблюдений в соответствии с графиком представления респондентами первичных статистических данных и со статистической методологией». Соответствующая статья есть в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан.— Каким способом респонденты предоставляют необходимую статистикам информацию?
— Первичные статистические данные предоставляются различными способами. Это может быть отчетность в электронном виде, может быть на бумажных носителях, через компьютеризированную систему телефонного опроса. И, наконец, самый простой способ — при проведении личного опроса интервьюером. Иными способами предоставлять первичные статистические данные по общегосударственным статистическим наблюдениям не допускается.
— А что будет, если респондент сдаст неверные данные?
— Меры привлечения к административной ответственности за нарушение порядка представления первичных статистических данных прописаны в статье 497 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Если обнаружится, что респондент отправил недостоверные первичные статистические данные, ему, прежде всего, будет направлено извещение о необходимости внести исправления в статистические формы, а до этого было только «заключение». Внести корректировки можно либо путем повторного представления статистической формы, либо путем представления дополнительной информации для подтверждения достоверности уже предоставленных данных. Если раньше на это всё давалось два дня, то теперь всё это необходимо сделать в течение только одного рабочего дня. При повторном нарушении уже накладывается штраф.
Если респонденты не предоставят первичные статистические данные в указанные им в графике сроки, то уже будут сразу привлекаться к административной ответственности. А это уже штраф без проведения профилактического контроля, хотя раньше проводился профилактический контроль и направлялись заключения, что давало возможность респондентам сдать отчет без наложения штрафных санкций. Так что теперь гражданам придется быть и ответственными при заполнении статистической отчетности, и внимательными к срокам предоставления первичных статистических данных. Сумма штрафа зависит от размерности субъектов.
— Сырым Ускенбаевич, можете озвучить суммы штрафов?
— В 2024 году за непредставление статистического отчета в установленный срок (часть вторая статьи 497 «Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях») сумма штрафа составляет для субъектов малого предпринимательства 51 688 тенге (это 14 месячных расчётных показателей), для субъектов среднего предпринимательства 73 840 тенге (20 месячных расчётных показателей) и 73 840 тенге (20 месячных расчётных показателей) и для субъектов крупного предпринимательства 443 040 тенге (120 месячных расчётных показателей). В этом случае действует сокращенное производство — если респондент согласен оплатить штраф в течение семи рабочих дней, то сумма штрафа составит только 50 процентов от указанной суммы. Что касается физических лиц, то для этой категории установлен размер штрафа в 10 месячных расчётных показателей, то есть 39 620 тенге.
По всем возникшим у респондентов вопросам в качестве поддержки обратной связи, а также оказания консультативных услуг, можно обращаться в Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, где действует единая точка приема обращений «Фронт-офис Бюро». По поиску информации и навигации по сайту, заполнению статистических форм, получению технической поддержки при сдаче статистических отчетов можно обращаться в Единый контакт-центр по номеру дозвона 1446; Telegram-Bot @statgovkz_bot , а также «Онлайн-консультант» на сайте stat.gov.kz.
Можно отметить, что основной задачей органов государственной статистики в Республике Казахстан является удовлетворение потребности общества, государства и международного сообщества в официальной статистической информации, которая формируется органами государственной статистики на основе форм статистических наблюдений, представляемых респондентами. В качестве респондентов выступают юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие источники, от которых мы и получаем необходимую информацию.
— Спасибо за беседу!