Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
0:41, 10 мая 2021

Герои Победы: Маншук Маметова — письма с фронта


Редакция информационно-аналитической компании «Эк-Спорт» ec-sport.kz продолжает рубрику «Герои Великой Отечественной войны» — о героях известных и безвестных, вместе ковавших Великую Победу.    

«…Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто»…

 Ольга Берггольц

 

В фондах музея Героя Советского Союза Маншук Маметовой сохранилось шесть писем с фронта, пять из которых адресованы матери.

В одном из них героически погибшая казахстанка написала: «Если погибну, то за Родину, за отца и за Вас». Как только началась Великая Отечественная война, 18-летняя Маншук, которую с 5 лет воспитывали двоюродный брат отца — Ахмет Маметов и его жена Амина, приняла решение: добровольно идти на фронт.

Об этом свидетельствует сохранившаяся копия заявления. «Я, Маметова Маншук, родилась в 1922 г. в семье крестьянина-бедняка. В данное время родители умерли. Я закончила рабфак и сейчас работаю в Совнаркоме личным секретарем зампред. Совнаркома. Давая вкратце представление автобиографии, прошу Вас направить меня на фронт для уничтожения фашистов, так как послать нет ни брата, ни сестры. Поэтому прошусь сама. Прошу просьбу удовлетворить. Комсомолка с 1939 г. Маметова 7.08.41 г.», — вот, что было написано в заявлении.

13 августа 1942 из Алма-Аты на фронт отбыла 100-я стрелковая бригада, в основном состоявшая из воинов-казахов. Их было 4 890 человек. Среди них были две женщины — врач Мариям Сарлыбаева и боец Маншук Маметова.

Одно из первых писем с фронта Маншук написала секретарю ЦК партии КазССР Ахмеджану Койшегулову: «Ахмеджан Койшегулович! Я Вам пишу пару слов и хочу в этой паре слов выразить большую благодарность за оказание помощи, которая дала моей жизни большое счастье, т.е. я теперь боец, служу в рядах Красной армии. Ахмеджан, много писать не о чем. Меня приняли хорошо, работаю в штабе. Я сейчас спешу овладеть военизацией. Я еще раз обещаю Вам оправдать доверие. Привет тов. Алексееву. Хош с приветом, Маншук. 30.08.42 г.».

Большую часть писем Маншук писала, конечно, Амине Маметовой, которую ласково называла апке: «Дорогая Апке! Решила Вам еще написать письмо с тов. капитаном и сообщить подробно, где я нахожусь. Наша сотая бригада, которая формировалась в Алма-Ата, сейчас находится в Калининской области, недалеко от Великих Лук. Пока ст. от передовой находится в 10-12 километров. Уже скоро будет год, как не видали города или деревни, а если есть деревня, то разрушена, населения нет. Живем в рытой из земли землянке. Скучно, но ежедневно идут занятия или оборонная работа, поэтому проходит время незаметно. Я сначала работала в штабе, в бригаде старшим писарем, но пожелала лично участвовать в боях с ружьем в руках, поэтому перешла в батальон, где сейчас являюсь пулеметчицей. Скоро получу, как отличник пулемета, значок «Отличник-пулеметчик». Сейчас в нашей бригаде казахов мало, так как были в двух боях, Вам, Апке, наверно, знаком только один — подполковник Баишев, который работал в редакции газеты в Алма-Ата, между прочим, он Вас знает. Апкетай, много писать не о чем, этот капитан Сикимбаев Кенже работает в штабе начальником химической службы, он вам расскажет, как я живу, и можете с ним передать кое-чего. Апкетай, я, конечно, очень соскучилась о Вас, мечтаю после боя, если жива останусь, приехать домой. Но моя судьба в боях шаткая, иначе говоря, трудно сказать, что буду цела. Апкетай, конечно, я Вам пишу откровенно, только не огорчайтесь и не думайте ни о чем. Если погибну, то за Родину, за отца и за Вас. Апкетай, не знаю, как выразить, что о Вас очень соскучилась, потому что я Вас очень люблю, хотя до некоторой степени были капризы стойкими характерами, но мне кажется все это шуткой, любя друг друга, мое сердце еще больше ценит и любит Вас. Апкешим, мне хочется, чтобы Вы писали почаще, когда от Вас получаю письмо, то мне становится легче. Пишу в темноте, плохо видно. Только, Апкетай, не огорчайтесь и не думайте обо мне, буду стараться писать почаще. Целую Диночку. Привет всем. Крепко, крепко целую Вас, дочь Маншук.7.08.43 г. Апкетай, это фотокарточка лично от товарищей, пусть на память хранится дома. Апкетай, пришлите маленькое зеркало».

Еще одно письмо: «Дорогая мамочка! Долгожданное письмо и посылку получила в тот же день и в тот же час, когда мы тронулись на передовую. Это было 10.ІХ.43 г. В этот день в 7 часов должны были двинуться вперед, а мне сказали только в 6 часов, что приехал этот капитан, но я все-таки сумела дойти к нему и взять, но поговорить не пришлось, о чем я до сих пор жалею. Была очень рада, хотя только мне досталось одно яблоко, так как наши бойцы и командиры встретили меня так же, как я ожидала, маленький подарок. Мамочка, уже второй год, как мы не видим фруктов и вообще что-нибудь домашнее. В общем, большое спасибо, была счастливая дорога. А сейчас нахожусь на передовой с пулеметом и зорко смотрю на фрицев. Ночью почти не приходится спать, а днем отдыхаем. И вот, выбрав время, пишу Вам ответ. Дорогая Апкетай, сегодня днем легла отдохнуть, целую ночь не пришлось спать, парочку уснула, сразу мне приснился такой сон. Приехал папа, но с ним не разговариваю, он как будто служит в армии и вдруг слышу, приехала делегация из Алма-Аты и открываю дверь, слышу Ваш голос, подхожу к Вам и обнимаю, целую и говорю, неужели я Вас вижу. Что-то никогда не думала встретить Вас и будто целую и потом как будто это в настоящем. Начинаю рассказывать, как мы живем, рассказала встречу с отцом, потом спросила, как пришел сюда, а Вы отвечаете, что посчастливилось попасть с этой делегацией и вдруг будят меня на обед и вся эта сладкая минута оказался сном. Ну, в общем, сейчас жизнь наша веселая, ведем переговоры с немцами через свои оружия, то они стреляют, то мы его, а если не ошибаюсь, то на этих днях пойдем вперед. Поэтому письмо от меня будет задерживаться. Апкетай, мы еще не видели жаркую погоду, холодно, идут дожди, правда я от Вас ожидала какую-нибудь теплую вещь. Когда я находилась в штабе, то не было надобности в теплых одеждах, а сейчас нахожусь в строю — холодновато. Вот получила Ваше второе письмо, где поневоле пришлось вспомнить свое детство. В общем, когда вернусь с победой, то много расскажем кое о чем. Много писать не о чем. Пишите почаще письмо. Если будет время, то напишу еще письмо. Крепко целую Диночку, пусть она учится на отлично и слушает Вас. Привет Ажигалию, а также остальным. Крепко жму Вашу руку и крепко, крепко целую Вас. Дочка Маншук. 22.09.43 г.».

А вот открытка с фронта: «Привет от моих товарищей — фронтовиков. Дорогая мама, с получением Вашего письма я уже ответила, а сейчас я нахожусь на передовой, сумею ли еще раз написать письмо — не знаю, поэтому пишу открытку. Пока здоровье хорошее. Дорогая мамочка, возможно от нас будет делегация, то услышите и узнаете об остальных новостях. Сейчас много писать не приходится. Теперь ждите письмо после боя. Пишите почаще письма. Привет всем, за меня поцелуйте Диночку, пусть слушается Вас Хош, крепко целую Вас, дочка Маншук. 11.10.43 г.».

Это было последнее письмо Маншук Маметовой.

 

 

…В детстве приемные родители баловали и души не чаяли в девочке. Тетя Амина нежно расчесывала смоляные волосы Мансии и приговаривала: «Ты моя Моншағым, маленькая Мәншүк». Так и повелось. Девочка всем представлялась как «Маншук» и ей сделали документы на имя Маметовой Маншук (Мансии) Жиенгалиевны.

Мечтавшей стать врачом, как ее приемный отец, Маншук так и не удалось примерить медицинский халат. Вскоре после начала войны юная девушка отправилась добровольцем на фронт.

На фронте хрупкую девушку, без устали осваивавшую искусство владения пулеметом, жалели. Ей не хотели давать место «смертника», ведь в первую очередь враг старался уничтожить пулеметчиков. Однако решительная Маншук все-таки вынудила дать ей шанс продемонстрировать свои умения и пройти «экзамен». Она не промахнулась ни разу. В результате ее зачислили в 21-ю гвардейскую стрелковую дивизию 3-й ударной армии Калининского фронта. Там отважная Маншук пользовалась заслуженным уважением и авторитетом среди однополчан.

Невероятно, но и на войне случались трогательные и прекрасные моменты. Среди лишений и потерь девушка встретила свою любовь – пулеметчика Нуркена Хусаинова.

Увы, молодым влюбленным не удалось увидеть мирного неба и воспитать детей. Маншук и Нуркен трагически погибли в один день – 15 октября 1943 года в бою под Невелем. Маншук было всего двадцать лет.

МАМЕТОВА Маншук (настоящее имя Мансия Мамытова) — Герой Советского Союза (1944, посмертно). Студентка Алматинского медицинского института, совмещала учебу с работой в секретариате Совнаркома Казахской ССР.
13 августа 1942 добровольцем ушла на фронт. Участвовала в боях в составе 100-й стрелковой бригады и 21-й стрелковой дивизии. Старший сержант, командир пулеметного расчета.

16 октября 1943 г. в бою под городом Невель огнем из пулемета отразила атаку фашистов. За этот подвиг Маншук присвоено звание Героя Советского Союза.

Имя Маншук носят улицы в городах Невель, Алматы, Уральск и других, ее имя присвоено десяткам школ.  На родине Маншук и в городе Невель сооружены памятники, открыт мемориальный дом-музей. Маншук посвящен художественный фильм «Песнь о Маншук» (сценарий А.Михалкова-Кончаловского, режиссер М.Бегалин).

Об авторе: Эк-Спорт


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика