Государственные гранты на открытие собственного дела, инициированные разными ведомствами республики, призваны поддержать развитие бизнеса и дать ему новый толчок в плане внедрения инновационных технологий. Однако по-настоящему до сих пор никто не проверял их эффективность. Между тем, ежегодно из бюджета страны на подобного рода акции выделяются миллиарды тенге. Но историй успеха – единицы…
Кто получил гранты?
В Жамбылской области разгорелись нешуточные страсти по поводу грантов для начинающих бизнесменов. В прошлом году в регионе их выдавали на конкурсной основе, в рамках Года молодежи, а также государственной программы «Дорожная карта бизнеса – 2020». Идея, исходящая от Правительства страны, довольно интересная – дать шанс начинающим предпринимателям реализовать бизнес-планы на деньги, которые выдадут не только без процентов, но и вообще на безвозвратной основе. Но вот результаты ведения бизнеса новоиспеченными предпринимателями до сих пор неизвестны.
Сразу же встает вопрос: каким образом выдаются подобные гранты? Кто контролирует их реализацию и должен ли человек вернуть средства, если дело не пошло? А масштабы бюджетных трат совсем нешуточные…
Так, в прошлом году в Жамбылской области в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» предпринимателям было выделено 339 миллионов тенге для реализации бизнес-идей. В результате 165 человек получили государственные гранты на суммы от одного до трех миллионов тенге.
Как заявлялось, они должны были создать более 400 новых рабочих мест. Но сколько в итоге граждан обрели новое дело или работу, покрыто мраком неизвестности. По крайней мере, на многочисленные вопросы в социальных сетях и СМИ местные чиновники хранят гордое молчание.
«По всей видимости, все проекты провальные…» «Наверное, в списках получателей грантов дети самих чиновников», «Есть ли хоть один заработавший и оправдавший себя проект?» – такими комментариями пестрят социальные сети.
А судьи кто?
Действительно, историй успешных предпринимателей, получивших гранты по ДКБ-2020, либо вообще нет, либо они совсем уж неоригинальны. Вот и на сайте оператора программы – областного управления предпринимательства и промышленности – нет информации о победителях и дальнейшей судьбе их проектов.
По официальным данным, в Жамбылской области по госпрограмме заявки подали 466 желающих. Но анализ, проведенный Антикоррупционной службой региона, показал, что в управлении предпринимательства и промышленности зарегистрированы только 144 заявки. Данные о регистрации остальных 322 заявок отсутствуют. То есть, получается, большинство участников даже не узнают о том, рассматривались ли их проекты вообще. И если они не вошли в список победителей, то неизвестно, по каким причинам. Главная проблема – нет открытости конкурса.
Еще одна претензия, которая часто мелькает в соцсетях со стороны участников данных конкурсов, весьма обоснованная. Касается она состава комиссии, в которую включены …медики, экологи, представители молодежных организаций, которые, в общем-то, несколько далековаты от бизнеса.
По справедливости, в комиссию следовало бы включить больше действующих предпринимателей, которые что-то понимают в кредитах, экономике, законах рынка. На деле же члены комиссии не проводили никакого анализа представленных проектов, а голосовали за тот или иной проект по принципу «нравится-не нравится».
Но даже при этом голосование, как выяснилось, ничего не решало…
— Действительно, выборочное изучение протоколов 2019 года показало на факты оказания предпочтения отдельным участникам конкурса и на необоснованные отказы другим, — говорит старший офицер Антикоррупционной службы Жамбылской области Жазылбек Алдабеков. — Бизнес-проекты нескольких местных предпринимателей в итоге были одобрены несмотря на то, что большинство членов комиссии проголосовало «против».
А что же в итоге? До сих пор бизнес-проекты данных лиц, оказавшихся в числе победителей благодаря волевому решению, не заработали…
Были и противоположные случаи. Нескольким ИП отказали в предоставлении грантов, хотя большинство членов комиссии, наоборот, дали положительные голоса. Есть версия, что на решение комиссии давили «сверху», потому и случилась подобная неразбериха.
Как выяснилось, работа комиссии не регламентирована каким-то законами, и потому общественники, блогеры и бюджетники, вошедшие в ее состав, не могут нести какую-то ответственность за принимаемые решения.
— Именно отсутствие ограничений для членов конкурсной комиссии при рассмотрении заявок способствует принятию комиссией субъективных решений. Все это приводит к нецелевому использованию предпринимателями бюджетных средств в рамках поддержки бизнеса, — говорит Алдабеков.
Сотрудники Антикоррупционной службы совместно с представителем управления предпринимательства выборочно проехались по пяти адресам, где должна была идти реализация проектов. Но вместо цехов и фабрик они увидели пустующие здания. Нет ни оборудования, ни работников. Судьба выделенных миллионов неизвестна.
Опыт – сын ошибок трудных
Кстати, в этом году будет продолжена реализация задач в рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», где также предусмотрены аналогичные инструменты. Безвозмездные гранты получили более 5900 человек, план по области выполнен на 86,5 процента. Как осваиваются гранты на селе, еще никто толком не проверял. Сумма там менее значимая – около 505 тысяч тенге на каждый проект. Большинство сельчан открывают мини-птицефермы или закупают скот. Но и здесь у них проблемы, о которых станет известно не сегодня-завтра.
К примеру, один из счастливых обладателей такого гранта Бакытжан закупил сначала корову. Механизм реализации был прост – получение молока и ее продажа. Но оказалось, что содержать скотину, даже одну, не так просто.
— За ней нужен ежедневный уход, а это занимает почти все твое время. Например, нужно уехать по делам в другой город, а ты не можешь: некому оставить корову. Приходится бросать все свои дела. Кроме того, мне явно не хватило опыта. Корова, как выяснилось, готова есть безбожно целый день. Два тюка сена в день для нее – не проблема, так она еще просит! Закупать для нее специализированные корма – дорого. В результате надои молока минимальны. И продажа ее не оправдывает затраты. Можно, конечно, пасти ее. Но луга у нас все заняты, свободных пастбищ нет. А привяжешь где-нибудь на травке – люди возмущаются: убери свою скотину подальше!
То же самое получилось с птицей – корма дорожают, а яйца остались в прежней цене!
— Оказывается, цены на куриное мясо и яйца диктуют крупные производители, которые закупили корма заблаговременно и в больших объемах, — рассказывает Бакытжан. – Их инфляция как бы не коснулась, и выпускаемый товар остался в прежней цене. Только следующей весной они купят корма по новой цене. Получается, нам ждать повышения цен?
Наверное, доля правды в этих словах есть. Но главный урок, который извлек из себя счастливый обладатель гранта – бизнесменом сразу не станешь.
— Я уверен, большинство новичков, получивших гранты, останутся «при своих» из-за отсутствия опыта, — говорит начинающий предприниматель. — К тому же, раскрутиться в любой отрасли непросто – практически все ниши заняты…
Не учли менталитет
А вот психолог Дана Еримбетова утверждает, что проблема в открытии и развитии своего дела изначально лежит в менталитете наших граждан.
— Сама идея выделения государственных грантов на безвозмездной основе несколько странная и не продуманная, — рассказывает она. – Здесь идет явный перекос: одним гражданам государство выделяет кредиты на бизнес, которые нужно возвращать, а другим – фактически раздает деньги! И теперь человек, который получил безвозвратный заем, уверен: если ему выделили эти деньги, то дальше он может поступать с ними как хочет. И ни перед кем он не подотчетен, потому что законодательно нет ответственности. Это раскрепощает, но в то же время расслабляет человека. Сегодня он не стал заботиться о своем бизнесе, поленился пойти и открыть свою парикмахерскую или магазин. Завтра не купил оборудование, потому что деньги были нужны на решение семейных проблем. А потом он уже «перегорел» – махнул рукой на идею, с которой ничего не вышло.
По словам собеседника, зачастую для получения грантов претенденту даже не надо проходить курс обучения. Хотя при получении льготного кредита почти всегда требуют пройти курсы бизнес-уроков на площадке НПП «Атамекен». В результате неопытный человек сразу же «попадает» на налогах или штрафах…
— И обучать человека нужно не только экономике простых вещей, но и стрессоустойчивости, силе воле. Иначе он просто опустит руки, — уверена психолог.
По ее мнению, уже на таких уроках нужно менять менталитет человека.
— Понимаете, кредит хоть как-то дисциплинирует человека, — говорит собеседница. — Он знает, что если сегодня не будет работать, завтра ему нечем будет платить банку или государству. А это чревато общением с банковскими сотрудниками, коллекторами, судоисполнителями, в конце концов. Все это нужно «вливать» в мозги слушателей… А пока мы просто бросаем деньги на ветер.
Вот и получается, что в такой ситуации стоит крепко подумать о том, стоит ли выделять огромные бюджетные средства на то, что наверняка обречено на провал…
«Литер», 17.10.2020