Хотели лучше — а получилось, как всегда. В Таразе запустили электронную систему билетирования в общественном транспорте, сообщает портал ec-sport.kz.
Отметим, что о необходимости внедрения электронных билетов в таразских автобусах говорилось на протяжении нескольких лет. Причины, мешающие внедрению, неоднократно обсуждались на совещаниях под председательством акима Жамбылской области Бердибека Сапарбаева, который критиковал бездействие акимата города Тараза и облуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
В этом году жамбылцы должны были еще с 1 августа ездить в городских автобусах по электронным карточкам. Однако этого не произошло. Как объяснил тогда аким города Тараза Айтказы Карабалаев, запуск системы был отложен в связи с тем, что из-за введения карантина возникли трудности с поставкой оборудования.
И вот, наконец-то, с 28 сентября в автобусах областного центра заработала система электронного билетирования. Стоимость оплаты владельцам TulparCard осталась на прежнем уровне 65 тенге, оплата наличными в последующем, с 8 октября, повысится до 130 тенге.
Платежные карты «Tulparcard» должны продаваться в Таразе в специальных киосках, расположенных в свыше десяти точках города. Стоимость карточки 500 тенге, в ней заложено 65 тенге на одну поездку. В первое время введен дифференциальный тариф в размере 65 тенге для всех пассажиров, для учащихся школ (1-11 классы) — 30 тенге. При оплате наличными проезд составит 130 тенге для всех пассажиров и 65 тенге для школьников.
В первые дни работы по новой системе идет «обкатка» безналичной оплаты за проезд, выясняются проблемные места проекта. И, как оказалось, таких проблемных мест очень много, и все они настолько серьезны, что требуют прямого вмешательства акима области.
Как сообщили в пресс-службе главы региона, аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев в ходе совещания раскритиковал работу по внедрению системы электронной оплаты в общественном транспорте в Таразе. Причиной строгого разноса ответственных лиц стали многочисленные жалобы горожан.
Как это обычно бывает, большинство горожан отложили вопрос покупки карточек «на потом» — на последний день, из-за этого в точках продаж образовались очереди, а нехватки карточек некоторые торговые точки и вовсе закрылись.
«Хотели сделать что-нибудь хорошее для народа, а вы все вывернули наизнанку! Люди, стоявшие в очереди на лекарства, теперь выстроились за карточками. Что это такое? В киоске 20 карточек осталось, а в очереди 40 человек. Почему вы не предусмотрели эти моменты?», — спрашивал на совещании глава региона у ответственных лиц.
По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бакытжана Жанибекова, об изменении стоимости проезда при оплате наличными предупреждали еще два месяца назад.
«В начале сентября граждане покупали максимум 700 карточек в день. А в последний день образовался большой наплыв», — оправдывался чиновник.
Но этот ответ не удовлетворил акима области.
«Каждый сам знает, купит он карту сейчас или в последнюю минуту. Здесь вопрос стоит в дефиците карточек. Вы должны были позаботиться об этом заранее, теперь видите недовольство народа!», — подчеркнул глава региона.
Объяснить ситуацию попытался и заместитель акима области Улан Жазылбек: «Не работает лишь несколько валидаторов. С одной карточки оплата не может списываться дважды. Карточек достаточно», — отметил он.
Тогда Бердибек Сапарбаев показал жалобы граждан в социальных сетях.
«Нельзя обвинять население. Вина тут наша! Вот пишут: «Обошли полгорода, карту не нашли», «Две женщины подрались в очереди за картой на Лермонтова». Таких жалоб очень много. Вы нашли проблему на ровном месте! Не предприняли никаких действий, чтобы устранить недочеты!», — возмутился Бердибек Машбекович и поручил Улану Жазылбеку, городскому акимату, управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог исправить ситуацию в кратчайший срок.
Ожидается, что с введением платежных карт «Tulparcard»таразские водители прекратят свои ставшие традиционными и порою заканчивавшиеся трагично «гонки» за пассажирами, а будут работать с соблюдением графика движения, на фиксированном окладе, который будет зависеть от количества часов.
Но еще более полны ожиданий налоговые органы. Электронное билетирование обеспечивает прозрачность поступления финансовых средств, лишает водителей и руководство транспортных компаний «теневого дохода» и увеличивает поток налоговых поступлений в бюджет.
С чем бывают категорически не согласны транспортники. Ведь не случайно уже в первые дни появились жалобы от пассажиров на «сломанные» вроде как валидаторы в салонах автобусов, на двойную и тройную оплату поездок из-за непоняток с перечислением денежных средств.
По статданным, в Казахстане внедрение электронного билетирования в общественном транспорте повышает поступление налогов в бюджет до 40 процентов.
Полагаем, что соответствующие органы должны внимательно изучить эти моменты — кем и с какой целью ломаются валидаторы, почему невозможно с первого раза закинуть деньги на оплату поездки… Вопросов много, и все они требуют незамедлительного решения.