Яндекс.Метрика
Четверг, 9 июля 2020   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
19:03, 01 мая 2020

Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами


Именно так называлась статья Министра образования и науки Республики Казахстан А.К. Аймагамбетова, опубликованная в газете «Казахстанская правда» 14 января 2020 года.

Как преодолеть разрыв между требованиями рынка труда и системой подготовки кадров – такому ключевому вопросу было посвящено расширенное заседение УМО-ГУП РУМС МОН РК по направлению подготовки «Водное хозяйство» при Таразском государственном университете им. М.Х. Дулати.

Наш университет совместно с участием Международного фонда спасения Арала, Комитета водных ресурсов, региональных филиалов Казводхоза, областных бассейновых инспекций по водным ресурсам является разработчиком Отраслевых рамок квалификаций (ОРК) «Водное хозяйство», «Сельское хозяйство», «Лесное хозяйство и животный мир», а также 40 профессиональных стандартов по вышеуказанным отраслям, 10 из которых относятся к отрасли водного хозяйства. 

В настоящее время важным является необходимость гармонизировать содержание образовательного процесса высшего и послевузовского образования с ключевыми требованиями элементов Национальной системы квалификаций РК (НСК).

На заседении УМО-ГУП была предложена разработанная ТарГУ методология использования профессиональных стандартов для формирования содержания образовательных программ (бакалавриат, магистратура, докторантура) на основе компетентностного подхода (структура и макет ОП).

Исходя из принципа, что образовательная программа должна быть единой по содержанию, независимо от географии ее реализации по республике, нами разработаны для каждой образовательной программы общие и профессиональные компетенции выпускника с отраслевой принадлежностью. Определены основные рамочные параметры образовательной программы касательно ее содержания и реализации. В частности, в рамках требований действующих ГОСО определены модули и их объем по блокам базовых и профилирующих дисциплин, оставляя при этом для вузов академическую свободу в вопросах организации учебного процесса (виды учебных занятий и их соотношение, перечень выборных дисциплин и т.д.). При этом главным критерием соответствия образовательной программы требованиям рынка труда остается – это обеспечить овладение выпускником заданной компетенции в полном объеме, которое согласуется с содержанием профессионального стандарта. Поэтому имея заданный ориентир, каждый вуз самостоятельно определяет собственный путь достижения общих и профессиональных компетенций выпускника в рамках академической свободы. 

Кроме этого, наш УМО-ГУП в рамках Водно-энергетической программы для Центральной Азии (KAWEP) «Центрально-Азиатская сеть обмена знаниями: Развитие партнерств для регионального сотрудничества по водным ресурсам и энергетики (CAKN)»,реализуемой Всемирным банком, участвует в выполнении указанного проекта. В рамках данного проекта принята Дорожная карта по разработке унифицированных УМК для базовых профессиональных дисциплин образовательных программ «Гидромелиорация» и «Гидротехническое строительство». Участниками проекта являются ВУЗы из стран Центральной Азии — Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, осуществляющие подготовку специалистов по водохозяйственной отрасли. В соответствии с принятой Дорожной картой нашему университету поручена разработка унифицированных УМК по 7 базовым дисциплинам – «Гидравлика», «Инженерные конструкции», «Механика грунтов, основание и фундаменты», «Мелиоративные и строительные машины», «Организация и управление гидтотехнического строительства», «Производство гидротехнических работ», «Организация и технология гидромелиоративных работ».Срок реализации данного проекта: февраль-июнь 2020 года.

Конечная цель проекта – формирование единого образовательного и научногопространства воднохозяйственной отрасли стран Центральной Азии.

По итогам заседания УМО–ГУП приняты конкретные рекомендации, направленные на максимальную гармонизацию образовательных программ с принимаемыми отраслевыми рамками квалификаций и профессиональными стандартами. При этом очень важным является расширение практики привлечения представителей рынка труда, местных сообществ к разработке образовательных программ в части определения необходимых компетенций выпускников в области водного хозяйства.

Махметгали САРЫБЕКОВ, ректор ТарГУ, председатель УМО-ГУП по направлению подготовки «Водное хозяйство».

Об авторе: Жанна Сулеймани


Добавить комментарий

© 2020 Эк-Спорт