В нашей стране регулярно принимаются меры для снижения и контроля инфляционных показателей и обеспечения стабильности цен. Действия правительства призваны обеспечить стабильность экономического и продовольственного секторов. Прежде всего, большое внимание уделяется контролю за стоимостью товаров. Но некоторая продукция продолжает расти в цене. Какие же меры нужно принимать, чтобы все же умерить аппетиты спекулянтов и наладить прямую связь потребителя и производителя? Читайте далее в статье на ec-sport.kz.
Тройная накрутка
Приведем простой пример. Несмотря на то, что в пекарни больше не выделяется мука по специальной стоимости из госфонда, повального удорожания хлеба не случилось. Более того, некоторые предприниматели стоимость популярной в народе булки как продукта номер один оставили на прежнем уровне. Все потому, что здесь минимальная цепочка перекупщиков – как правило, перевозчики сразу из пекарни или завода доставляют хлеб в магазины, получается минимальная накрутка.
В случае же с другими товарами, в особенности овощами и фруктами, все дело обстоит иначе. Здесь существует целый ряд звеньев, которые порой имеют двойную выгоду. А цена товара может вырасти в пять раз!
— Допустим, капуста в южных регионах страны от производителей с поля отпускается по 17 тенге, – рассказывает эксперт департамента НПП «Атамекен» Дархан Калиев. – А в итоге конечный потребитель на севере покупает ее за 71 тенге. Все это – следствие цепочки посреднических структур.
По его словам, цена говядины у производителя в Астане составляет 1100 тенге за килограмм. Однако ее розничная цена в итоге вырастает до 1520 тенге. Аналогичная схема действует во всех городах страны.
На помощь населению приходят стабилизационные фонды. Их задача – снижать стоимость товаров посредством интервенций той продукции, которая вдруг повышается в цене. В дальнейшем через специальные киоски идет реализация продукции жителям, при этом по ценам ниже рыночных.
Кроме того, регулярно в регионах местные комиссии по контролю за ценами совершают рейды по магазинам и супермаркетам, изучая цены. Но зачастую приходится лишь констатировать факты: эти цены на месте, а те почему-то поскакали вверх.
На помощь жителям приходят и сельхозярмарки, где овощеводы напрямую могут выставить свой товар по первоначальной стоимости. Они уже полюбились простым потребителям, но их проведение сделать регулярным не получается. Если подобные мероприятия проводятся только один раз в неделю в лучшем случае, то в будние дни все цены диктует рынок.
Кардинальная мера
Понятно, что проблему нужно решать кардинально. В этом плане заслуживает внимания предложение, которое инициировала Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» — создание в стране оптово-распределительных центров. Их задача состоит в том, чтобы убрать лишние посреднические структуры и тем самым снизить стоимость продовольственных товаров внутри страны.
— Сегодня необходимо соответствовать современным реалиям и наводить порядок на рынках страны — провести процедуру модернизации, чтобы исключить антисанитарию, отсутствие нормальных условий для торговли, а самое главное — целую цепь посредников, — разъясняет управляющий директор — директор департамента по развитию малого и среднего бизнеса НПП РК «Атамекен» Динмухамед Абсаттаров. — Разве это нормально, когда крестьяне, вложившие в свой труд огромные средства и силы, в итоге зарабатывают крохи, а перекупщики имеют двойную-тройную маржу? Надо переломить ситуацию и навести здесь порядок. Для этого и предлагается создать оптово- распределительные центры, которые станут сдерживающим фактором ценоопределения.
Динмухамед Абасаттаров пояснил, что для работы ОРЦ будут привлечены бизнесмены, заинтересованные в проекте, но возможна и финансовая поддержка со стороны государства.
— Крестьяне смогут гарантированно сбывать свой товар, а супермаркеты и торговые сети будут получать товар по выгодной цене, — сказал он. — В итоге выиграют потребители и производители продукции.
Есть понимание
С поддержкой данного проекта выступили руководители ряда ведомств страны, а также многие предприниматели уже изъявили желание подключиться к проекту и даже внести инвестиции. Например, в Таразе руководители двух рынков готовы начать работу по созданию ОРЦ на их территории. Они обладают производственными площадями для потенциального размещения ОРЦ, а также имеются свободные на сегодня склады, контейнеры и холодильные помещения, которые можно использовать под будущий оптово-распределительный центр.
Отметим, что сотрудники НПП также изучали вопросы ценообразования на жамбылских рынках. Оказалось, что стоимость товаров здесь сильно варьируется — порой перепады составляют 100% из-за разного объема завозов. Исключение посреднических структур и поможет сгладить подобные скачки цен.
В данное время Палата приступила к сбору предложений со всех регионов страны, чтобы учесть их при формировании правил организации ОРЦ.
Надеемся, что вкупе с другими мерами, которые предпринимает правительство страны, на рынках республики удастся сдержать рост цен ввиду исключения спекулятивной составляющей. Тогда потребитель и поставщик наладят прямые контакты, а число посреднических структур будет минимизировано.