День медицинского работника отмечают в июне в Республике Казахстан – благородной профессии, призванной помогать людям, порою спасать от гибели. Каждый из нас, так или иначе, на протяжении своей жизни в качестве пациента сталкивается с людьми в белых халатах. О том, как врачи спасали жизнь, помогали встать на ноги и вернуть здоровье, порталу ec-sport.kz рассказала жительница Тараза, ветеран Наталья Гончарова.
— В честь профессионального праздника казахстанских медиков хочу поделиться воспоминаниями о том, какая медицина была в те годы, когда я попала в больницу с тяжёлым заболеванием и меня буквально спасали «с того света» — и какая медицина сейчас, когда мне приходится обращаться в лечебные учреждения.
Что для меня значит слово ВРАЧ? Для меня врачи — это Ангелы в белых халатах. Они приходят, когда боль заполняет всё пространство. Когда дыхание становится тяжёлым, а сердце — тревожным. Врачи — это те, кто не просто лечит тело, но и возвращает надежду. Они каждый день сталкиваются с болью, страхом, неизвестностью — и всё же продолжают верить в Жизнь. Их руки могут быть уставшими, глаза покрасневшими от бессонных ночей, но в их взгляде всегда есть внимание и сострадание. Быть врачом — значит выбирать служение людям снова и снова. Это не просто профессия — это призвание.
Работа врача в 80-х годах прошлого столетия и в наше время существенно отличается, несмотря на то, что суть профессии осталась прежней — помогать людям, спасать жизни, ставить диагнозы, лечить болезни. Именно в те годы я очень тяжело заболела и мне в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте (МОНИКИ) имени М. Ф. Владимирского, в отделении ЛОР-хирургии сделали четыре операции на мозге. Диагноз был сложный – правосторонний абсцесс мозга и мозжечка эндогенной этиологии с поражением диэнцефальной области. Именно тогда на мне был испытан аппарат УЗИ на головном мозге. Возможно, это и спасло мне жизнь, так как экстренно была сделана первая тяжёлая операция на мозге. Мне дали инвалидность первой группы, и врачи рекомендовали уехать в родной город Джамбул (ныне Тараз), так как суровый климат Подмосковья для меня был опасен. И здесь, в родном городе, врачи продолжили бороться за мою жизнь.
В те времена медицина была более ограниченной в технических возможностях. Врач опирался, прежде всего, на собственный опыт, интуицию, знания и навыки. Диагностика часто строилась на основе симптомов, пальпации, выслушивания и простых лабораторных анализов. Аппаратура была примитивной по сравнению с современными стандартами: рентген, простейшие ЭКГ, лаборатории с ограниченным набором тестов. Многое зависело от внимательности и настойчивости врача.
Кроме того, в то время доступ к информации был ограничен. Не было интернета, медицинских онлайн-баз и мгновенного обмена знаниями. Врачам приходилось полагаться на достижения, изложенные в книгах, журналах, полученные на конференциях, а также на собственную практику. Работа врача часто сопровождалась высокой нагрузкой, невысокой оплатой труда и дефицитом ресурсов, включая лекарства и оборудование. И, конечно же, многое зависело от внимательности и настойчивости самого врача.
Одним из таких жамбылских врачей был Владимир Васильевич Михайлов, более 30-ти лет он проработал заведующим терапевтическим отделением в больнице химиков, ныне эта больница относится к первой многопрофильной городской больнице. Лежала я тогда в тяжёлом состоянии в его палате. Приходя в сознание, перед собой всегда видела Владимира Васильевича. Он входил в палату, как свет сквозь плотные шторы. Глаза его были уставшими, но в них светилось тепло. Почему-то я всегда улыбалась, видя своего доктора, хотя очень сильно болела голова, мучило очень высокое давление, а послеоперационная полость не заживала.
…Мой доктор не сказал мне ни слова, просто сел рядом, измерил давление, проверил пульс и тихо спросил, как я себя чувствую. В этот момент мне показалось, что боль отступила не от лекарств, а от его присутствия. Потому что настоящее лечение начинается с человеческого общения.
Иногда машина скорой помощи привозила меня в первую городскую больницу в отделение неврологии, где заведующим был Эдуард Абдурахимович Альжанов. Он говорил, что после консультации или лечения у такого врача, как Михайлов, нет необходимости делать какое либо обследование, потому что диагноз на 200 процентов подтвердится. Вот такой диагност был Владимир Васильевич Михайлов. В этом отделении работали такие врачи, как Малаева З.Г., Семенова Л.И. – врачи-невропатологи, которые ежечасно спасали и ставили на ноги тяжелобольных.
Часто приходилось лежать и в ЛОР-отделении этой же больницы у таких врачей, как Кученев Ю.А., Вебер В.Э.. Именно они меня впервые отправили в областную больницу на ангиографию головного мозга, и я стала третьей пациенткой в нашей области, кому это делали. Выявили неутешительный диагноз — абсцесс мозжечка эндогенной этиологии. Тогда я в ЛОР-отделении пролежала три месяца! А сейчас тяжёлых пациентов держат …семь дней, а потом всё — иди домой… Ну, как можно тяжёлое заболевание вылечить за семь дней?
Конечно же, все эти перенесённые заболевания не прошли бесследно. Они-то и дали осложнения, которые не поддаются консервативному лечению, заболевания сосудов сердца и головного мозга. И теперь я под постоянным наблюдением у самого лучшего казахстанского аритмолога кардиохирурга Тимура Абдуталыповича Аширова, доктора клиники «Журек». Этот волшебный доктор сделал мне шесть уникальных операций, благодаря которым он каждый раз спасает мне жизнь.
Тимур Абдуталыпович Аширов всегда входит во тьму болезни с факелом знания и сострадания. Его руки – продолжение сердца, его руки спасают наши сердца, а его решения порой значат больше, чем приговор суда. В мире, где всё измеряется скоростью и выгодой, этот врач остаётся хранителем Жизни, молчаливым Героем. В этой клинике самое современное медицинское оборудование, а все врачи высшей категории. Для них это не просто профессия — это клятва, данная людям и своей совести.
Я уверена, убедившись в этом не единожды, что в наше время в Казахстане много толковых, грамотных врачей, которые знают своё дело. Именно благодаря таким врачам спасены тысячи жизней. Потому что слово врача — как свет в окне, когда темно и страшно, руки врачей — это руки надежды, в них сила и забота, в глазах врачей — мудрость прожитых лет, в их голосе – спокойствие и знание.
Сегодня профессия врача всё ещё требует глубокой подготовки, но существенно изменилась благодаря техническому прогрессу. Современные врачи имеют в своём распоряжении широкий арсенал диагностических методов — МРТ, КТ, УЗИ высокого разрешения, генетические тесты, искусственный интеллект. Используются электронные карты пациента. Ошибки, которые раньше могли быть фатальными из-за отсутствия нужных данных, теперь удаётся предотвращать. Информационная доступность также изменила профессию. Врач может в реальном времени проверять новейшие исследования, протоколы лечения, международные рекомендации. Обмен опытом между специалистами из разных стран стал мгновенным.
Однако вместе с прогрессом появились и новые вызовы: бюрократическая нагрузка, постоянное давление со стороны системы здравоохранения, страховые компании, капризные пациенты, растущий поток информации, необходимость постоянно обучаться и адаптироваться к новым технологиям.
Таким образом, работа врача в 80-х годах прошлого века была в большей степени ручной, интуитивной и зависела от личных качеств. Сегодня работа врача стала высокотехнологичной, информационно насыщенной и более стандартизированной, но при этом не менее ответственной и сложной.
Автор: Наталья ГОНЧАРОВА
Фото из открытых источников