«Говорят, царь ненастоящий!..» — эта цитата из популярного фильма вполне подходит к истории с памятником великому казахскому акыну Жамбылу Жабаеву, еще недавно стоявшему в Таразе на площади, носящей его имя. Портал ec-sport.kz попытался разобраться в судьбе этого памятника.
В рамках празднования Дня города состоялось, как это было публично объявлено, перенесение памятника легендарной личности в центр города, к зданию областного акимата и торжественная церемония открытия с привлечением широкого круга общественности.
Однако практически сразу визуально обнаружилась подмена прежнего памятника новым. Местные фотографы даже сделали подборку, явно свидетельствующую о том, что «… царь ненастоящий!..».
ВНИМАНИЕ: Перепечатка либо частичное использование данного материала без письменного согласия с редакцией ИА «Эк-спорт» не допускается. Допускаются только активные ссылки и гиперссылки на данный материал. По вопросам сотрудничества и оплаты материалов, а также получения прайс-листов обращаться по адресу: ec-sport.info@mail.ru. Редакция оставляет за собой право обратиться в компетентные органы с целью защиты авторских прав в случаях публикации данных материалов в СМИ и социальных сетях без получения предварительного согласия. Телефон 8 777 9 7777 43
Для старожилов города этот памятник был не просто произведением монументального советского искусства XX столетия, украшавшим площадь перед Центральным рынком. Это символ нашего города, широко растиражированный на открытках, в учебниках, туристических справочниках. Площадь, носящая его имя – площадь Жамбыла – для людей, выросших на прекрасных стихах этого поэта и под этим мудрым взглядом, опустела без его присутствия.
Знакомый до мелочей и родной облик древнего старца сопровождал жителей города все эти годы. Поэтому неудивительно, что разница в облике прежнего и нынешнего памятников сразу стала очевидной для многих горожан. И вполне естественно, что в социальных сетях сразу стали обсуждать — куда дели прежнего Жамбыла и сколько, возможно, на нем заработали. В одних источниках говорится, что памятник выполнен из чугуна, так что при весе примерно в полтонны — тонну это будет всего лишь в пределах 55 — 100 тыс. тенге. Другие источники называют материал, из которого он сделан — бронза. Тогда это в пределах 2 — 4 миллионов тенге.
Но ведь это не просто памятник из чугуна или бронзы. Это произведение монументального искусства советской эпохи, имеющее своих авторов и, следовательно, авторские права на это произведение.
Памятник Джамбулу Джабаеву на площади возле Центрального рынка города Джамбула был установлен в 1962 году к 115-летию рождения великого поэта. Архитектором памятника стал В. Сашенко, скульптором – известный художник Хакимжан Наурызбаев.
Хакимжан Исмаханович Наурызбаев (1925 — 2009) — советский и казахстанский скульптор, народный художник Казахской ССР (1969), заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1960). Первый профессиональный скульптор-казах, один из первых создателей национального монументального искусства в Казахстане. Он являлся членом Союза художников СССР, председателем правления Союза художников Казахской ССР, входил в правление Союза художников СССР и в комитет по Ленинским премиям.
Помимо памятника великому акыну, Х. Наурызбаевым создано более трехсот памятников выдающимся советским и государственным деятелям, писателям и героям Казахстана. Перед началом работы скульптор, как правило, ездил на родину своего героя, общался с потомками и местными аксакалами, Академия наук рекомендовала ему консультантов, помогавших проникнуться тем или иным образом. Работы Хакимжана Наурызбаева отличают высокохудожественные критерии, тщательная моделировка формы, сложная психологическая характеристика образов.
Исчезнувший в Таразе памятник великому акыну имеет высокую художественную ценность, входит в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. Авторскими правами на это произведение монументального искусства до сих пор по закону владеют члены семьи скульптора.
Что касается «новодела», то это просто жалкое копирование прежнего скульптурного изображения, и оно не передает в полной мере образ великого старца. «Взгляд у него какой-то недобрый…», — пишут комментаторы в соцсетях. Подмена памятника явилась не только профанацией искусства, но и нарушением Закона Казахстана об авторских правах.
***
Корреспондент информационного портала «Эк-Спорт» попытался выяснить судьбу исчезнувшего памятника в городском акимате, непосредственно занимавшемся «переносом».
Сотрудники различных отделов горакимата дружно говорили, что ничего не знают и хором направляли к заместителю акима города Тараза Сайлаугалы Байназарову, курирующему строительную отрасль.
Кто — кто, а чиновник, непосредственно занимающийся строительством, должен знать всё о реконструкции городской инфраструктуры, активно проходящей в этом году, и о передислокации произведений монументального искусства.
Столкнувшись в коридоре горакимата с направлявшимся в свой кабинет Сайлаугалы Байназаровым, журналист портала попытался было задать вопрос. На что в ответ было сказано – «Сейчас обед!». Хотя, справедливости ради, время было еще дообеденное. Надеясь всё же получить ответ до обеда, журналист сопроводил чиновника до его кабинета и прождал некоторое время в приемной. После чего был всё же допущен в кабинет заместителя акима города Тараза.
Однако Сайлаугалы Байназаров сразу сообщил, что он не имеет права беседовать с журналистом, так как подписал распоряжение, согласно которому общение чиновников горакимата с представителями средств массовой информации должно происходить только через пресс-службу акима города. Чиновник потребовал, чтобы к нему обращались, предварительно уведомив пресс-службу.
Изумившись такому заявлению, явно нарушающему казахстанский «Закон о СМИ», корреспондент информационного портала «Эк-Спорт» всё же рискнул задать вопрос о памятнике. Оказалось, что заместителю акима города Тараза Сайлаугалы Байназарову также ничего неизвестно о судьбе памятника, кроме того что его «перенесли». Когда журналист попросил то же самое сказать перед включенным диктофоном, чиновник отказался и пожурил корреспондента за то, что тот находится в госучреждении с мобильным телефоном.
Здесь хотелось бы напомнить нашим чиновникам положения статьи 20 Закона о СМИ РК, регламентирующего права журналиста.
Журналист, господа чиновники, имеет право:
— осуществлять поиск, запрашивать, получать и распространять информацию
— посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами в связи с осуществлением своих служебных обязанностей
— производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
***
Следует заметить, что аким города Галымжан Абдраимов опровергает утверждение своего заместителя о распоряжении, по которому общение чиновников горакимата с представителями СМИ должно происходить только через пресс-службу.
Информационно-аналитический портал «Эк-Спорт» продолжит выяснение вопроса о судьбе исчезнувшего памятника великому акыну Жамбылу. Мы будем держать своих читателей в курсе происходящего….
(продолжение следует…)