Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
11:23, 08 сентября 2018

Марипбек Шакербек: О новых условиях государственно-частного партнерства


В этом году на встрече председателя Президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева с членами Регионального совета в Таразе были рассмотрены вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП). Было озвучено, что на сегодняшний день в Жамбылской области реализуются девять проектов общей стоимостью 4,4 миллиарда тенге, инициаторами которых является государство. Подробнее об этом  корреспонденту ec-sport.kz рассказал директор Палаты предпринимателей Жамбылской области Марипбек Шакербек.

«Недавно по инициативе Министерства национальной экономики  РК произошли изменения при процедурах планирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), — отмечает руководитель Жамбылской РПП. —  Можно выделить такие  моменты, которые значительно облегчат работу в этом направлении.

Во-первых, исключена разработка концепции проекта ГЧП (концессионного предложения) как отдельного этапа планирования проектов. Во-вторых, при прямых переговорах по определению частного партнера внедрен новый документ — бизнес-план к проекту. В-третьих, в составе конкурсной документации предусмотрен информационный лист, содержащий описание проекта. Наконец, исключена экспертиза договора, проводимая юридическим лицом либо местным исполнительным органом. Принятие поправок в Закон и привлечение большего количества инвесторов позволит расширить структурный портфель проектов ГЧП. Сегодня наибольшее их количество реализуется в сферах образования и здравоохранения.

По данным Министерства национальной экономики, на сегодняшний день на различных стадиях планирования и реализации находятся 547 проектов ГЧП на общую сумму 1,8 триллионов тенге. Освоение этих средств позволит улучшить бизнес-климат страны.

В Жамбылской области реализуются девять проектов общей стоимостью 4,4 миллиарда тенге. По ним Палатой даны положительные экспертные заключения. Из них шесть проектов – это строительство детских садов (2,8 млрд.тенге). Также речь идет о строительстве участка автомобильной дороги Жанатас-Шымкент, создании и передачи в государственную собственность двух зданий областного центра реабилитации и адаптации инвалидов и сервисном обслуживании физкультурно-оздоровительного комплекса силовых единоборств в г.Шу.

Однако, стоит отметить, что заинтересованности со стороны предпринимателей на объекты мы пока не наблюдаем. Одной из причин этого мы считаем отсутствие в области единого государственного органа, в компетенцию которого входит управление проектами ГЧП и координирование их внедрения во всех отраслях.

Еще одна  причина — это высокая стоимость проектов, которая не позволяет определить эффективность капиталовложений. Например, стоимость проектов ГЧП по строительству пяти садиков варьируется в пределах от 331 до 601 миллиона тенге.

Также останавливает бизнесменов нехватка бюджетных средств на возмещение затрат потенциальным субъектам ГЧП. Лимит государственных обязательств на 2017 год, согласно приказу уполномоченного органа, установлен в размере 8,3 миллиарда тенге. При этом средств на 2018 год не заложено.

Между тем, нами были изучены, отобраны и обсуждены вместе с МИО наиболее интересные и перспективные проекты в сфере ГЧП (ЖКХ, спорт, здравоохранение, строительство).

В целом, на развитие объектов коммунального хозяйства на 2018 год из местного бюджета выделено 526 миллионов тенге. Реализация их в регионе возможна. Так, отделом ЖКХ города по проекту  «Освещение пяти улиц города» подготовлена проектно-сметная документация, а также проводится конкурс по госзакупкам для проведения ведомственной экспертизы.

Есть и другие возможности. В здравоохранении считаем оправданным открытие в рамках ГЧП лечебных кабинетов на базе поликлиник, врачебных амбулаторий. В сфере образования есть потребность в строительстве частных садиков. Отделом образования акимата г. Тараз размещается госзаказ по обеспечению питанием. Бизнес арендует у заведения столовые на весь учебный год. Но конкурсы постоянно выигрывают одни и те же компании, конкуренция не развивается, основные средства не обновляются. В связи с чем нами предлагается на конкурсной основе передавать школьные столовые в доверительное управление.

Это позволит усилить конкуренцию, обеспечить прозрачность в предоставлении доверительного права, а также привлечь большее количество субъектов бизнеса в данный сегмент.

Также мы предлагаем создать рабочую группу по проблемам ГЧП с целью изучения возможностей привлечения частных инвесторов к софинансированию проектов в здравоохранении, образовании, ЖКХ, строительстве и так далее.

Также предлагается проработать вопрос публикации на сайтах МИО информации о потребностях госорганов в услугах в рамках проектов ГЧП, а также увеличения квоты на возмещение затрат, пересмотреть мощность проектов по строительству детских садов, а также стоимость проектов.

Вкупе с новшествами законодательного характера это позволит расширить возможности расширения ГЧП».

 

Об авторе: Нуралы Абдуалиев


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика