На трассе Алматы – Ташкент, в 20 километрах от Тараза, находится вошедший в список ста сакральных мест Казахстана мавзолей, в котором захоронен батыр, чье имя стало синонимом мужества и до сих пор вызывает споры историков, сообщает портал ec-sport.kz.
«Знал Байзак, что кокандцам никакими угрозами и никакими пытками не сломить его. Знал, что за его непреклонную преданность своему народу и родной земле уготована ему погибель. Но не знал батыр Байзак, какую страшную казнь придумал для него кокандский хан. На возвышенности у крепостной стены была установлена пушка, к дулу которой привязали Байзака. Выстрел был сделан на восток, в сторону Аулие-Аты», — так описывает ужасную смерть Байзак батыра автор книги «Белые гуси Дикого поля, или Тайны запредельного мира» жамбылский писатель, журналист-исследователь Амантай Айзахметов.
Сподвижник султана Кенесары Касымова, Байзак датка (Байзак Мамбетулы) родился в 1789 году в окрестностях современного города Тараза, в той местности, где сейчас находится райцентр Сарыкемер. Он был одним из восьми сыновей другого знаменитого казахского батыра — Мамбета. У самого Байзака было 17 сыновей, и один из них, Акмолда, впоследствии тоже стал батыром. Авторитет Байзака батыра позволил ему стать датка (главой) племени дулат.
Известно, что во второй половине XIX века одна часть казахской степи была охвачена освободительной борьбой под руководством хана Кенесары против царской России, другая находилась под жестоким гнетом Кокандского ханства. Образованное в Ферганской долине Кокандское ханство в то время достигло наибольшего расцвета и политической мощи. В его состав входили Ташкент, Ходжент, Каратегин, Дарваз, Куляб-Алай. Кокандские крепости были построены в Пишпеке (ныне Бишкек), Ак-Мечети (Кызылорда), Чимкенте и Аулие-Ате (Тараз). Для степных народов, попавших под влияние кокандцев в XIX веке, наступили тяжелые времена — люди были обложены непомерной данью, испытывали гнет и унижения.
«Вместе со своим братом Байтереком в 1821 году Байзак принял участие в восстании под руководством султана Рустема Асфендиярулы, — рассказалb в государственном историко-культурном заповеднике-музее «Памятники древнего Тараза». – Но силы были далеко не равными, и сражения были проиграны, а восстание в казахской степи жестоко подавлено. Однако для сохранения власти кокандский хан назначил имевшего авторитет Байзака датка административным представителем, думая, что побежденный батыр будет более послушным и удержит народ от выступлений против власти кокандского хана. Но этим планам не суждено было сбыться. Байзак продолжал независимую политику, возмущаясь, как и весь народ, растущей данью».
И в 1858 году Байзак, отказавшись платить дань, возглавил восстание казахов и киргизов против Кокандского ханства.
Байзак знал, на что он идет. Своим отказом платить дань он навлек на себя гнев Худояр-хана. Тот бросил карательные отряды на подавление бунта в Аулие-Ате (прежнее название Тараза), но кокандцы неожиданно для них встретили упорное сопротивление и вынуждены были отступить.
После этой неудачной попытки усмирить непокорных аулиеатинцев во главе с Байзаком кокандский хан пошел на хитрость. Спустя время, сделав вид, что он решил наказать сборщиков дани за злоупотребления, хан отозвал войска, снизил поборы, а самого Байзака позвал к себе вроде как в знак примирения и дружбы. Но Байзак отказался ехать.
По версии Амантая Айзахметова, Худояр-хан, чтобы выманить Байзака из крепости Аулие-Ата, подговорил его друга Батырбека датка, правившего в соседнем Чимкенте, номинально входившем в состав Кокандского ханства, помочь уговорить Байзака приехать. Батырбек датка приехал к Байзаку и сообщил, что правители кокандцев не имеют в отношении него никаких плохих намерений. Они якобы хотят направить Байзака в составе посольства на переговоры с царским генералом Колпаковским, ведь его войска Западно-Сибирского отряда в то время вплотную приблизились к границам Кокандского ханства, угрожая разгромить хана и освободить степные народы от многовекового гнета кокандцев. Чтобы избежать нападения русской армии, кокандцы решились пойти на дипломатические шаги.
Россия в то время планировала провести укрепленную линию между Оренбургской и Сибирской губерниями. Для этого Западно-Сибирскому отряду предстояло занять укрепленные кокандцами города – Аулие-Ату, Чимкент и Ташкент. По одной версии, Байзак поверил старому другу и выехал в Чимкент, где должна была состояться встреча с Худояр-ханом. Есть и другая версия, по которой в Чимкентский гарнизон тогда прибыл фактический правитель Коканда Алимкул-хан, который незадолго до этого сместил Худояра. Байзак захватил с собой своего брата Байтерека, друга Жаугаша и 48 джигитов. Но в Чимкентской крепости кокандцы предложили Байзаку заведомо невыполнимые условия – войну против русских солдат и отход в другие места некоторых кочевий. А когда получили ожидаемый отказ, то захватили всех аулиеатинцев, обезоружили и обезглавили. Байзак же был брошен в глубокий зиндан, где его продержали два месяца.
Известно, что сыновья Байзака, обеспокоенные отсутствием отца с отрядом, примкнули к Западно-Сибирскому отряду русской армии под командованием полковника Михаила Черняева и двинулись вместе с ним к Чимкенту. Историки подчеркивают, что в том походе численность русских войск была очень маленькой, поэтому тысяча крепких джигитов из Аулие-Аты стала хорошим подспорьем.
Считавшаяся неприступной крепость Чимкент была взята штурмом в сентябре 1864 года. Войска проникли в крепость через сводчатое отверстие в стене, по водопроводу. Гарнизон был поражен внезапным вторжением внутрь городской ограды чужих войск и практически не оказал сопротивления. Сын Байзака Акмолда первым со своими джигитами ворвался во вражескую крепость, за что впоследствии был произведен в капитаны русской армии. А Михаила Черняева за взятие Чимкента наградили орденом Святого Георгия 3-й степени.
Акмолда не нашел своего отца живым. Незадолго до этого Байзак был казнен. Его привязали к дулу пушки и выстрелили из нее. От тела батыра ничего не осталось. В окрестностях города был найден только его мизинец. Как гласит предание, его и захоронили в сакском кургане недалеко от Аулие-Аты.
Исследователь жизни батыра Амантай Айзахметов сообщает, что Акмолда, чтобы отомстить за отца, решил совершить карательные набеги в аулы Батырбека, заманившего Байзака в смертельную ловушку. Но от этого шага его отговорил полковник Черняев. «У любого человека перед лицом смерти в мгновение ока проходит перед глазами вся прожитая жизнь, — пишет Амантай Айзахметов. — Какими были последние мысли батыра Байзака, привязанного к дулу пушки? Уже нет никакой надежды на спасение. Вероятно, он подумал о своих сыновьях. Вспомнил родной аул и родные кочевья. Иначе быть не может, ведь именно за счастье родной земли он и отдает свою жизнь».
Сейчас историки задаются вопросом: неужели Батырбек, который тоже имел титул «датка» и был не менее уважаемым человеком, не мог предвидеть кончину Байзака от рук кокандцев? И мог ли он зазвать верного друга в свою крепость, фактически отправляя его на верную гибель? Что это – предательство друга или он сам пал жертвой обмана? Как утверждают историки на основании архивных документов, аксакалы родов и племен тогда не поверили этой информации о предательстве Батырбека. Несмотря на то, что между батырами были разногласия, аксакалы не верили, что такое предательство возможно. И эту загадку современные историки пытаются раскрыть.
«Байзак был истинным патриотом своего народа, пользовался непререкаемым авторитетом и уважением, — сказал однажды корреспонденту портала известный казахстанский писатель, журналист, сенатор Аргынбай Бекбосын. — Байзак способствовал тому, что население степи становилось оседлым и начало заниматься земледелием. Он и его сыновья способствовали строительству каналов, небольших водохранилищ, возле которых вырастали сады. Построенные под его руководством поливные каналы – Байзак-тоган, Базарбай-тоган, Торегельды-тоган – до сих пор служат жителям района в окрестностях города Тараза и самого Тараза. Исследователи говорят, что были проложены оросительные каналы общей длиной 160 километров».
Сам уроженец этого района, в котором родился Байзак батыр, Аргынбай Бекбосын в свое время стал инициатором того, чтобы преженее название района — Свердловский было переименовано в Байзакский. Здесь, в центре села Сарыкемер, ему установили памятник. А в Таразе именем батыра названа одна из центральных улиц города.
Место захоронения останков Байзак батыра на трассе Алматы – Ташкент сегодня стало местом народного паломничества.
В список 100 сакральных мест Казахстана вошли несколько культурно-исторических объектов Жамбылской области. Это древнее городище Тараз (І — ХІХ вв.), тюркские культовые памятники Мерке и Жайсан, дворцовый комплекс Акыртас, комплекс Тектурмас (ХІV в.), мавзолеи Карахана (Аулие-ата ХІІ в.), Айша-биби (ХІ — ХІІ вв.), Бабаджи-хатун (Х — ХІ вв.), место Анракайской битвы и мавзолей Байзак батыра.