«Дорожная карта бизнеса-2020» — реальный инструмент поддержки предпринимателей
Отвечают ли существующие государственные программы реалиям сегодняшнего предпринимательства? Как «Дорожная карта бизнеса-2020» помогает развить собственное дело? Какие проблемы есть в этой части и что предлагают эксперты для их решения? Обозреватель ИА «Эк-спорт» анализирует ситуацию.
Госпрограмма спешит на помощь
«Дорожная карта бизнеса-2020» стала тем реальным инструментом, с помощью которого можно не только развить свой бизнес, но и сделать первые шаги в предпринимательстве. По всей республике программа становится весьма популярной – все больше людей узнает о новых возможностях и посещает местные финансовые институты. А «направляют» их дело местные исполнительные органы, Национальная Палата предпринимателей «Атамекен» и другие структуры.
Эксперты уверены – такой рост произошел благодаря тому, что для развития бизнеса сегодня существует огромное количество разного рода инструментов, в том числе меры нефинансовой поддержки. Особую роль в этом играют государственные программы. С начала реализации «Дорожной карты бизнеса — 2020» по всем инструментам на поддержку проектов направлено более 100 миллиардов тенге.
Только благодаря такому инструменту, как сервисная поддержка действующего бизнеса, НПП «Атамекен» предоставляет восемь специализированных услуг по поддержке бизнес-процессов. Это ведение бухгалтерского и налогового учета, услуги по таможенным процедурам, оказание юридических услуг, вопросы маркетинга, консультации в сфере обслуживания информационных технологий, услуги, связанные с государственными закупками и так далее.
Примеры на устах
По «Дорожной карте бизнеса-2020» десятки компаний сумели развить свое дело.
К примеру, ТОО СП «Rola-Ян» из Жамбылской области получило займ в размере 285 миллионов тенге. Аналогично получили кредиты СПК «Бай-Алгабас» (113,7 млн тенге), ТОО «Вкусная корзинка» (70 млн тенге), ТОО «Шуский Гуманитарный колледж» (32 млн тенге) и так далее. Все эти субъекты сегодня являются действующими и активно представлены на казахстанском рынке товаров и услуг.
Но яркий пример успеха участия в госпрограмме «Дорожная карта бизнеса-2020» — это строительная компания ТОО «Арайстроймаркет-2003», которая успешно осваивает различные отрасли производства и социальной сферы. Компания известна в стране как разноплановая строительная организация, занимающаяся капитальным строительством зданий и сооружений, возведением социальных объектов, строительством автомобильных дорог, разработкой карьеров, выпуском асфальтобетона.
Впервые в Казахстане товарищество запустило производство алюминиевых и биметаллических радиаторов проектной мощностью 250 тыс. секций в год и стоимостью свыше 1 млн. долларов. Помимо этого, компания открыла в Таразе частный образовательный комплекс — детский сад-школу «Инжу-Тараз» для 600 детей.
К 550-летию Казахского ханства компания возвела в Таразе гостиницу и современный бизнес-комплекс. А также покончила с долгостроем советских времен – построила мост между двумя крупными жилыми массивами, стоимость этого проекта 1,8 млрд. тенге.
По словам заместителя директора компании Бейсена Жолболдиева, со дня основания в 2003 году в составе ТОО «Арайстроймаркет-2003» появилось более 10 дочерних компаний, трудятся здесь порядка 400 человек. Начав с субподрядных работ по строительству жилых домов, социальных и коммерческих объектов, автомобильных дорог, компания воспользовалась госпрограммой «Дорожная карта бизнеса-2020» и значительно расширила сферы деятельности, укрепила материально-техническую базу и свои позиции на рынке.
— Отрадно, что в Казахстане действуют подобные государственные программы, поддерживающие малый и средний бизнес. Это реальный инструмент, чтобы поднять на ноги любую компанию. Недавно мы реализовали новый проект — запустили асфальтобетонный завод мощностью 160 тонн продукции в час, один из лучших заводов в области и Казахстане, там применяются современные европейские технологии, всё автоматизировано. Мы стараемся ежегодно разрабатывать различные проекты и участвовать в госпрограммах, — говорит Б. Жолболдиев.
Обратив внимание на то обстоятельство, что при строительстве закупается и используется большое количество импортных товаров, компания решила наладить выпуск продукции, ранее в стране не производившейся. Один из наиболее успешных проектов — это завод по выпуску алюминиевых и биметаллических радиаторов. На предприятии используется новейшая итальянская технология, в Казахстане аналогов товару нет.
— Глава государства Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил о том, что нужно работать над импортозамещением. Вот мы и решили начать выпуск подобного товара первыми в стране. Мы строим социальные объекты, при этом полностью покрываем свои потребности в радиаторах. Наша продукция активно реализуется, заключен ряд контрактов со строительными компаниями Казахстана, заинтересовались радиаторами в Кыргызстане. Планируем увеличить объем выпуска до 1 млн. единиц, — говорит собеседник.
Учиться и учиться!
Кроме того, есть и другие плюсы программы. Так, в рамках компонента «Бизнес-школа» сотни людей открыли новый бизнес в сферах сельского хозяйства, торговли, грузовых перевозок, услуг, производства и т. д., а также расширили текущий бизнес (создали рабочие места, увеличили клиентскую базу). Отметим и другие инструменты программы.
Так, участниками проекта «Деловые связи» могут быть руководители высшего и среднего звена компаний, заинтересованные в установлении деловых связей с иностранными партнерами. Обучение длится три недели, из них две недели – очно, одна неделя – заочнo (это online-семинары и консультации). Семинары проводятся бесплатно, участники оплачивают только транспортные расходы до места проведения тренингов и расходы на проживание. После этого они получают сертификат об успешном окончании курсов и, в последующем, смогут принять участие в конкурсном отборе второго этапа программы для поездки в Германию.
Положительная оценка
— Программа эта в свое время была инициирована Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, и за прошедшее время доказала свою актуальность, — считает руководитель областного филиала партии «Нұр Отан», председатель мониторинговой группы по исполнению госпрограмм Муратхан Шукеев. – Она помогает выполнить главные задачи, так как речь идет о поддержке предпринимательского сектора. Тысячи бизнесменов в стране получили реальную поддержку своих проектов, создано тысячи рабочих мест, но останавливаться рано. Ключевое направление в свете последнего Послания Президента страны – это развитие высоких технологий. Мы обязаны шагать в ногу со временем, если хотим быть в числе высокоразвитых стран мира.
В свою очередь, заместитель руководителя областного управления предпринимательства Жандаулет Кенжебеков, отмечает, что в целом направления программы «ДКБ-2020» в стране успешно реализуются.
— За все время программы в Жамбылской области было прокредитовано субъектов бизнеса на 3,3 миллиарда тенге, заключено 284 соглашения, из них 262 касались субсидирования процентной ставки, 22 – гарантирования займов. По республике это третий показатель, что, без сомнения, является положительным результатом, — говорит Жандаулет Кенжебеков.
Взгляд со стороны: есть и проблемы
Но нужно говорить не только о возможностях, но и проблемах программы. Это касается, прежде всего, кредитования. К примеру, что получить доступ к инструменту программы в виде субсидирования процентной ставки, нужно для начала получить этот самый займ в банках второго уровня. А здесь есть некоторые проблемы.
Эксперт из Германии Ян Ульрих, побывавший в этом году в Казахстане по приглашению НПП РК «Атамекен», отмечает, что Палата предпринимателей и другие органы проводят немалую работу для того, чтобы улучшить бизнес-климат страны. У него есть некоторые рекомендации.
— В бизнесе не может быть сиюминутной выгоды или дохода. Если вы думаете, что ваше дело уже налажено и пусть оно так и работает, то вы остановились в развитии. Необходимо совершенствоваться, развиваться и идти вперед. Момент, на который я бы хотел обратить внимание – это низкая оплата труда, особенно в сельской местности. В Европе работники сельского хозяйства, да и других сфер, зарабатывают гораздо больше, а над этим должны думать не только государство, но и сами бизнесмены. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы у них были лучшие кадры, которые не будут переживать за быт, а сосредоточатся на работе. Но отсюда вытекает и следующая проблема. Как бизнес будет справляться с расходами, если он, как правило, держится на кредитовании? А процентные ставки в ваших банках высокие. В Германии максимальная ссуда бизнесу может составляет три процента годовых, а у вас может превышать в 10 раз. Бизнесмены, которые хотели бы начать свое дело либо развить его, просто не будут пользоваться кредитами, и главной причиной здесь будет экономическая нецелесообразность проекта либо страх неуплаты кредитов. Даже если предприниматель воспользовался кредитом, то вся его прибыль только и будет покрывать платежи по ссуде. Это ненормально. У него потому и не останется денег и желания на дальнейшее развитие, потому что постоянно будет думать о банковском долге.
По мнению эксперта, если бы банки обеспечили доступ к кредитам как можно большему числу бизнесменов, то и инструментами госпрограмм пользовались бы чаще.
— Тут хотелось бы шагов навстречу со стороны финансовых институтов. Как я понял, к тому же, существует проблема с залоговым обеспечением. Зачастую это требование невыполнимо, в особенности для начинающего бизнесмена, у которого еще нет никакой базы, и закладывать нечего. Некоторые предпринимаемые шаги в этом направлении можно только приветствовать. Но здесь нужен кардинальный подход к делу, — заключает эксперт.
Действительно, по существующим правилам в рамках программы субсидируется процентные ставки в не более чем 14 процентов. Но много ли таких дешевых продуктов у банков? Отнюдь. Зачастую проценты зашкаливают за 20 и 25, оставляя за бортом программы многих потенциальных участников…
Словом, «Дорожная карта бизнеса-2020» стала реальным помощником не только для действующих, но и начинающих бизнесменов. Но если бы финансовые институты начала снижать процентные ставки по кредитам, то бизнес чаще бы пользовался не только займами, но и государственной поддержкой. Резкое снижение процентных ставок для бизнеса, новые финансовые предложения и инициативы со стороны финучреждений – вот чего еще ждет предприниматель.
Может быть, стоит над этим подумать?