Яндекс.Метрика
Среда, 23 мая 2018   Подписка на обновления  RSS
Популярно
11:41, 30 января 2018

Горнолыжный КУРОРТ В ЖУАЛАХ: ВЫ СЕРЬЕЗНО?


Горнолыжный курорт – амбициозный и бесполезный проект?

Курорт в Жуалынском районе

Фото: inform.kz

На днях акиму Жамбылской области Аскару Мырзахметову в ходе его рабочей поездки в Жуалынский район представили проект  по строительству горнолыжных комплексов «Коксай» и «Каралма».  Деловой казахстанский журнал «СЭР» оценил плюсы и минусы проекта, пытаясь ответить на вопрос: каковы его реальные перспективы?

 

Плюсы.

  1. Уже разработана схема канатных дорог и горнолыжных трасс. Общая протяженность спусков составит 30 000 метров, что лишь на пять тысяч меньше «Красной поляны» в Сочи. Курорт будет спроектирован и построен в соответствии с нормами экологического законодательства страны и международных экологических стандартов. В зоне катания будут расположены канатные дороги и инфраструктурные объекты. Это позволит населению проводить здесь активный отдых, заниматься зимним спортом на уровне международных туристических стандартов.

 

  1. При строительстве объекта обязательно появится сопутствующий бизнес – общественное питание, транспорт, сфера услуг получат резкий толчок к развитию. Не говоря о социальных моментах – создании рабочих мест, налоговых поступлений и так далее. Также здесь большие возможности для организации летнего отдыха. Это велотуризм, дельтапланеризм, рыбалка, конные маршруты и так далее, что обеспечит круглогодичную загрузку курорта.

 

  1. Урочище Каралма находится на высоте 1000 метров над уровнем моря. Сам район с четырех сторон окружен горными хребтами, что гарантирует наличие снегов в зимний период. Коксай – красивейшее место, которое также может привлечь ценителей природы со всего мира.

 

  1. Кроме того, здесь очень выгодное географическое положение – около районного центра, между Таразом и Шымкентом, рядом с международной трассой Западная Европа-Западный Китай. Следовательно, это будет очень удобно для привлечения туристов и обслуживающего персонала.

 

  1. Урочище также находится недалеко от коммуникаций, что снижает себестоимость реализации проекта. Безлесные горные склоны обеспечат минимальные затраты на обустройство горнолыжных трасс.

 

Минусы

  1. Дороговизна.

Проект потребует больших финансовых вливаний. Учитывая, что к данному времени нет инвесторов, финансирование могут поручить какой-нибудь компании с госучастием. То есть, опять-таки за счет бюджета области. К тому же, во сколько бы ни оценили стоимость проекта, в ходе его реализации наверняка потребуется уточнения в сторону удорожания. Сегодня проект могут представить как недорогой, а когда начнется строительство, пойдут разговоры об увеличении финансирования… А если не выделить дополнительных денег – пиши пропало под весь проект…

 

  1. Опасность

Оба ущелья, в которых планируется построить базы, находятся в довольно опасной зоне – главным образом с точки зрения лавин. Пример с жамбылскими пограничниками, погибшими в этих горных массивах в феврале прошлого года – лишнее тому подтверждение. Кроме того, сами дороги в ущелья в зимнее время года представляют собой сложные участки. Транспорту проехать там весьма непросто, а пешком идти – ну очень далеко…

 

  1. Труднодоступность

Вот ведь интересный вопрос – а учли ли инициаторы проекта, что зимой ущелья вообще могут быть завалены снегами? В этих районах зима очень снежная, а минусовые температуры и бураны в Жуалах – обычное явление. Как добираться до курорта, если вдруг завалит снег? К сожалению, до сих пор не решен вопрос и с перевалами по международной трассе – местные власти так и не придумали, что делать с ними в гололед и снегопад – Куюк и Шакпак очень часто закрывают для движения транспорта.  И не окажутся ли в снежном плену какие-нибудь туристы в случае перемены погоды? С точки зрения безопасности и доступности вопрос с объектами явно не проработан.

 

  1. Окупаемость.

А будут ли вообще ездить сюда туристы? Увы, у большинства жамбылцев нет культуры зимних походов, многие не умеют кататься на лыжах или коньках. Конечно, найдутся энтузиасты, которые будут гореть желанием научиться отдыхать по-зимнему. Но вряд ли их будет так много, что проект оправдает себя…

И вряд ли стоит ждать и зарубежных туристов – уж поверьте, они Альпы или Куршавель не поменяют на Жуалы.

 

  1. Отсутствие инвестиций

Что касается сопутствующих объектов бизнеса – тоже вопрос. Бизнес начнет воздвигать здесь кафе и рестораны только в том случае, если здесь будет гарантированно много народа. Ну хотя бы человек сто в день. В противном случае строить пункты питания, обогрева, не говоря уже о гостиницах, никто из предпринимателей не станет.

 

  1. Конкуренция

Аналогичную идею о горнолыжном курорте вынашивают и в Южно-Казахстанской области. И в этом плане соседи продвинулись гораздо дальше. Если уж у них откроется курорт, то он составит сильную конкуренцию жамбылскому.

 

  1. Кадры

А вернее, их полное отсутствие. Если бы зима в Жамбылской области постоянно выдавалась бы такой снежной и морозной, как в этом году, то наверняка у региона было бы много катков, лыжных дорог и даже трамплинов. Но поскольку нынешняя суровая зима — скорее исключение, нежели закономерность, то приходится констатировать: обучать катанию на лыжах или коньках у нас, по большому счету, некому. А ведь делать это не только на первых порах, а всегда, просто необходимо. Отсутствие инструкторов и тренеров – вот еще одна жирная проблема проекта.

 

Вывод:

Проект жуалынцев выглядит очень амбициозным и красивым на бумаге. Если все получится и у нас случится туристический бум – браво! Но как будет на деле? Складывается впечатление, что проект проработали только с одной стороны, рассмотрев все плюсы. А вот о рисках как-то думать не захотели. При этом возникает главный вопрос, на который хотелось бы знать ответ: неужели оба урочища идеально подходят под курорт? Одно дело – обозначить спуски. И совсем другое  – превратить их в горнолыжные трассы. Хотелось бы знать мнение зарубежных экспертов.

Потому напрашивается вывод: даже если объект построят, то неизвестно, оправдает ли цель средства. А не постигнет ли его участь всего туристического кластера Жамбылской области: потратили сотни миллионов тенге на сферу, отправили в зарубежные командировки десятки специалистов за госсчет, организовали кучу затратных форумов, перенесли базары, раскопали земли — а туристов как не было, так и нет?

Не хотелось бы, чтобы очередные бюджетные траты вылились в аморфный и непродуманный проект…

Читайте также:

В Жамбылской области вышел полноцветный деловой журнал

 

Об авторе: Нуралы Абдуалиев


Добавить комментарий

Свидетельство о постановке на учет № 16334 – ИА выдано Министерством информации и коммуникаций РК 3 февраля 2017 года

© 2018 Эк-Спорт