Пятница, 19 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
18:22, 27 ноября 2017

Перераспределение полномочий: собственная модель управления


Казахстан становится примером для развивающихся стран

Перераспределение полномочий между ветвями власти стало большим шагом в деле развития демократического общества. Но нет ли в этом каких-либо рисков в управлении государством? Такой вопрос мы адресовали нашему постоянному эксперту, председателю общественного совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «Нур Отан», директору ТОО «Талас инвестмент компани» Бахтияру Алдашову.

— Бахтияр Абилкаирович, можно ли считать внесенные изменения самыми серьезными поправками в Конституцию со времен ее принятия?

—  Напомню, до этого поправки в действующую Конституцию страны, принятой на Всенародном референдуме страны 30 августа 1995 года, вводились трижды. Все они также были продиктованы жизненной необходимостью и на тот момент тоже считались самыми серьезными. Так, в 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного Закона. Они коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Безусловно, это были очень демократичные меры, направленные на усиление государства.

Поправки в Конституцию 2007 года сводились к переходу к пропорциональной избирательной системе, укреплению статуса Парламента за счёт введения нормы об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны. Как мы видим, все эти поправки носили глобальный для государственного обустройства характер. Все они были важны с точки зрения развития взаимоотношений между ветвями власти.

Новые поправки я бы также назвал эпохальными, так как на данный момент они определяют путь развития нашего государства. Вообще же, любые изменения в Конституцию страны — это довольно серьезные шаги, которые говорят о необходимости внесения коррективов в жизнедеятельности государства и всех его институтов управления.  Перераспределение полномочий стало большим шагом в направлении, которое определил для Казахстана Глава государства.

— Что дали новые поправки нашей стране в результате?

— Этот процесс продемонстрировал всему миру приверженность нашей страны демократическим идеалам. По сути, он также показывает реальное стремление нашего государства войти в число самых развитых стран мира. Ведь при определении международного рейтинга стран учитываются не только экономические и социальные показатели, но и анализируется уровень развития политической системы. Та модель, которую предложил Президент, напоминает политическое обустройство ряда развитых государств. Но при этом, нет слепого копирования формы управления с какого-то конкретного государства. Я бы сказал, что наша республика попытается внедрить современную форму правления, с учетом своего накопленного опыта, который за 26 лет независимости можно считать вполне успешным. Казахстан для сотен развивающихся стран стал хорошим примером последовательного внедрения демократичных норм. Имидж республики на международной политической арене значительно укрепился.

— Не грозит ли новая форма государственного управления нестабильностью в плане возможности возникновения политических кризисов?

— Если имеется в виду возможность возникновения противоречий между решениями Парламента и Правительства, то здесь роль верховного арбитра отведена Президенту. Он и будет принимать решения в таких случаях. Но, на мой взгляд, сегодня между властными структурами республики существует полное взаимопонимание, которое вряд ли породит в обозримом будущем какие-либо противоречия. Кроме того, подчеркну, что  парламентско-президентская модель основана на балансе властных полномочий, когда ни одна ветвь не имеет возможности единолично осуществлять государственную власть.

 

Об авторе: Нуралы Абдуалиев


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика