Суббота, 20 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
6:27, 06 октября 2017

ХРОНИКИ ТАРАЗА: что говорили и писали о городе последние две тысячи лет – в письмах, комментариях и воспоминаниях


С ДНЕМ ЛЮБИМОГО ГОРОДА, ЖИТЕЛИ ТАРАЗА!

Это только кажется, что Тараз находится на периферии мировой цивилизации. На протяжении тысячелетий здесь кипела жизнь, то замедляя, то убыстряя свой бег.

До наших дней сохранились письменные свидетельства того, как рос и развивался наш любимый город, День которого мы сегодня празднуем. Как он приходил в упадок и вновь возрождался, подобно вечной птице Феникс.

*Самым первым письменным упоминанием о Таразе сегодня можно считать записи очевидца, который вместе с многотысячной китайской карательной армией попал в Тараз, основанный шаньюем Тезеком. И шел тогда 36 год до нашей эры.

— Возраст Тараза, подтвержденный документально, — говорит директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов, — можно датировать как 2100 лет. Есть свидетельства, что в 36 году до нашей эры город уже процветал. В записях очевидца, который был здесь в составе китайской карательной армии, говорится, что китайская армия остановилась на противоположном берегу реки Талас и издалека были видны развевающиеся разноцветные флаги Тараза. На крепостном валу, по его словам, около ста воинов маршировали, а вокруг крепостной стены гарцевали сотни всадников. На следующий день они начинают атаку, ожесточенная борьба идет двое суток, и на вторые сутки предводитель таразской армии, великий полководец и великий человек, шаньюй Тезек — погибает. Захватчики разрушают город, сжигают дотла, и забирают голову шаньюя Тезека и письмо китайского императора. Император Китая якобы в письме требовал от Тезека подчинения, так как лет за десять до этого Тезек со своим войском и семьей перекочевал в Тараз с берегов великой китайской реки Янцзы (Желтая река), на правом берегу ее жили кочевники гунны, на левом — сакские племена. В наших местах в то время жили тюрки, выходцы с Алтая, и этот факт сейчас подтверждается. Получается, что гунны и основали город Тараз гунны».

Бюст основателя города Тараза, шаньюя Тезека, сегодня можно увидеть рядом с ханом Абылаем и Караханом в музее «Древний Тараз».

568 году н. э относится упоминание нашего города в греческих источниках под названием Толоса (Талас), как одного из пунктов Великого Шелкового пути в долине реки Талас. В эпоху процветания, X-XIII вв., появилось нынешнее название Тараз — «весы», «торговый город».

*В исторических архивах сохранилось описание таразского базара, сделанное буддийским монахом Сюань-Цзянем, путешествовавшим по здешним местам в VII веке: «Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из разных стран. Продают изделия из кожи и шелка, золота, серебра и бронзы…» Торговали в Таразе в те времена и гончарными изделиями, коврами, тканями, пряностями и многими другими товарами.

*В 1864 году город Аулие-Ата, укрепленный пункт Кокандского ханства, угнетавшего местное население, в ходе штурма крепости завоёван войсками русского царского правительства. В 1867 году город вошел в состав Сырдарьинской области Туркестанского генерал-губернаторства и вскоре стал центром одноименного уезда.

…Из сохранившихся в областном архиве записок 1864 года проезжавших здешние места генерал-майора Черняева и подполковника Лерхе можно представить внешний облик того города: «Однообразный вид городских построек смягчается разведенными, как в городе, так и в его окрестностях, садами, прохладная тень которых служит отрадным убежищем для азиата во время невыносимого дневного жара… Есть виноградные лозы и яблони, урюковые и грушевые деревья…Природа богатая, климат здоровый, земля щедрая, награждающая труды землепашцев и дающая великолепный урожай. Луговые места превосходные, орошаемые чистыми горными речками и ключами со светлой водой», — пишет Лерхе.

Адъютант командира отдельного Сибирского корпуса подполковник Лерхе в 1864 году, проезжая здешние места, оставил восторженные описания красот природы, а также свидетельство того, что через город проходило значительное число торговых караванов, а также имелось большое количество курганов, по-видимому, какие-то древних захоронений.

Из записок известно, что на таразском базаре имелись в наличии «…лавки с медными, чугунными и железными изделиями, лавки с тканями, коврами, русскими сукнами, лавки с урюком, изюмом, орехами, чаем, сахаром, табаком, глиняной посудой местного производства, свечами, салом, писчей бумагой. В харчевнях вкусный палау (плов) и пельмени». Практически тот же ассортимент, что и сегодня.

Упоминают офицеры и о многочисленных торговых караванах, проходивших через город, а также о большом количестве курганов, древних захоронений. Из записок видно, как изменился климат в Таразе и Жамбылской области за полтора века. Зимние морозы в XIX веке продолжались с октября по март, город утопал в снегах, часты были снежные бураны. Далее в записках читаем: «В четырехстах саженях от крепости (имеется в виду существовавшая тогда цитадель Аулие-Аты) находится кладбище, среди которого полуразвалившийся кирпичный памятник святого отца по имени Караган… Могила этого святого человека послужила поводом названия крепости… Сюда собирались богомольцы, построили город, для безопасности возвели укрепленную цитадель».

Сейчас на месте этих дивных лугов, так восхитивших некогда проезжего адъютанта, находится городская застройка – микрорайоны, ЦКЗ «Баласагун», Молодежный досуговый центр, учреждения здравоохранения (БСМП), образования (школы, вузы), парки и скверы, центральная мечеть «Аулие-Ата» и православный храм Успения Божией Матери. Украшением этой части города сегодня является парк Первого президента, заложенный несколько лет назад и ставший популярным у горожан.

«Однообразный вид городских построек, — записал в своем путевом дневнике генерал-майор Черняев, — смягчается разведенными как в городе, так и в его окрестностях, садами, состоящими преимущественно из ивы, тополя и тала, прохладная тень которых служит отрадным убежищем для азиата во время невыносимого дневного жара. В весьма немногих садах есть виноградные лозы и яблони, урюковые и грушевые деревья, но часто бывающие северо-западные ветры и сильные зимние бураны не позволяют им приносить плоды». Из записей генерал-майора можно сделать вывод, что климат а Таразе за полтора века значительно изменился. Зимние морозы в те времена продолжались от середины октября до начала марта, а где-то с конца ноября до половины февраля весь город утопал в снегах, которые не таяли во всё продолжение того времени, притом часты были снежные бураны.

*Начальник Аулие-Атинского уезда, любитель-краевед Василий Андреевич Каллаур в протоколе заседания общего собрания членов Туркестанского кружка любителей археологии от 5 мая 1897 года писал об уникальном мавзолее Айша-биби: «Мазар этот с провалившимся куполом имеет вход с южной стороны, а гробница имеет направление с юга на север. По моему мнению, он заслуживает внимания по своей древней архитектуре. Я уже давно стал собирать сведения от местных жителей о Карахане и о мазаре Аулие-Ата, но удалось собрать сведений немного».

Историк и библиограф Средней Азии Александр Васильевич Панков в статье «Мазар Карахана» привел полное визуальное описание памятника и собрал у старожилов города информацию о Карахане. На сегодняшний день это уникальные исторические данные: «Мазар Карахана, находившийся прежде около Аулие-Ата, при въезде в город из Ташкента, а теперь в черте городского поселения, вблизи русского храма, не особенно бросается в глаза. Во-первых, потому что стоит за деревьями, а во-вторых, потому, что обращен к улице задней стороной, сильно размытой и разрушающейся от времени. На нем хорошо сохранились только два его минарета, украшенные цветной глазурью, которые только и бросаются в глаза. Но что особенно достойно внимания, это правильность и симметричность постройки, сделанной из прекрасного китайского кирпича (имеется в виду жженный кирпич)».

Историк-востоковед Жозеф Антуан Кастанье, специализирующийся по Средней Азии, в своем труде «Надгробные сооружения киргизских степей» так описал мавзолей Карахана: «Несмотря на невзгоды времени, он еще сохранил свою грандиозность. Фасад его слегка скрывается деревьями. Эта часть наиболее сохранившаяся и наиболее интересная. Некоторые из рисунков передней стены имеют вид креста. По преданию эта могила содержит останки одного уйгурского или карлукского князя, который первый из древних тюрок принял ислам».

*В записках аулиеатинского санитарного врача, составленных в 20-х годах прошлого столетия, сохранилось описание, как тогда выглядела улица Кауфманская, нынешняя Толе би, являвшаяся одной из четырех основных городских улиц того периода. Она была достаточно широкой и прямой, здесь наблюдалось довольно оживленное движение транспорта – повозки, частные извозчики, верховые на лошадях. Остальные улицы были неширокими и извилистыми. По обе стороны не мощеных аулиеатинских улиц были арыки с насаженными вдоль них пирамидальными тополями, так что кое-где сохранившиеся огромные старые тополя являются, по сути, историческими раритетами. Что касается чистоты и благоустройства улиц, то эта проблема и в те стародавние времена была актуальной. Как пишет этот санитарный врач: «Очистка улиц производится не везде аккуратно. Сточных канав нет, поэтому после дождя вода с грязью идут в те же арыки». Уже в те времена в городе велась борьба с предприятиями, загрязняющими окружающую среду. Для полноты картины могу добавить, что в 20-е годы прошлого века город Аулие-Ата занимал территорию в девять тысяч гектаров. Планировка застроек практически отсутствовала, а о генплане тогда и не слыхивали. Каждый был «сам себе режиссер», но, тем не менее, часть старинных саманных построек сохранилась и по сей день. Водоснабжение города осуществлялось частично из вырытых в частном порядке колодцев, частично из природных ключей, бивших на всем протяжении рек Карасу и Талас. Эту ключевую воду развозили специальные водовозы.

Город имел три бани, два кладбища, восемь мечетей и две церкви. Экономический потенциал составляли и обеспечивали население рабочими местами два базара, два водочных завода, пивной и винный заводы, шерстомойка, кожевенный и свинцеплавильный заводы, а также конезавод.

С наступлением сумерек все улицы и переулки Аулие-Аты погружались во тьму. Электрического освещения, равно как и какого другого, тогда не предусматривалось. По этой ли причине, или по какой другой, но рождаемость о ту пору значительно превышала смертность, и демографические показатели росли, несмотря на сложную экономическую ситуацию того времени. При населении в 24 тысячи с лишним человек естественный прирост составлял четыре человека на тысячу.

*Советский писатель Дмитрий Фурманов, направлявшийся в начале 20-х годов XX века в город Верный, в своей повести «Мятеж» пишет: «В густые вечерние сумерки подъезжали к Аулие-Ата. Последние версты до окраины города, где разбросалось кладбище, изрезаны оврагами, испещрены глубокими зияющими норами: здесь любимые волчьи места. Рассказывают, будто здесь совсем недавно волчья стая бросилась ввечеру на верхового киргиза, и наутро от гнедой кобылки нашли только горсть волос, а от несчастного наездника — дырявые, старые баретки…». По нынешним временам кладбище и овраги здесь сохранились, но волков и прочих представителей фауны уже нет.»

За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз испытал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, пережил множество переименований. В средние века город собирал богатую дань с проходящих торговых караванов, развивал ремесла, культуру, искусства. Своих послов сюда отправляли из Византии, искавшей союзников среди тюрков Средней Азии. Однако после XIII века Тараз теряет былое могущество и на многие столетия погружается в запустение. И только в XIX веке возрождается под новым именем Аулие-Ата. В начале XIX века люди начали селиться близ могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного «Аулие-Ата».

Сегодня Тараз — областной центр Жамбылской области с почти полумиллионным населением, крупный индустриальный и культурный центр южного Казахстана. Благодаря богатым историческим достопримечательностям, город имеет огромный туристический потенциал. Исторический памятник республиканского значения — археологический парк «Древний Тараз» общей стоимостью 2,5 млрд. тенге вошел в список «100 сакральных мест Казахстана».

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика