Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
3:30, 17 апреля 2017

Поляки в Казахстане: история и судьбы


 

История порою преподносит парадоксы. Далекая от Европы азиатская страна Казахстан, с суровым климатом – от изнуряющего зноя до крепких морозов, – куда в прежние века ссылали бунтовщиков, возмутителей общественного спокойствия, стала второй родиной для многих народов. Оказались на казахстанской земле и представители польского народа, гордого и свободолюбивого, чуть было не потерявшего в XVIII-XIX веках свою государственность, но сумевшего сохранить национальную неповторимость.

История появления поляков в Казахстане начинается с 30-х годов 19-го столетия, когда царское российское правительство начало ссылать в казахстанские степи своих политических противников из Польши, попавшей тогда под протекторат России. Но самым первым поляком, появившимся на земле казахов, был в XIII веке монах-францисканец Бенедиктус Полонус, оставивший первое в мире описание восточных земель, о которых в ту пору в Европе имели весьма туманное представление. Монах входил в экспедицию послов папы римского Иннокентия IV, отправившего дипломатическую миссию к монгольскому хану Батыю. Путешественников поразили огромные пространства степей, отсутствие лесов и воды, перепады погоды. Кроме того, монах Бенедикт оставил ценные этнографические описания жизни казахов того времени.

В XIX веке в Казахстане уже появились десятки ссыльных поляков, которые  внесли весомый вклад в этнографию, культуру Казахстана, в развитие географических, геологических и прочих наук.

Первым в мировой литературе произведением на казахскую тематику стала поэма «Киргиз» (так раньше называли и казахов, и киргизов) польского романтика Густава Зелиньски, сосланного в «киргизские степи»  за связь с тайной польской патриотической организацией «Месть народа». В этой поэме содержатся бесценные этнографические наблюдения за жизнью и экзотическими для европейцев обычаями казахов XIX века. Поэт описывает первозданный край, «где не было дорог, только трава клонилась там, где конь ее на скаку задевал», край, в котором живут свободные и гордые люди, в согласии с природой и своими вековыми законами, к числу которых относился и традиционный закон гостеприимства.

К числу этих десятков ссыльных поляков относится и знаменитый Адольф Янушкевич, участник восстания поляков 1830 года. Он попал в плен и оказался вначале в Сибири, а затем в ссылке в Казахстане. В течение 18-ти лет Янушкевич, выучившийся казахскому языку, собирал казахские песни, легенды и поверья, а затем издал их в Париже в 1861 году в книге «Дневники и письма из путешествий по киргизским степям» — эта книга долго пользовалась популярностью в России. Интересные этнографические заметки о жизни казахов первой половины XIX века оставили также Кароль Любич Хоецки, Ян Виткевич и другие. Ян Виткевич, сосланный в Казахстан чуть ли не в 15-летнем возрасте, овладел несколькими восточными языками, на казахском говорил, как казах, читал на память Коран, имел глубокие познания в казахской этнографии и географии, и вообще настолько вжился в казахскую среду, что получил прозвище «Батыр».

Считается, что одним из первых в живописи изобразил жизнь и быт казахов поляк Бронислав Залесски, польский патриот, которого в дисциплинарном порядке отправили на военную службу в Оренбург за участие в одном из заговоров. Альбом его офортов «Жизнь киргизских степей», изданный в Париже в 1865 году, стал настоящим открытием для европейцев. За десять лет службы Залесски множество раз отравлялся вглубь Казахстана с экспедициями, не расставаясь с тетрадью для эскизов. По Мангышлаку он путешествовал вместе со ссыльным украинским поэтом и художником Тарасом Шевченко. Очарованный природой казахских степей, простотой жизни казахов, Залесски запечатлел увиденное в живописных и литературных произведениях, которые некоторое время спустя  будут опубликованы и признаны чем-то исключительным. Это и стало первой публикацией, познакомившей Западную Европу с пейзажами и жизнью казахского народа. Залесски оставил также ценные заметки о правовой стороне жизни казахского народа, описал систему наказаний за преступления, в которой отражалось общественное неравенство того времени, с болью писал о бесправном положении казахской женщины.

Казахский вокальный фольклор много бы потерял, если бы не деятельность поляка Александра Затаевича, заслуга которого в сохранении казахского фольклора огромна. Александр Затаевич родился в 1869 году в Варшаве, в семье польского ссыльного, музыкального критика, а в 20-х годах XX века оказался в Казахстане. Затаевич собирал песни степных акынов, которые из поколения в поколение передавали не только народную мудрость, но и богатые этнографические, исторические сведения.  «Тысяча песен казахского народа» — бесценный труд, оставленный потомкам Александром Затаевичем. И этой коллекции до сих пор нет равных.  «В этой работе, — писал Затаевич, — нельзя было сделать ни шагу без внутренней гармонии с интимными струнами души народа, и благодаря этому я, случайный пришелец, навсегда полюбил благородный и талантливый казахский народ».

Кроме культуры, этнографии, географии, поляки оставили значительный след в разведывании и изучении природных богатств Казахстана. Томаш Зан, которого казахи называли «искателем камней», занимался геологоразведывательной деятельностью, выполнял метеорологические исследования. Геологическими и геодезическими исследованиями в Казахстане занимались поляки Томаш Вернер, Людвик Турно, Александр Ходзько, Казимир Лапчиньски, Адам Бяловески и другие. Астрономические исследования на территории Казахстана проводили  Петр Залески и Стефан Козловски. Многие работавшие в Казахстане геологи, топографы, археологи, геодезисты, ботаники, агротехники  – такие как Стефан Чарноцки, Арнольд Маковски, Казимир Калицки и др.- впоследствии станут профессорами в польских высших учебных заведениях, в научно-исследовательских институтах.

Следующая волна переселенцев из Польши обозначилась с началом первой мировой войны и была связана с эвакуацией в Казахстан гражданского населения России, в том числе из пределов Царства Польского, входившего тогда в состав России. Затем – волна ссыльных поляков накануне и во время Великой Отечественной войны. Польшу и Казахстан связывают не только экономические и политические интересы, но и общая память о Великой Отечественной войне, во время которой отдельные подразделения Войска Польского под командованием генерала Андерса формировались на территории Казахстана. Не всем польским солдатам довелось попасть на фронт, многие из них навечно упокоились в казахстанской земле. В Жамбылской области могилы польских солдат есть в селе Мерке, где установлена мемориальная доска. Оставшиеся в живых польские солдаты донесли до родных селений впечатления о гостеприимстве и широте души казахского народа.

Сегодня проживающая в Казахстане сорокатысячная польская диаспора, потомки польских переселенцев и ссыльных революционеров, обрела возможность развиваться, сохранять свой язык и национальную культуру в дружной семье казахстанских народов. В Казахстане действуют польское общество «Венжь» («Связь») и Союз поляков Казахстана, которые сохраняют национальные польские традиции и обычаи. В Жамбылской области около 20-ти лет действует  этнообъединение «Полонез». Показательным моментом является то, что, несмотря на объявленную Польшей в январе 2001 года репатриацию своих соплеменников, массового выезда поляков из Казахстана не наблюдалось. Более того — процесс репатриации этнических поляков из Казахстана в последние годы сократился до минимума, даже наметился процесс реэмиграции, чему способствовало повышение уровня жизни в Казахстане.

И сегодня на благодатной земле Казахстана живут тысячи потомков польских переселенцев и ссыльных, которые в дружной семье казахстанских народов обрели возможность прекрасно жить и сохранять свой язык и культуру.

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Светланка:

    Очень познавательная статья.

Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика