Яндекс.Метрика
Воскресенье, 20 октября 2019   Подписка на обновления  RSS
Воскресенье, 20 октября 2019   Подписка на обновления  RSS
Популярно
9:01, 20 сентября 2019

ЧТО ПРИДУМАЛ АСКАР МЫРЗАХМЕТОВ?


Чем хорош и чем плох презентованный проект акима области?

На днях аким Жамбылской области Аскар Мырзахметов на расширенном заседании Правительства страны презентовал любопытный проект, разработанный в его регионе – развитие лично-подсобных хозяйств. Цель его – льготное кредитование жамбылских семей для занятия животноводством и растениеводством. Проект, прямо скажем, неоднозначный. Он выглядит достаточно полновесным, но все же вызывает ряд вопросов, сообщает ИА «Эк-спорт».

Суть программы

На площадке региональной СЦК заместители акима области Муратхан Шукеев и Нуржан Календеров рассказали журналистам подробности данного проекта, а заодно ответили на вопросы портала «Эк-спорт».

Придуманная программа, судя по всему, называется просто – проект по повышению доходов населения Жамбылской области. Расскажем о сути поддержки сельского населения.

Чтобы инициировать проект, как заявили спикеры, пришлось провести подворовый обход всех 138 347 дворов области в сельской местности. Труд можно было бы назвать титаническим, если бы не одно «но» — положа руку на сердце, многие сельчане сейчас удивленно разводят руками – что-то они не видели гостей из акимата ни по данному проекту, ни вообще с расспросами о житье-бытье. Тем не менее, анализ обхода был проведен, и вскоре чиновники пришли к удивительному, но в общем-то справедливому выводу — население не может превратить подсобное хозяйство в эффективный источник дохода из-за отсутствия соответствующей организационной работы.

После этого и  был составлен план по повышению доходов населения по каждому двору и сельскому округу. Если вкратце, то чиновники предлагают следующие меры поддержки:

  1. Эффективно использовать приусадебные участки для выращивания продуктов растениеводства;
  2. Эффективно использовать приусадебные дворы под животноводство и птицеводство;
    3. Эффективно использовать земельные ресурсы, принадлежащие каждому жителю села, за пределами населенных пунктов (паевые наделы и др.);
  3. Создать в каждом сельском округе кооператив с необходимой комплектацией техникой, оборудованием и оборотными средствами;
  4. Максимально профинансировать небольшие проекты, заявленные со стороны сельских жителей.

Деньги на бочку!

На все это дело акимат области запросил в Правительстве 46,4 миллиарда тенге. Обещая огромные дивиденды.

Например, более 130 тысяч семей (около 600 тысяч человек) будут обеспечены стабильным доходом в среднем в размере 128 тысяч тенге в месяц, а 68 тысяч самозанятых и безработных станут индивидуальными предпринимателями. Кроме того, объем валовой продукции сельского хозяйства увеличится на 34%, а нагрузка на предприятия по переработке молока и мяса на 30%.

Для того, чтобы убедиться в плодотворности пилотного проекта и в качестве примера были выбраны десять сельских округов области.

Спикеры заверили, что сельчане уже выразили согласие на участие в проекте. Ведь им помогут приобрести скот, птицу, инкубаторы, а также выращивать корма. При этом их будут обеспечивать семенами, гербицидами, пестицидами, минеральными удобрениями и всякой химией.

На первом пилотном этапе проекта будут охвачены семь тысяч семей-счастливчиков, и они будут получать ежемесячный доход не менее 104 тысячи тенге. Более 2000 самозанятых и безработных людей станут предпринимателями, оплачивающими обязательные пенсионные, налоговые и другие платежи.

В общем, проект на бумаге выглядит достаточно радужным, и он уже поддержан Правительством. Хотя про финансирование речи еще не идет.

Хорошо подумали?

Но есть и минусы. И возникшие в связи с этим справедливые вопросы.

К примеру, для реализации проекта в очередной раз увеличен штат чиновников – несмотря на заявленный Президентом и Правительством курс на сокращение штатов госорганов, в регионе  расширили число сотрудников областного управления сельского хозяйства – администратора данной программы – на 14 человек. Понятно, за счет бюджета, а, значит, нас с вами. Во сколько обойдется казне содержание этих людей, пока не озвучено.

Еще один главный минус проекта – сам механизм, который предусматривает кредитование населения. Пусть и льготное, в размере 2,5 процента годовых. Опыт прошлых лет показывает, что сельчанам не так просто организовать хозяйство даже на льготных условиях. Невозврат средств со стороны населения – вот главная проблема микрокредитования.

И проблема тут не всегда в неспособности организовать дело. Многие крестьяне жалуются на основные расходы по содержанию скота и птицы – дороговизну кормов. Предусматривалось ли снижение цен при разработке программы?

Нуржан Календеров

— В этих целях с согласия жителей планируется объединить 4300 гектаров паевых земель, произвести 19 тысяч тонн сена, семь тысяч тонн кормов, две тысячи тонн силоса, — пояснил на брифинге Нуржан Календеров.

По замыслу акимата, корма будут реализованы в подсобные хозяйства по ценам ниже рыночных.

Но как же быть с комбикормами? Животноводу известно, что на одном сене, пшенице и ячмене далеко не уедешь. А производство собственных комбикормов на открывшемся недавно в Таразе заводе пока жителей региона не обрадовало – цены на продукцию там дороже, чем на привозную. Пока этот вопрос остался без ответа.

Еще один серьезный вопрос – это реализация продукции. Если мясо еще можно реализовать на рынке без особых проблем, то вот, к примеру, с яйцами, как свидетельствует опыт местных птицефабрик, могут возникнуть проблемы ввиду конкуренции со стороны импортной продукции. Торговые марки наподобие «дедушкиных» и «бабушкиных» яиц заметно теснят наши товары на полочках магазинов.

Муратхан Шукеев

— Рынок яиц нельзя назвать затоваренным. Вы знаете, что положение в птицеводстве у нас нелегкое. Так что продукция должна быть востребованной. А кроме того, нужно рассматривать возможности экспорта продукции, — сказал Муратхан Шукеев.

Получится ли на импорт российских яиц ответить экспортом жамбылских – это, конечно, еще вопрос. Но может сработать другой важный фактор рыночной экономики – снижение цен и выдавливание конкурентов. Но будет ли в этом случае рентабельность на подворье человека, никто не просчитывал.

Еще один минус проекта – использование бюджетных средств. Если Правительство захочет профинансировать первый этап проекта, то придется раскошелиться на 7 миллиардов тенге.  Всего же акимат запросил около 40 миллиардов. Если Правительство же решит воплощать опыт жамбылцев по всей стране, то придется изыскать средств как минимум в 10 раз больше. А это уже умопомрачительная сумма — около полтриллиона тенге! Где их изыскать Правительству, учитывая негарантированность возврата средств в полном объеме?

Вызывает опасения и громоздкость проекта. Чтобы сельчане получили-таки средства, они должны предоставить залоговую базу. Сомнительно, что большинство граждан охотно согласится заложить свою землю или даже дом. К тому же, это опять ненужные процеДУРЫ – оценка имущества, всевозможные справки и так далее.

Потом жителей планируется объединить в кооперативы. Что они уже проходили. И при первом уже упоминании кооператива многие просто откажутся.

А в эти кооперативы планируется вклинить СПК «Тараз». Которому опять придется увеличивать штаты. Ведь нынешние сотрудники пока никак не могут справиться со своей основной задачей – сдерживанием цен на сельхозпродукцию… Корпорация и так возложила на себя уйму других проектов, с которыми пока не все гладко. В общем, не хватало ей забот…

А ведь работу нужно проводить с каждым двором.  И если на первом этапе охватить семь тысяч дворов, то кто-то же должен с каждым работать индивидуально? Одному СПК или кооперативу может не хватить ресурсов. Придется напрягать силы сельхозотделов и всевозможных фондов…

Такой важный момент  — на самом деле речь в программе идет лишь о поддержке сельского населения, а не всех жителей региона. Почему в очередной раз были отброшены города, где также есть возможности развития подсобных хозяйств, и где доходы населения также не назовешь высокими, неясно.

Ну и самый главный вопрос остается открытым. А зачем, собственно говоря, вся эта чрезвычайно трудоемкая для реализации байга? Ведь были Годы аула, куда вложены баснословные средства. И по большому счету, проект фактически дублирует действующие программы. Аналогичные проекты с льготными кредитами на селе уже финансируются Палатой предпринимателей, а районах и так несколько лет идет микрокредитование населения. Как правило, есть несколько историй успеха, но в целом результаты трудно назвать впечатляющими.

Впрочем, возможно, у акима области и инициаторов программы есть четкое представление о том, как решить возможные проблемы. И все вышеназванные вопросы мы адресовали в областное управление сельского хозяйства. так что ждите продолжения темы!

 

Фото: Региональная служба коммуникаций

 

Об авторе: Шухрат Хашимов


Добавить комментарий

Свидетельство о постановке на учет № 16334 – ИА выдано Министерством информации и коммуникаций РК 3 февраля 2017 года
Главный редактор - Ефимова Е. В.

© 2019 Эк-Спорт