Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
3:35, 03 июня 2019

Тараз развивает паломнический туризм


Огромный потенциал для развития разнообразного туризма, в том числе и для паломнического, имеется в Жамбылской области, сообщает портал ec-sport.kz.

В республиканский список «100 сакральных объектов Казахстана» включено восемь жамбылских памятников, которые сегодня пользуются популярностью у туристов и паломников из разных стран. В их числе такие известные памятники древней архитектуры, как мавзолеи Карахан и Тектурмас (XII — XIV веков), святыни Айша-биби и Бабаджа-Хатун (Х-ХІІ веков), а также современный мавзолей Байзак батыра. Из археологических памятников в карту также внесены дворцовый комплекс Ақыртас VІІІ — ІХ веков, двухтысячелетнее городище «Древний Тараз» и мемориальный комплекс Мерке – Жайсан.

Паломники, прибывающие в нашу область, обязательно посещают не только известные и знаменитые мавзолеи Карахана, Айша-биби и Бабаджа-Хатун, но и мавзолей Давутбека, или, как еще его называют – Шамансура. Этот довольно скромный кумбез расположен неподалёку от мавзолея Карахана, в центральной части современного города Тараза, где в древности находился рабад. Есть данные, что мавзолей возведён в XIII веке над могилой одного из монгольских наместников по имени Улуг-Бильге-Икбалхан-Давутбек, которого еще называли Шамансур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того как в 1982 году мавзолей был отреставрирован мастерской «Джамбулреставрация», его включили в список памятников истории и культуры республиканского значения и взяли под охрану государства как объект «Памятники древнего Тараза». В 2001 — 2002 годы была произведена еще одна реставрация РГП «Казреставрация». В 2008 году мавзолей Давутбека был выделен в отдельный объект в списке «Памятники древнего Тараза».

О личности Давутбека-Шамансура из глубин истории дошли скупые сведения. Известно, что он был потомком тюркских каганов, главнокомандующим армии в Караханидском государстве, наместником в Таласской долине. По одной из легенд, Давутбек-Шамансур был зятем правителя Карахана. Когда Шамансур был убит во время народного бунта, над его могилой возвели мавзолей.

На надгробной плите до наших дней дошла надпись на арабском языке, из которой явствует, что погребенный является тюркским военачальником, погиб 31 марта 1262 года. Он был воином и писателем, защитником исламской религии. Эту надпись в 1939 году удалось расшифровать выдающимся советским археологам Василию Бартольду и Александру Беленицкому. Буквально там сказано так: «Погибший владел мечом и пером. Был защитником Корана и правоверных». Имя зодчего, построившего этот мавзолей, не известно.

Современный вид мавзолей приобрёл в конце XIX века. Первоначально сооружение, построенное из плоского жженого кирпича, состояло из четырёх полукруглых арок, увенчанных куполом. Арки покоились на бутовом фундаменте. В XIX веке арочные проходы заложили кирпичом, с южной стороны здания соорудили два ложных минарета. Сегодня кумбез представляет собой квадратное в плане портально-купольное сооружение с маленькими башнями. В центре внутреннего помещения находится надгробие в виде ступенчатой пирамиды. Приземистый купол покоится на арках и стенах, перекрывающих внутренние ниши мавзолея. Двери украшены узорчатым орнаментом.

Как рассказывают гиды посещающим наш город туристам, Тараз некогда был богатейшей столицей государства Караханидов, важным звеном на Великом Шелковом пути. Отсюда дороги шли в Китай, в Иран и Византию, к северным странам, в Среднюю Азию. Омар Хайям воспевал этот город и его луноликих красавиц, а купеческие караваны платили властителям немалую дань. На древнем гербе Тараза красовался барс с поднятой лапой — символ власти и могущества. Упоминание о Таразе сохранилось в китайских источниках середины 1 в. до н.э. Как один из центров Западно-Тюркского каганата, Тараз был известен и византийским историкам.

Об этом периоде в истории Тараза корреспонденту портала ec-sport.kz рассказал известный казахстанский историк Такен Молдакынов: «Возраст Тараза, подтвержденный документально, можно датировать как 2 100 лет. Караханидский период — это 1000 год. Это время, когда представители династии Караханидов оказались здесь, прибыв из южного Туркестана, это нынешняя Кашгария в Китайской Народной Республике. Там в 940 году они основали государство Караханидов. В Китае находится несколько таких же великолепных мавзолеев, подобных нашим мавзолеям Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане или Карахана в Таразе. Примерно в 1050 году произошла междоусобица, и Караханиды разделились на два крыла — Восточная империя со столицей в Кашгаре и Западная со столицей сначала в Таразе, а потом перенесли в город Баласагун в нашем Шуском районе. История описывает, что в Таразе тогда было 27 мечетей. Ислам сюда пришел в 751 году, и за четыре — пять веков появилось столько мечетей».

По словам Такена Молдакынова, на территории Жамбылской области имеется более тысячи памятников истории и культуры. В их числе 844 памятника археологии, 111 — истории, 97 — архитектуры, 28 — монументального искусства. Пять исторических объектов Жамбылской области включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — городища Актобе (Степнинское), Кулан, Орнек, Костобе, а также Акыртас.

Статья Первого Президента Казахстана Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», в которой Глава государства призывает обратиться к своим национальным истокам, поднимает очень важную тему изучения древней истории. Об этом Глава государства говорил еще в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», после которой по всему Казахстану начали создавать «Карты сакральной географии». Многие страницы древней истории пока остаются для нас «белыми пятнами». Так, чрезвычайно мало сведений о личности Давутбека-Шамансура, хотя в народе сохранилось глубокое уважение и почитание этого человека, к могиле его идут паломники. И поэтому необходимо изучение архивных материалов, и не только отечественных, но и зарубежных. Известно, что в архивных хранилищах России, Китая, Узбекистана имеется много материалов, касающихся различных периодов казахской истории.

В Жамбылской области находится ряд бесценных памятников истории. Это городище Атлах, место крупнейшего сражения между арабами и китайцами, а также городища Аклахум, Нижний Барысхан. Привлекают туристов живописные урочища Карасай, Тамдысай и Бота-Майнак с петроглифами, а также наскальные изображения урочища Маймак в Жуалынском районе. Главным приоритетом развития туризма в регионе является проект археологического парка «Древний Тараз» — исторический памятник республиканского значения, где продолжаются полномасштабные археологические раскопки и научные исследования.

 

 

 

 

 

Жамбылский регион сочетает в себе красивейшие природные ландшафты, неповторимое историко-культурное наследие, разнообразие флоры и фауны. Наличие государственных природных заказников, занесенных в список Всемирного наследия памятников культуры, а также сакральных объектов на Великом Шелковом пути, делают Жамбылскую область привлекательной для туристов.

 

 

Об авторе: Эк-Спорт


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика