Пятница, 29 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
3:59, 08 октября 2019

Легенда в камне: Жемчужина средневекового зодчества мавзолей Айша-биби


В 18 км от Тараза находится единственный в Средней Азии облицованный резной терракотой архитектурный памятник — мавзолей Айша-биби. Мавзолей-усыпальница, датируемый XI – XII веками, внесен в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества, сообщает портал ec-sport.kz.

Приезжают сюда государственные деятели, туристы, фотографы, целители. Множество паломников приезжает с просьбами о благословении в семейной жизни и даровании потомства. Соблюдая доисламскую традицию, обходят мавзолей вокруг по ходу солнца, прежде чем войти внутрь.

Мавзолей называют «жемчужиной средневекового зодчества», а связанная с ним легенда в различных вариациях известна каждому жамбылцу. Красивую и печальную историю непременно рассказывают туристам, обязательно при этом расшифровывая сохранившуюся на западной колонне надпись арабской вязью: «Осень… Тучи… Земля прекрасна…». Легенда об Айше-биби и хане Карахане такова —

Карахан, знатный человек, приехал однажды в гости к баю Айгоже, где и познакомился с его дочкой, красавицей Айшой, гласит один из вариантов легенды. Молодые приглянулись друг другу. Но Карахан вынужден был спешно покинуть девушку, узнав  о нападении врага родной край. Известие о взаимной симпатии молодых людей разозлило Айгожу, и он запретил им видеться. Айша-биби, не получив в условленное время известий от любимого, тайком поехала к Карахану в сопровождении верной нянюшки Бабаджи-хатун. Взбешенный отец красавицы отправил вдогонку прислужников со словами: «Если не возвратится, пусть уж лучше умрет». Утомившись долгим путешествием, на берегу реки Аса, которая и сейчас протекает в одноименном селе Жамбылского района, Айша останавливается отдохнуть. Подосланные нукеры уговаривают одну из подруг Айши, якобы ради шутки, спрятать в ее одежду змею. Искупавшись, Айша надевает головной убор, и ядовитая змея смертельно жалит красавицу. Узнав о трагедии, Карахан спешно прибывает к реке, и Айша-биби умирает у него на руках. Над могилой Айши-биби хан Карахан воздвиг изумительной красоты кумбез.

Декор здания мавзолея Айша-биби отличается великолепием терракотовых плиток различной формы и неповторяющегося орнамента — до 99 узорчатых композиций растительно-геометрических мотивов, в которых скрыта глубокая философия.

Выполнялись плитки искусными мастерами вручную. По свидетельству аксакалов, в старину, если человек заходил внутрь мавзолея и говорил вполголоса, его можно было слышать на улице на расстоянии 20-25 метров. Разнотональные звуки отдавались эхом, отражаясь от стен. Если разложить кирпичи мавзолея и ударять по ним металлическим предметом, как по ксилофону, то раздаются музыкальные звуки, составляющие гамму. Секрет особого изготовления «музыкальных» кирпичей утерян. Предполагают, что для создания звуковых эффектов кирпичи в старину не обжигали, а в глину добавляли медь, золото и животный жир. На сохранившихся оригинальных кирпичах мавзолея кое-где виднеется окислившаяся медь.

За тысячу лет, с тех пор как возведено это уникальное творение неизвестного средневекового зодчего, до наших дней дошли в сохранности только часть западного фасада с двумя угловыми колоннами и фрагменты северной и южной стен. С 80-х годов прошлого века мавзолей находился под стеклянным куполом во избежание дальнейшего разрушения. Здание мавзолея претерпело не одну реставрацию.

В 2005 году, благодаря государственной программе «Культурное наследие», мавзолею вернули первоначальный исторический облик, затратив на реставрационные работы 100 млн. тенге. Восстановлением облицовочных плиток также вручную, как тысячу лет назад, занимались специалисты Туркестанского филиала РГП «Казреставрация», причем они использовали только сауранскую глину, сходную по составу с той, из которой изготавливали кирпичи мавзолея средневековые зодчие. Отреставрирован и находящийся рядом мавзолей Бабаджи-хатун с его 16-ребристым зонтичным куполом, не имеющим аналогов в среднеазиатской архитектуре.

Когда находишься рядом с этими мавзолеями, чувствуешь неземную легкость, душевное спокойствие, умиротворенность. И в то же время — величественность памятников. Старики утверждают, что это неспроста – ведь в мавзолеях покоятся святые духи.

Драгоценная жемчужина достойна должного обрамления. В 2010 году жамбылская предпринимательница Жумагуль Омарова в рамках социальной ответственности бизнеса на свои средства осуществила проект ландшафтного дизайна, создав парковую зону «Девичий сад».

Мавзолей Айша-биби неразрывно связан с другим памятником среднеазиатской архитектуры – мавзолеем хана Карахана в Таразе, возведенном позже, после смерти хана Карахана. Причем воздвигнут мавзолей на одной линии с мазаром Айши-биби. По замыслу авторов сооружения, можно было, находясь возле одного мавзолея, увидеть другой…

 

То ли сказка это,

                                                                       то ли быль,

               Но спешит к любимому  

                                                                    Айша-биби.

             В нежный шелк затянут

                                                                               стройный стан.

  Ждет давно невесту

                                                              Карахан.

 

                    Не судьба им встретиться –

                                                                     сердце, плачь!

    Безутешный вестник

                                                                       мчится вскачь.

           Лучших мастеров позвал  

                                                                     печальный хан,

Мавзолей узорчатый

                                                                       поставил там. …

 

И века промчались,

                                                    как вода,

     Строились и рушились

                                                города.

        Мавзолей глядит вдаль –

                                                         видеть бы…

   Всё спешит к любимому

                                                   Айша-биби.

 

Автор стихотворения: Галина Скрипник

 

 

Параметры объекта — 

Мавзолей Айша-биби представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7,6×7,6 м. Вход располагается с восточной стороны. В центре сооружения расположено надгробие (3 х 1,4 м). Стены мавзолея толщиной 80 см состоят из трёх частей: внутренней — выложенной из жжёного кирпича, наружной — из плит с резным узором, а также пространства в середине стены, забутованного глиной и обломками бракованных плиток. В стенах проложены деревянные балки из арчи для прочного соединения стен и колонн. Имеющиеся по бокам сооружения полуколонны в верхней части выполнены в виде вазы.

 

 

 

 

 

 

Об авторе: Эк-Спорт


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика