Яндекс.Метрика
Суббота, 23 марта 2019   Подписка на обновления  RSS
Суббота, 23 марта 2019   Подписка на обновления  RSS
Популярно
14:34, 07 марта 2019

Центр технического творчества: планы и перспективы


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАННИКОВ ЦТТ И ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ И РОБОТОТЕХНИКИ

Гульнара Исмаилова, Центр Технического творчества

Наука и техника давно вошли в нашу жизнь. Дети с раннего возраста отличают электронные книги от планшетов, на «раз» переустановят операционные системы на компьютерах и возможно очень скоро смогут выходить в сеть с помощью пылесоса и фена. Дополнительное образование — сфера общественной жизни, активно осваивающая новые технологии, внедряющая их в учебный процесс. Чутко реагируя на происходящие изменения, образование формирует платформу для подготовки квалифицированных, конкурентоспособных, думающих молодых людей.

Для эффективности создания в ЦТТ условий для развития инновационных технологий созданы мотивирующие интерактивные условия развития технологических компетентностей. В основе принципа организаций условий как современного образовательного пространства лежит вовлечение детей и подростков в мир научных открытий, проблемы и перспективы за счет активного использования образовательных информационных технологий и интерактивных инсталляций, демонстрирующих различные технические изобретения и физические законы.

Создание у нас необходимых условий с качественно проработанным методическим и компетентным обеспечением, продуманной эргономикой направлено на обеспечение условий для формирования мотивации подростков и молодежи к овладению различными областями фундаментальной науки и техники, создание установок инновационного поведения, снижение рисков и напряженности в подростковой и молодежной среде.

Технологическая компетентность является формой интеллектуальной деятельности, направленной на поиск  принципов построения системы действий по решению технических задач. Мотивирующая интерактивная среда развития технологической компетентности представляет собой совокупность имитационных исследовательских практик, реализующих через техносферу УДО, принципы вариативности и включения познания в различные виды деятельности. Мотивация воспитанников к выбору технических профессий достигаются за счет практических занятий, а также различных видов деятельности: интерактивные экспозиции, лаборатории, демонстрационное оборудование, исследовательская и проектная деятельность.

Для реализации программных образовательных задач создана методологическая база, которая формируется на основе научных концепций, результатах педагогических исследований. Изучение современных направлений как в педагогике, так и в технологических процессах уместно ориентировать на «практическую учебно-познавательную деятельность воспитанников, формирование подрастающего поколения как основы нового класса с множественным интеллектом, мотивированного на приобретение и развитие компетентности к изменению компетенции, научно-техническое творчество и ручного труда» (А.Г.Асманов, П.Я.Гальперин).

Введение принципов конвергентного естесвенно- научного и инженерного образования, принципов смешанного и адаптивного обучения, международных инициатив MINT (математика,информатика техника), STEM (наука, технология, инженерия, математика), NBIC (нано-, био-, информационных, когнитивных технологии), Fablab, TechShop и другие европейские сообщества по инженерному обучению помогут мотивировать развитие исследовательской,  а также имитационных проектов в стенах УДО. Для этого необходимо создание техносферы на территории организации.

По инициативе наших воспитанников был создан проект техносферы, которая в свою очередь является:

-уникальной формой развития у воспитанников (в том числе детей с особыми возможностями) интереса к науке, технике, образованию, творческого мышления, способности к нестандартным решениям;

-возможность привлечения детей к занятиям техническим творчеством, поддержки талантливой молодежи;

-возможность формирования нового поколения граждан страны с активной жизненной позицией;

-создание условий для обучения, всестороннего развития и семейного досуга;

-возможность эффективной реализации моделей государственного частного партнерства.

Ценность предлагаемого подхода заключается в возможности реализации деятельностного подхода, интеграции различных видов деятельности и познавательной активности, мощными межпредметными (междисциплинарными) связями и формирований активного взаимодействия организаций социальной сферы. Наш коллектив уже 5 лет занимается разработкой реализацией техносферы с учетом следующих базовых принципов:

  • интерес;
  • инновационность;
  • доступность;
  • качество;
  • научность.

Деятельность наших педагогов осуществляется по «фунционально-модульному принципу, обеспечивающему возможность группам обучающихся во время одного занятия заниматься различными проектами и выполнять индивидуальные задания (в соответствии с индивидуально-образовательной траекторией)».

Функциональный модуль-это совокупность аппаратно-программных комплексов, образовательного контента, методического и организационного обеспечения, предназначенных для выполнения конкретных функциональных задач по направлениям деятельности. Функциональный модуль может размещаться в отдельном помещении (и занимать его полностью или частично), а также совместно с другими функциональными модулями (мультифункциональные помещения). Некоторые функциональные модули могут быть в мобильном исполнении (например, передвижной планетарии, передвижная нанолаборатория и другие).

Набор функциональных модулей мы подбираем с учетом задач образовательных программ кружков, перспектив развития. Примерами функциональных модулей могут стать следующие:

— интерактивный музей науки;

— экспериментальная лаборатории;

— профильные лабораторий по моделированию, конструированию, дизайну;

— лаборатория по робототехнике;

— лаборатория основ электротехники,  электроники;

— лаборатория 3D визуализации;

— мастерская (столярная,слесарная, швейная и др.);

— лаборатория высоких технологий (нано-, био-, когнитивные технологии).

Например, в Центре технического творчества функциональный модуль «Образовательная робототехника» предназначен для поэтапного создания роботов из элементов конструктора с возможностью подключения программируемого процессора и сенсорных элементов на основе открытого электронного стандарта на платформе Arduino, Lego. Занятия робототехникой стимулируют развитие логического и пространственного мышления, связанного с построением причинно-следсвенных связей в процессе программирования и обеспечивают междисциплинарные и метапредметные связи.

Далее, мы разработали функциональный модуль  «Компьютерный дизайн и 3D прототипирование», который предоставляет инструментарий для многомерных электронных образовательных ресурсов, веб-дизайна, цифровой живописи и анимации; обеспечивает «возможность создания многомерных опытных образцов  моделей с помощью специализированного программного обеспечения и устройства быстрого воспроизведения прототипов». Данный модуль позволяет получить базовые практические навыки и широкое представление  о таких современных и востребованных  на рынке труда профессиях, как 3D-дизайнер, визуализатор, проектировщик 3D-моделей, а также разрабатывать собственные 2D и 3D модели, реализовывать виртуальные модели в виде реальных физических обьектов, создавать конструктивные элементы (для авто-, авиа- и судомоделирования, элементы для робототехнических комплексов).

Своеобразие УДО состоит в том, что каждое из них имеет свой профиль и это правильно! Каждый ПДО работает по программе, которую он создает на основе своих собственных представлений. Эффективность профессиональной деятельности педагога ДО обусловлено его самореализацией. Но многие ПДО, не имея педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной сфере, поэтому некоторые психолого-педагогические задачи решают интуитивно. Педагог в глазах ребенка выступает в роли специалиста в  привлекательном для него виде творчества поэтому воспитанник без проблем идет на контакт, чтобы научиться тому, что умеет педагог. Поэтому, как показывает практика, ПДО отличается от учителей школы «в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу».

В педагогике наиболее целостным понятием, определяющим профессионализм педагога, является поняие «педагогическое мастерство». Сущность мастерства заключено в «триаде: технология, отношения, личность…» — (Ю.П.Азаров). Учитель   учиться всю жизнь,находясь в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем.

«Особая педагогическая деятельность, которая обеспечивает индивидуальное развитие ребенка» является педагогической поддержкой, исходящей из признания того, что поддерживать можно только то, что уже в наличие, развивать самостоятельность ребенка. Согласно словам С.Т.Шацкого сама атмосфера УДО «организована с обилием творческих форм», так что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно». А стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между участниками учебного процесса  в УДО позволяет  осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем, включая и «интериоризацию целей деятельности» (В.В. Рогачев).

Потребности воспитанников увеличиваются год от год. План развития наших кружков составляется исходя из социального заказа. Ближайшие годы необходимо реализация следующих образовательных программ:

  • инженерная графика,
  • информационные технологии,
  • цифровое проектирование и конструирование,
  • 3D-визуализация и предметное и конструирование,
  • нано-технологии,
  • основы электротехники и мехатроники.

Педагогический коллектив ЦТТ создает условия для привлечения в Центр представителей науки, студенчества, обучающихся образовательных школ для совместного выполнения научно-исследовательских и практико-ориентированных проектов, быстрого перехода от идей к их практической реализации, решения технологических задач, привлечения инвестиций и внебюджетных средств.

Все работы по введению новых технологий и принципов педагогического труда должны обеспечивать достижения следующих результатов:

  1. Для воспитанников:
  • обеспечение мотивации к изучению занятий научно-техническим творчеством;
  • формирование практических навыков проектной и исследовательской деятельности, конструирования, программирования, моделирования;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • возможность раннего личностного и профессионального самоопределения.

2.Для УДО:

—   возможность увеличения вариативности образовательных программ;

—   возможность привлечения дополнительного контингента

воспитанников;

  • возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для работы воспитанниками;

3. Для системы дополнительного образования в целом:

—   появление точек роста и технологических процессов;

—   накопление новых образовательных практик с их распространением;

—   повышение эффективности бюджетных расходов на оснащение УДО;

—   создание конкурентной образовательной среды;

—   заинтересованность высших технических учебных заведений в сотрудничестве для подготовки кадров на системной целевой основе.

Сложно ли посадить цветок? Нет ничего проще! Достаточно лишь хороших семян и подходящей земли. Но вырастить растение гораздо легче и быстрее при наличии инструментария, свежей воды для полива и эффективных удобрений. Если следовать этой логической цепочке, очевидно, что процесс обучения модернизируется при помощи IT-инструментов, а также компетентности педагога, что повысит стремление ребенка к саморазвитию и выведет УДО на новый виток развития.

 

Об авторе: Эк-Спорт


Добавить комментарий

Свидетельство о постановке на учет № 16334 – ИА выдано Министерством информации и коммуникаций РК 3 февраля 2017 года
Главный редактор - Ефимова Е. В.

© 2019 Эк-Спорт