Яндекс.Метрика
Пятница, 22 февраля 2019   Подписка на обновления  RSS
Пятница, 22 февраля 2019   Подписка на обновления  RSS
Популярно
16:48, 04 февраля 2019

Проблемы Тараза. Часть первая: экология


Непростая обстановка складывается в Жамбылской области и его административном центре – Таразе, сообщает ИА «Эк-спорт». Проблемой номер один здесь становится экологическая ситуация.

Проблема номер один

Совершим небольшой экскурс в Джамбул конца 80-х годов прошлого века. Многие люди приезжают сюда из других городов республики и необъятной советской страны. Причем мечтой граждан был не только Джамбул, но даже Жанатас и Каратау, которые тогда называли «райскими уголками». Приезжали сотни высококлассных специалистов, которые развивали химию, строили дороги, заводы и фабрики, новые микрорайоны, помогали обрабатывать землю. Было много высококвалифицированных педагогов, врачей и других специалистов, которые тянулись сюда из-за теплого климата, изобилия фруктов и добродушных людей. Наши предки были великодушны и тепло принимали гостей из разных уголков республики.

Среди приезжих были и такие специалисты, которые помогали красиво обустраивать и озеленять город. Озеленение для региона, где работали крупнейшие химические предприятия, требовалось с одной единственной целью – для чистоты экологии. Словом, всё было продумано, и Джамбул не зря вскоре наряду с Алма-Атой получил славу одного из самых зеленых городов республики и страны.

Джамбулская химия в былые годы была главным катализатором экономики

Увы, всё это в прошлом. Что происходит сегодня? Тараз превратился в город, самой главной проблемой которого является экология.  Посудите сами: химические предприятия в городе по-прежнему работают. Кроме того, в регионе появился гипсовый и целый ряд других заводов, производство которых считается очень опасным для здоровья людей.

— Масштабы катастрофы, которые происходят сегодня в городе, невозможно оценить сегодня, — говорит местный  эколог Марат СПАМБЕТОВ. – Надо признать, что на многих заводах стоят очистные сооружения и устройства. Некоторые предприятия за эмиссию загрязняющих атмосферу веществ вносят в казну некоторые символические суммы. Но этого явно недостаточно. Одной из главных проблем стал выброс в воздух вредных газов автотранспортом.

Эколог признает, что закрыть  химические и другие предприятия – значит убивать экономику. И предлагает другой выход.

— Надо обязать такие компании переходить на закрытый производственный цикл, при котором вредные вещества не выбрасываются в атмосферу в большом количестве. Конечно, это дорогостоящие проекты. Но если государство будет поощрять это с точки зрения инноваций в рамках всевозможных программ, то мы снизим выбросы в атмосферу в 10 раз!

Согласен с ним и местный общественник и известный блогер Ихтияр МУРЗАХМЕТОВ. По его словам, из-за вредных выбросов в атмосферу страдает прежде всего пригород Тараза, где экологическая обстановка стала уже критической.

— Сложно понять, почему местные власти и руководители компаний игнорируют явную проблему города, о которой жители сигнализируют уже много лет. Людям приходится дышать отравленным воздухом, страдает флора и фауна, но никаких адекватных мероприятий не проводится, — говорит он.

Автомобили: буквально всё заполонили

Но что же делать с автотранспортом?

— Его количество в последние 20 лет выросло в городе в 10-15 раз! – говорит М. Спамбетов. – А выбросы в атмосферу увеличились не в 10 раз, а в 20 или 30! Всё потому, что раньше в городе колесили относительно новые автомобили, а сейчас основную их массу составляют 20-30-летние машины! Соответственно, выбросов у них гораздо больше. Усугубляют ситуацию китайские автобусы на дизельном топливе, пары которых еще более ядовитые. Здесь необходимо полностью запретить эксплуатацию подобных автобусов. Непопулярные меры? Да. Но ведь речь идет о здоровье людей.

Настоящая беда для экологии — китайские автобусы

По данным эколога, ежегодно  в регионе примерный суммарный объем выбросов загрязняющих веществ превышает 80 тысяч тонн! В Таразе регулярно фиксируется превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций пыли, оксида углерода, диоксида азота, фтористого водорода, формальдегида.

— Это очень большой показатель, — говорит он. – И это свидетельствует о недостаточной работе со стороны ответственных служб в данном направлении.

На этом фоне отмечается постоянный рост количества заболеваний органов дыхания. По оценке областной прокуратуры, сегодня каждый третий житель Жамбылской области страдает заболеваниями органов дыхания, спровоцированными выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.

Зеленый город уже и не такой зеленый…

Второй выход, который предлагает эколог – взяться за капитальное  озеленение региона.

— Причем необходимо взяться по-настоящему за эту проблему, — говорит он. – Только сама природа поможет нам эффективно бороться с загрязнением окружающей среды. Что мы видим сегодня? Тотальную вырубку деревьев не только по нашим улицам, но и вообще в парках, скверах, рощах. Возьмите пригород – в Жалпак-тобе подчистую срубили всю рощу, а землю отдали под производство местного ТОО. В парке «Женис» вырубили сотни деревьев для заправки и детского сада. В парке Турара Рыскулова срубили сосны и разбили там кафе. А сколько деревьев вырублено по всему городу в угоду разным коммерческим структурам! Построили сотни магазинов, ресторанов, торговых центров, владельцы которых массово вырубают деревья, чтобы они не закрывали им фасады, и не заботятся о новых насаждениях.

Бесконтрольно вырубая деревья, мы оставляем без кислорода наших детей.
Фото: ec-sport.kz

Еще один момент, на который обращает внимание эколог, это молодые саженцы.

— Я специально веду наблюдение за новыми насаждениями и могу сказать – большинство из них так и не выросло! Все потому, что у города нет денег на полив, удобрения, ухаживания за зелеными насаждениями. Проходят акции – там и здесь сажают деревья. А потом о них сразу же забыли. Большие деревья росли и без всякого ухода, а новые саженцы, которым требовалось внимание, так и не заменили старые.

В результате, по оценке эколога, за последние 20 лет город лишился более 60 процентов своих «легких».

— С одной стороны, выбросы в атмосферу значительно увеличились, а с другой – нет уже былой защиты от них! А ведь деревья служат отличным естественным очистителем воздуха! Часто я слышу от молодежи: зачем везде в городе «понасажали» тополей? От них, мол, столько проблем – мусора из-за опадающей листвы, возня при обрезке. Но опять-таки, взглянем со стороны тех специалистов, которые в свое время засаживали этими деревьями весь город. Дело в том, что тополь – самая продуктивная порода. Одно дерево может дать в сутки около 40 килограммов кислорода. Даже если вы посадили молодое дерево, оно не даст столько много жизненно важного элемента. Получается, вырубив тысячи деревьев в городе, мы лишили себя десятки тысяч тонн свежего воздуха. А чем мы тогда сегодня дышим? Если вы в последнее время часто стали замечать, что вам тяжело становится дышать в своем городе, помните, это может быть связано с плохой экологией. Кислород нам дают только деревья, но деревья сегодня нещадно вырубают. И если мы и наши дети еще как-то выживем в этих условиях, то что будут делать наши внуки-правнуки? Ходить с кислородными баллонами?! 

Специалист уверен, что в ближайшее время власти вряд ли инициируют крупную программу, направленную на снижение выбросов в атмосферу и создание зеленого пояса вокруг города.

— Знаете, пока они составят технико-экономическое обоснование, ПСД, пока согласуют свою позицию с республиканскими ведомствами – время уйдет. А потому займитесь здоровьем сегодня самостоятельно! – говорит он.

Ветеран труда советует смолоду выезжать как можно чаще в горы, к реке, на природу – подальше от транспорта и шумных заводов. Необходимо самим сажать больше деревьев возле своих домов, дворов и участков. Только так мы сможем сберечь свое здоровье.

 

Об авторе: Шухрат Хашимов


Добавить комментарий

Свидетельство о постановке на учет № 16334 – ИА выдано Министерством информации и коммуникаций РК 3 февраля 2017 года
Главный редактор - Ефимова Е. В.

© 2019 Эк-Спорт