Вторник, 19 марта 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
14:31, 15 ноября 2018

Эксперты: «В мире происходит эрозия международного экологического права» 


Во Львове состоялась конференция неправительственных организаций,  посвящённая Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (ЭСПО) и Протоколу о стратегической экологической оценке (СЭО). В ней приняли участие представители стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), сообщает информационно-аналитический портал ec-sport, также ставший гостем мероприятия.

Конференция проведена в рамках проекта, который реализуется Ресурсно-аналитическим центром «Общество и окружающая среда» в рамках партнерства  ÖKOBÜRO и под эгидой Европейского Экофорума. Цель проекта — повысить информированность организаций гражданского общества в регионе ВЕКЦА о возможностях международного экологического права.

Конференция профинансирована Федеральным министерством окружающей среды Германии в рамках Программы консультационной помощи для охраны окружающей среды в странах в ВЕКЦА и других странах по соседству с Европейским союзом.

Международное соглашение ЭСПО было инициировано Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в 1991 году. Оно вступило в силу 10 сентября 1997 года. На постсоветском пространстве в числе присоединившихся к Конвенции стран — Казахстан и Кыргызстан (2001 год). Страны Восточной Европы (Украина, Молдова и Беларусь), Кавказа (Грузия, Армения и Азербайджан) и Центральной Азии (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) совершенствуют свое законодательство и практику для внедрения положений Конвенции и Протокола.

Согласно Конвенции процедура оценки воздействия на окружающую среду (включая публичные слушания) потенциально опасных проектов должна проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, природная среда которых и здоровье населения могут быть затронуты воздействием новых объектов. По изложенным в документе принципам страны происхождения потенциальных социальных, экономических и экологических угроз должны направлять государствам, которые могут оказаться затронутыми новыми проектами, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия.  Участники Конвенции также должны проводитьконсультации с этими государствами на раннем этапе планирования и в духе доброй воли.

 

Андрей Андрусевич

— В этом процессе важную роль играет общественность. В частности, если реализация проекта планируется на сопредельной территории,  сторона, которая может подвергнуться воздействию новой деятельности, по этой Конвенции имеет право получить всю документацию, касающуюся трансграничного воздействия на окружающую среду и, соответственно, здоровье населения. Страна происхождения потенциального воздействия должна уже на предварительном этапе планирования учесть все замечания, предложения и даже возражения, касающиеся  реализации нового проекта. Конвенция необходима для того, чтобы проекты реализовывались с наименьшим уроном для окружающей среды, — говорит старший аналитик украинского центра «Общество и окружающая среда»  Андрей Андрусевич.

Протокол по стратегической экологической оценке ЕЭК ООН дополнил конвенцию ЭСПО.  Он действует с 2010 года. Механизм СЭО используют на более раннем этапе реализации проекта, чем оценку воздействия на окружающую среду- она осуществляется при разработке конкретных проектов.  СЭО  применяется при разработке правительственных планов и программ, а также нормативно-правовых документов. СЭО —  это пошаговая процедура анализа и рассмотрения различных вариантов действий и их возможных последствий для здоровья населения и окружающей среды. Различные аспекты таких последствий рассматриваются на основе консультаций с соответствующими органами власти и участием общественности. Их результаты представляются лицам, принимающим решения. СЭО используют для того, чтобы предотвратить последствия неудачного планирования. Решения, принятые с учётом СЭО,  делают процесс более прозрачным и вызывают большее доверие у общественности.

 

Олег Печенюк

Олег Печенюк, юрист из Кыргызстана, который занимается вопросами охраны окружающей среды, в своей презентации сообщил, что первый опыт реализации принципов Конвенции в Центральной Азии был в ноябре-декабре 1997 года в бассейне реки Талас.  В ее верховьях планировалась разработка золотодобывающего месторождения Андаш.

— На этом объекте и отрабатывалась процедура. Там был конфликт между местными жителями и компанией, которая была уверена, что она попадает во все национальные стратегии. Пренебрежение общественным мнением привело к тому, что нашла коса на камень. В результате компания под давлением общественности пошла на процедуру обсуждения трансграничного воздействия на окружающую среду и предоставила все необходимые документы, — вспоминает эксперт.

К слову, члены ОО «Горный клуб «Жабаглы-Манас» (Казахстан, Жамбылская область) принимали в этом процессе непосредственное участие, обеспечивая его техническую и информационную поддержку в СМИ. Потом аналогичная работа проводилась и по золотоносному месторождению Джеруй – на территории Кыргызстана. В обоих случаях в Таразе состоялись, по сути, международные публичные слушания.

 

Елена Лаевская

Елена Лаевская, кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Белорусского госуниверситета, заместитель председателя ОО «Экоправо» принимает участие в проектах, направленных на разработку законодательства, обеспечивающего имплементацию ЭСПО конвенции, протокола по СЭО в Казахстане, Армении и Молдове. Порталуec-sportюрист поделилась впечатлением о работе в Казахстане в качестве  международного эксперта по разработке  законодательства по СЭО и  оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

— Должна заметить, что Казахстан заявил об очень амбициозных планах, в стране серьёзно перерабатывается Экологический кодекс. Он будет презентован уже в эти дни. Документ представляет собой целый пакет нормативно-правовых актов, который будет доступен  всем желающим для комментариев и замечаний по нему.Я вижу желание у представителей государственных органов менять национальное законодательство в контексте международного  права. Это радует, потому что достигнутые международные соглашения, безусловно, прогрессивные. Их реализация позволяет  учитывать экологический, экономический и социальный контексты.  Скорее всего, новый Экологический кодекс РК будет принят уже в следующем году, — сообщила она.

Однако участники конференции говорили и о том, что происходит эрозия международного права, когда страны и правительства перестают учитывать его нормы. А общественность утратила чувство солидарности в экологическом движении.

—  Принять закон, это еще не значит жить по нему, — говорит директор казахстанского Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова. — И во всех странах присутствует это проблема. Казахстан принял Конвенцию ещё в 2001 году, но это не значит, что в стране учитывались все ее положения и что проекты стратегического развития страны разрабатывались с учетом ее положений. Особенно это касается Каспийского моря. 12 августа 2018 года была принята Конвенция по статусу Каспийского моря (фактически новый закон по Каспию), но в нем  не учитывается ни международный опыт взаимодействия стран, имеющих общую морскую акваторию и обеспечивающих безопасность этих территорий, их устойчивое развитие; ни морских конвенций, существующих в мире, включая конвенции, разработанные под эгидой ЕЭК ООН и  Международной морской организации. В частности, нам не понятно, как будут эксплуатироваться нефтяные месторождения с учетом рисков, угроз и катастроф в условиях Каспийского моря?Что будет дальше с искусственными насыпными островами, которые уже разрушили экосистему, в частности в северо-восточной части Каспия, в зоне мелководья —  кормовую базу для осетровых,  места их нагула и яслей для молоди; миграционные пути эндемичных каспийских тюленей и тех же осетровых?Общественность не была посвящена в эти процессы. Мы даже в Комитет Тегеранской конвенции по защите морской среды (подписана Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, вступила в силу в 2006 году)несколько раз писали о том, что общественности нужно участвовать в этом процессе хотя бы в качестве наблюдателя.

Что касается нового Экологического кодекса РК, то процесс по его созданию идёт непрозрачно. Насколько мне известно, нефтяники лоббирует свои интересы с тем, чтобы снизить международные нормы и экологические стандарты. Им нужны более существенные преференции для работы в нашем регионе. В компании «Тенгизшевройл» фактически всё оборудование работает без улавливания выбросов и сбросов. Компания никак не учитывает трансграничный перенос загрязняющих веществ. В Прикаспийском регионе РК до 200 дней в году — сильные ветра. Но у земного шара нет границ, и трансграничный перенос загрязняющих веществ от предприятий-загрязнителей, работающих у нас в регионе, разносится в зависимости от розы ветров и в Россию, и на юго-восток…

Еще к вопросу работы над новой редакцией Экологического кодекса: в специально созданный законотворческий совет по этому документу вошли организации, о которых участники Экофорума Казахстана не слышали, списка их у нас нет, насколько там работают компетентные люди — неизвестно.

У нас ведь и Министерства экологии теперь нет.  Вместо него при Министерстве энергетики  и природных ресурсов РК создано несколько департаментов, в компетенцию которых входят вопросы охраны окружающей среды, «зеленой экономики», изменения климата и т.д. Получается, что основной загрязнитель сам разрабатывает экологическое законодательство, принимает его и пользуется им себе в угоду.

Процесс оценки воздействия на окружающую среду очень непрозрачный,общественное мнение при процедуре проведения ОВОСов по проектам, прежде всего добывающих отраслей,не учитывается. Практические требования общественности не ложатся в окончательно принятые документы, которые проходят государственную экспертизу.  И экологическое движение в регионе действительно идет на спад,- резюмировала Галина Чернова.

На конференции произошел не только обмен информацией, но и опытом в области  международного экологического права.

Председатель  Европейского Экофорума Мара Силина  считает, что вовлечение общественных организаций в этот процесс позволит НПО овладеть  интрументами международного права для  более эффективной охраны окружающей среды.  Она выразила надежду, что конференция создаст дополнительные предпосылки для сотрудничества между всеми ее участниками.

Фото Елены ЕФИМОВОЙ

 

Об авторе: Елена Ефимова


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика