Яндекс.Метрика
Пятница, 14 декабря 2018   Подписка на обновления  RSS
Пятница, 14 декабря 2018   Подписка на обновления  RSS
Популярно
15:19, 25 июня 2018

Тараз – город, возрождающийся как птица Феникс в огненных бурях истории


На территории Жамбылской области с древних времен, на протяжении столетий, создавались и распадались государственные образования.

По бескрайним песчаным пустыням, привольным ковыльным степям носились воинственные полчища. Эта земля слышала топот копыт конниц гуннов, сельджуков, монгольских, китайских, арабских, римских воинов.

Именно здесь, на жамбылской земле, в битве на реке Талас 751 года, сошлись интересы двух великих воинственных империй – китайской и арабской. Одержав в содружестве с тюрками победу, арабы остановили китайскую экспансию на Запад, принеся в Великую Степь исламскую религию и арабскую вязь, вытеснив древнетюркские руны и тенгрианство. Именно здесь, на жамбылской земле, в урочище Жайсан, впервые была провозглашена Казахская государственность, 550-летие которой широкой отмечалось в нашей стране.

В живописных оазисах у полукружья гор Каратау и Таласского Алатау, у полноводных рек Шу, Талас, на плодородных землях, богатых полезными ископаемыми, с древних времен селились люди, строились города, ставшие впоследствии важными звеньями Великого Шёлкового пути.

Одним из таких городов был Тараз, столица одного из уделов династии правителей Караханидов. За свою более чем двухтысячелетнюю историю город Тараз испытал периоды расцвета и упадка, разрушительных войн и возрождения, пережил множество переименований. В средние века город собирал богатую дань с проходящих торговых караванов, развивал ремесла, культуру, искусства. Барс с поднятой лапой красовался на гербе Тараза, внушая страх и уважение. Есть летописные свидетельства, что своих послов сюда отправляли даже из Византии, искавшей союзников среди тюрков Средней Азии. Однако после того как город в XIII веке подвергся нашествию полчищ Чингизидов, Тараз потерял былое могущество. За яростное сопротивление жителей город был сожжен и буквально стерт с лица Земли, как и многие южноказахстанские города, входившие в государство Чагатаидов. На многие столетия Тараз погрузился в запустение. И только в XIX веке возродился под новым именем Аулие-Ата. В начале XIX века люди стали селиться близ находившейся здесь могилы легендарного хана Карахана из династии Караханидов, прозванного «Аулие-Ата».

Сегодня Тараз – областной центр Жамбылской области с почти полумиллионным населением, крупный индустриальный и культурный центр южного Казахстана. Благодаря богатым историческим достопримечательностям, город имеет огромный туристический потенциал. Начавшиеся в 2011 году  археологические раскопки древнего городища дали уникальные артефакты двухтысячелетней истории края.

 

О музее Тараза, в котором собраны экспонаты, найденные во время археологических работ на древнем городище, корреспонденту портала ec-sport.kz рассказал известный казахстанский историк, до недавнего времени возглавлявший государственный историко-культурный музей-заповедник «Памятники древнего Тараза» Такен Молдакынов.

«Это пока единственный в Казахстане, да и в Центральной Азии, музей подобного рода, — говорит собеседник. — Больше нет у нас таких музейных экспозиций, составленных только из найденных тут же, на раскопках, артефактов. Здание музея состоит из трех уровней обзора площадью 1 200 кв. метров. Территория раскопок — 6 гектаров, из которых пока исследована только четвертая часть. Главная особенность нашего музея «Древний Тараз», что впервые в истории Казахстана появился музейный комплекс, состоящий из музея под открытым небом и стационарного музея. Здесь сто процентов артефактов (кроме реконструкций, разумеется)  найдены здесь, у нас, во время раскопок. Такого музея более нет нигде в Казахстане и, думаю, не будет. В других музеях артефакты только собранные из разных городов, в том числе и из нашего Тараза. В целом, в ходе раскопок нашли порядка 50 тысяч артефактов VI-XII веков, средневековую цитадель, мечеть VIII — IX веков, медресе, алтарь огнепоклонников, зиндан, набережную древнего русла реки Талас, фундаменты жилых строений. Настоящих, нужных артефактов у нас 2 800, из них 1 350 выставлено здесь, в музейной экспозиции. Остальные находятся в хранилище. В том числе и уникальный золотой клад из почти ста ювелирных предметов».

Один росчерк пера – и раскопки могли не состояться…..

Напомним, в 2011 году в Таразе закрыли Центральный рынок, существовавший на этом месте сотни лет, и начали археологические раскопки древнего городища. Как утверждали ученые-историки, здесь под толщей асфальта скрыт древний город, возраст которого насчитывает, по меньшей мере, две тысячи лет. Однако еще раньше, в начале 2000 годов, о закрытии Зеленого базара, как его тогда называли, уже говорилось как о вполне решенном вопросе. Но вот необходимость археологических раскопок почему-то ставилась под сомнение…

«А ведь была одно время такая опасность, что здесь снесут базар и построят два огромных торговых центра. Осталось поставить только мою подпись под этим постановлением. Но я отказался. Дух Истории, витающий здесь в Таразе, не мог позволить, чтобы, таким образом, в мирное время уничтожили историю города. Не должен был он исчезнуть из-за глупости одного маленького чиновника, вроде меня», — говорит собеседник.

Начавшиеся раскопки центральной части городища Тараз подтвердили правильность этого решения. Найденные артефакты впечатляют — богато орнаментированная керамическая посуда, изделия из золота, стекла, металла, городская инфраструктура. Специалисты-востоковеды из санкт-петербургского Эрмитажа, работавшие здесь, высоко оценили найденные за столь короткий срок в столь огромном количестве артефакты.

Кто основал Тараз?

«Возраст Тараза, подтвержденный документально, — говорит Такен Молдакынов, — можно датировать как 2100 лет. Есть свидетельства, что в 36 году до нашей эры город уже процветал, и это точная дата, зафиксированная в исторических документах. Остались записи очевидца, который был здесь в составе китайской карательной армии, в записках своих он пишет, что китайская армия остановилась на противоположном берегу реки Талас и издалека были видны развевающиеся разноцветные флаги Тараза. На крепостном валу, по его словам, около ста воинов маршировали, а вокруг крепостной стены гарцевали сотни всадников. На следующий день они начинают атаку, ожесточенная борьба идет двое суток, и на вторые сутки предводитель таразской армии, великий полководец и великий человек, шаньюй Тезек – погибает. Захватчики разрушают город, сжигают дотла, и забирают голову шаньюя Тезека и письмо китайского императора. Император Китая якобы в письме требовал от Тезека подчинения, так как лет за десять до этого Тезек со своим войском и семьей перекочевал в Тараз с берегов великой китайской реки Янцзы (Желтая река), на правом берегу ее жили кочевники гунны, на левом – сакские племена. В наших местах в то время жили тюрки, выходцы с Алтая, и этот факт сейчас подтверждается. Получается, что основали город Тараз гунны, родственные тюркам».

Директор музея-заповедника «Памятники древнего Тараза» гордится тем, что увековечил в скульптурных изображениях выдающихся политических деятелей казахской истории. В том числе и, по его мнению, основателя города Тараза, шаньюя Тезека, бюст которого сегодня можно увидеть рядом с Абылаем и Караханом в этом музее.

 

«Моя гордость – единственный в мире бюст шаньюя Тезека. Сделан по моему личному заказу. Считаю, что я сделал священное дело. Хотя вначале было много противников такого «основателя», не всех он устраивал… Но он должен здесь стоять, потому что Тезек – основатель этого города. Это история, и никуда от этого не деться. Историю надо уважать, а не стыдиться и переделывать. Мы не знаем, как он выглядел, какая у него была борода, какая чалма. Мы можем только предполагать, исходя из исторических реалий того времени. Но поставить его здесь – это наш гражданский долг».

Что касается письма, которое китайские захватчики вместе с головою Тезека увезли с собою, то его следы теряются в музейных архивах Китая. «Написанное на китайском шелке, как говорится в исторических источниках, это письмо содержало нарисованный план Тараза тех времен. Есть сведения, правда, неподтвержденные, что этот артефакт до сих пор хранится в Китае. Если его найти, то мы сможем увидеть, как выглядел наш город 2 100 лет назад», — говорит Такен Молдакынов.

Маленькая пуговица может быть ценнее, чем тонна золота

«Археологи сейчас добрались до слоев XII – XIII веков, — продолжает мой гид. — У меня есть голубая мечта, и я прошу всегда наших археологов найти здесь, на городище Тараз, хотя бы пуговицу I – II века нашей эры. Это уже было бы сенсацией», — говорит Такен Молдакынов.

Собранные в музейной экспозиции артефакты представляют различные эпохи, формы, стили. Все мастера были абсолютно разными, у каждого свой стиль и свое видение. «Вот на этой поливной керамике узоры различного стиля говорят о взаимообогащении культур благодаря Великому Шелковому пути, — рассказывает Такен Молдакынов. — На согдийском кувшине мы видим знак бесконечности в виде свернувшейся змеи. Найдено довольно много экспонатов с арабскими надписями. Вот этот кувшин весь обугленный, после страшного пожара. Нашли мы склад посуды, там был ценный артефакт, который просил Эрмитаж, – металлический сосуд».

В древнем Таразе существовало высокоразвитое производство гончарных изделий, и это неудивительно, ведь здесь имеются весьма ценные глинистые почвы. Даже сегодня стоит в Таразе копнуть – можно наткнуться на древние черепки. И на археологических раскопках, и зачастую просто при рытье котлованов находят большие объемы древней посуды — хумы, горшки, блюда, керамические светильники. Богата и разнообразна найденная коллекция керамики, выполненная из местной глины. Караханидские блюда (XI – XII веков) отличаются вихревой розеткой по центру, разнообразной палитрой красок, не выцветших за тысячу лет и сохранивших яркость до наших дней. Много находится огромных сосудов — хумов, которые закапывали в землю для хранения, как в холодильнике, продуктов. Примечательны в коллекции богато орнаментированные сфероконусы — маленькие сосудики, или флаконы, в которых хранили жидкости, масла, благовония, лекарства и яды. Интересны светильники «чераги», покрытые глазурью. Украшением черага является так называемая «пята» — наконечник на крышке, который удобно брать. Его орнаментировали, украшали тонкой, ажурной вязью. Заметим, что это вещи, которыми люди пользовались в повседневности. Есть в коллекции большие фрагменты от массивных светильников, выполненные из меди, бронзы, есть «пята» с шестиугольной звездой — «звезда Давида». Все религиозные конфессии присутствовали в древнем Таразе.

«Много китайских монет. Нашли средневековое стекло, которое изготавливали здешние умельцы. Изделиями из стекла пользовалась только аристократия, это было дорого. Стеклянные экспонаты сильно разрушены, осколки стаканов, чаш собирали буквально по фрагментам. Имеются в коллекции и казаны — у многих даже сохранилась копоть. Форма чем-то напоминает русские чугунки. А вот здесь, на отдельном стенде, под стеклом на красном бархате – полуразбитый кувшин, в котором найден знаменитый таразский клад из драгоценных предметов», — говорит собеседник.

По его словам, реставраторы восстанавливают все эти экспонаты по сохранившейся части, зная размер, высоту, ширину, диаметр. «Работают у нас всего двое реставраторов, этого достаточно. Даже один человек может работать, чтобы прочувствовать и скрупулезно сохранить стиль. Реставрация – это не коллективная работа», — считает Такен Молдакынов.

Созданы в музее диорамы, показывающие старинные ремесленные производства и функционирование древней инфраструктуры, работу ремесленников, гончаров, систему полива. Кроме того, в музее Тараза создали полную реконструкцию «золотого человека» в таком виде, в каком его нашли, а также реконструкцию раскопок Берель в Восточном Казахстане – захоронение знатной супружеской пары вместе с конями.

При входе в музей под стеклом находится самые уникальные, по мнению Такена Молдакынова, экспонаты. «Это зеркало и шпилька для волос — артефакты из курганов Бериккары, в 40 километрах от Тараза. Они датируются третьим веком до нашей эры, — говорит историк. – Когда начали раскопки городища Тараз, многие часто мне звонили – ну что, нашли там золото? А я отвечаю – археология никогда не ищет «золото», это не ценится в археологии. Главное – это найти уникальную вещь. Пусть это будет даже простая маленькая пуговица. Это намного будет ценнее, чем тонна золота».

Копать здесь можно лет сто…

Не менее интересной была экскурсия по территории самих раскопок, где сегодня под огромным навесом устанавливают деревянные мостки, по которым посетители смогут сверху посмотреть на древнее городище, в котором археологи находят жилые кварталы, общественные учреждения, бани, медресе. Пешеходный маршрут для туристов проходит по всему периметру вокруг территории раскопок.

«Вот в таких ямах-погребах хранили зерно, продукты, — рассказывает Такен Молдакынов. – А это знаменитая средневековая таразская баня, которую нашли в 70-х годах прошлого века, когда рыли котлован под фундамент крытого рынка. О существовании этой бани говорил еще Василий Каллаур, первый градоначальник города Аулие-Ата (название Тараза в XIX –начале  XX веков), много сделавший для открытия и сохранения наших древностей. Ведь, начиная с 1890 годов, здесь несколько раз проводились раскопки».

Сохранившаяся восточная баня частично реставрирована, верхняя ее часть выложена современным кирпичом, но по образцу древней кладки для воссоздания вида древнего сооружения. Имеющаяся здесь подпольная жаропроводящая отопительная система подобна римским термам античного времени, и восточным баням, которые строили вплоть до XIX — XX века.

«Археологи раскопали здесь водопровод, — продолжает собеседник. — В городище Туймекент был откопан водопровод на глубине двух с половиной метров, причем особой конструкции, идущий от реки Талас. Там же в самом большом помещении высотой примерно в шесть метров, был вырыт глубокий колодец. Видите, какая стратегия — если вдруг враг будет осаждать город, он первым делом будет перекрывать воду, как это делалось обычно во время осады любых городов, хоть азиатских, хоть европейских. В таком случае у жителей есть вода из колодца. В нашем музее представлены найденные во время раскопок городища Тараз водопроводные магистральные трубы различного диаметра. Одна часть трубы широкая, другая — узкая, они вкладывались очень герметично. Водопровод шел под наклоном, вода за счет давления самотеком направлялась в город. Разводка водопроводных труб поквартальная. То есть в Таразе еще тысячу лет назад был водопровод, и прокладывался он вдоль магистральных улиц».

Реконструирована стена по периметру сохранившихся валов от старых древних стен. Сохранились восточная и южная стена, также проходящая по валу. Северная стена не сохранилась, она уходит далеко на территорию частной застройки. Караханидский период раскопок уходит на полтора метра глубины. Копнули чуть глубже — и дошли до IX века, до карлукского периода. В разрезах можно увидеть кладку разных эпох, разновременные постройки на одном и том же месте. Камень при строительстве использовали нечасто. В основном, сырцовый кирпич, быстро разрушающийся при попадании воды. «Предстоит еще раскопать часть крепостной стены по восточному контуру городища, а также вокруг здания музея отдельные территории, поверх которых сейчас пока асфальт и газоны. Процесс раскопок долгий, может занять и 50, и 100 лет», — сказал он.

Открытие археологического парка «Древний Тараз» состоялось в 2015 году, в дни празднования в Таразе 550-летия Казахского ханства. Президент РК Нурсултан Назарбаев осмотрел только что построенный музей и территорию раскопок, выслушал пояснения историков и археологов и заметил, что никакие письменные, книжные описания не могут стать весомым доказательством существования древней культуры. Вот реальные доказательства, сказал Н. Назарбаев, указывая на объекты раскопок, доказательства того, что на территории нашей страны существовала высокоразвитая городская культура.

Тараз – вечный город

«Караханидский период – это 1000 год, — начал свой исторический экскурс директор государственного историко-культурного музея-заповедника Такен Молдакынов. — В это время представители династии Караханидов оказались здесь, прибыв из южного Туркестана, это нынешняя Кашгария в Китайской Народной Республике. Там в 940 году они основали государство Караханидов. Основоположник – Абдухарим Сатух Баграхан. В Китае находится несколько таких великолепных мавзолеев, подобных нашим мавзолеям Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане или Карахана в Таразе. Столицей Караханидов был город Артуш, и в 20 километрах от этого города находится мавзолей зачинателя династии Караханидов. Они правили с 940 года до где-то до 1215 года. Примерно в 1050 году произошла междоусобица, и Караханиды разделились на два крыла – Восточная империя со столицей в Кашгаре и Западная со столицей сначала в Таразе, а потом перенесли в город Баласагун в нашем Шуском районе.

В те годы сюда попадают найманы во главе с ханом Кучлуком. История описывает, что в Таразе тогда было 27 мечетей. Ислам сюда пришел в 751 году, и за четыре — пять веков появилось столько мечетей. После поражения от армии Чингисхана (Темуджина) найманы через Алтай оказались здесь, перебили всех мусульманских священников, хаджей, разрушили все мечети, потому что они были несторианцами. И вот наступает 1218 год, и здесь оказывается конница знаменитых детей Чингисхана, которые изгоняют найманов, те бегут в Кашгар, их по пути догоняют и убивают. Но часть их все же здесь осталась, осела и до сих пор среди нас живут потомки найманов.

Многие западные историки пишут с удивлением об эпохе Чингисхана – почему такой небольшой народ, с немногочисленным по сути войском, смог завоевать такие обширные территории. Неужели никто не оказывал сопротивление? А Чингисхан был великий стратег. Он сразу издал приказ, запрещающий под страхом смертной казни незаконные поборы, а еще дал полную свободу языка, вероисповедания, обрядов. Этим он и победил. Сюда он пришел не как враг-завоеватель. Он вернулся на свою исконную родину. Это была четвертая попытка возрождения Тюркской империи.

После освобождения от найманов город Тараз возрождается снова под именем Янги-Тараз – «Новый Тараз». Это тюркское название. Тогда ведь не было ни казахов, ни узбеков, были тюркские племена, многие из которых сегодня сохранились в названиях казахских родов.

Множество раз наш город бывал разрушен. Следы этих разрушений сегодня находятся здесь повсюду – пепел, обожженные артефакты. Интересно то, что каждый раз после разрушений население, люди сами восстанавливали, возрождали город. Этим Тараз и велик. Как птица Феникс каждый раз возрождается. Говорят, что Рим – вечный город. В Азии таким «вечным городом» является Тараз.

В Великой Степи Казахстана несколько сот древних городов, которые сегодня превратились в курганы. По сути, сегодня выясняется, что наши предки не были полудикими кочевниками, а строили города, развивали ремесла, искусства, науку. Я считаю, что слова «кочевник», «номад», в этом смысле можно считать оскорбительными. Кочевничество было просто одним из способов выживания какой-то части народа. Сейчас ведь люди занимаются разными видами производства — есть аграрии, рабочие, предприниматели. Так и тогда было разделение труда — мастеровые, крестьяне, скотоводы, которым присущ кочевой образ жизни. Определенная часть народа кочевала в поисках сочной травы и чистой воды для скота, это была необходимость. Но не все же казахи были кочевниками, как утверждали в свое время евроцентристы. Иначе кто построил Акыр-тас? Кто возвел множество городов здесь, на юге? Причем городов, оснащенных добротной инфраструктурой – водопроводом, канализацией. Этим музеем мы оставили след на этой Земле, сохранили от разрушения древние артефакты.

Мы все, кто занимается историей и археологией, мы все немного больны. Если начнем говорить об истории, нас трудно остановить».

Об авторе: Владимир Скоробогатов


Добавить комментарий

Свидетельство о постановке на учет № 16334 – ИА выдано Министерством информации и коммуникаций РК 3 февраля 2017 года
Главный редактор - Ефимова Е. В.

© 2018 Эк-Спорт