Суббота, 20 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Реклама на сайте
Популярно
21:20, 30 марта 2018

Профессию гида осваивают таразские школьники


Мы уже рассказывали о большом проекте «Дети-детям. Астана-Тараз», инициаторами проекта выступили родители, а активными участниками  стали дети. За последние полгода дети с родителями проехали следующие города Казахстана: Астан,Алматы,Туркестан,Тараз. Как и  было задумано, все экскурсии дети проводили сами. Не зря же проект назвали «Дети-детям»! Идея так понравилась, что на Областном Форуме юных экскурсоводов и краеведов данную инициативу поддержали и  запустили следующий проект. Теперь наши ученики области, каждый в своем районе проведут интерактивную экскурсию в местном музее для своих ровесников с привлечением общественности. В комиссию жюри вошли специалисты Областного Жамбылского историко-краеведческого музея, ГУ «Памятники древнего Тараза», «Өрлеу», филиал НЦПК «Өрлеу», педагоги школ областного центра. Финальный фестиваль планируется провести  15-16 мая с участием ведущих краеведческих учреждений областного  центра.

А пока юные экскурсоводы Тараза готовятся к встрече и отрабатывают экскурсии на местах. 28 марта кружковцы ОЦПШОиВМ вместе с родителями выехали в ущелье Карасай, посетить галерею петроглифов. В программе выездного  занятия запланированы: экскурсия в галерею, зарисовка наскальных рисунков, отработка текста экскурсии на местах, проведение психологических тренингов, знакомство с телесно-ориентированными практиками снятия стресса.

Все мы знаем из учебников, что Петроглифы Казахстана — великолепные памятники первобытного и средневекового искусства. Специфика казахстанского рельефа, особенности пород камня, слагающего горные массивы, обусловили широкое распространение петроглифов. Благодаря отсутствию техногенного воздействия на большей части территории Казахстана сохранилось множество памятников, которые изучаются специалистами. Всем сразу бросилась в глаза обширная территория разрушения камней после зимы. Такое впечатление, что природа просто превращает в пыль  каменные памятники. Тщательно осмотрев местность, ученики с родителями стали зарисовывать  наскальные рисунки. Ребята зарисовали  изображения черепах, горных козлов, оленей, косуль, верблюдов, быков, людей.

Важную тему затронула наш участник Тойганбекова Шынар Майлинбайқызы, к. п. н., профессор, зав. кафедрой информационной методики преподавания филиала АО  «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР по Жамбылской области. Понятно волнение юных экскурсоводов при проведении экскурсии. И текст от волнения можешь забыть, и  начать саму экскурсию нужно ярко и незабываемо, а тут руки трясутся, и уметь работать со слушателями нужно и важно. Монотонный текст не нравится никому. Важно уметь связать жизненные вопросы прошлых лет с современностью. Около наскальных рисунков начался психотренинг.

-Для снятия стресса, избавления от страхов, лечение депрессии важно уметь применять такие практики как дыхание, движение, статическое напряжение тела.Применение данных практик в жизни способствует развитию телесной осознанности и чувственности, развитию стрессоустойчивости и гармонизации личности в целом,- рассказывала Шынар Майлинбайқызы.

Затем приступили к отработке текста самой экскурсии. Детям была поставлена задача разнообразить текст экскурсии, сделать ее живой и интересной. Ведь задача ребят расширить кругозор слушателей. Важная отличительная черта экскурсии – это возможность видеть объект  и получить максимальную  информацию о нем. Необходимо учитывать, что экскурсия должна иметь не только познавательный характер, но и приносить положительные эмоции. Ребята сразу предложили, что участники должны сами попробовать нарисовать наскальные рисунки на своем листе бумаги. Личное участие в создании рисунков положительно скажется на эмоциональном фоне. Экскурсовод должен хорошо ориентироваться  на месте проведения прогулки, уметь выбирать точки наилучшего обзора. Для этого ребята несколько раз прошлись по ущелью, спорили и доказывали с какой точки обзора лучше проводить экскурсию.

Долго работали над сюжетом экскурсии, наполняли ее интересными фактами и знаменательными событиями. Составили  перечень вопросов, чтобы вызвать живой интерес у слушателей. Вот так в спорах и предложениях отрабатывалась экскурсия для ровесников.

-Карасайские наскальные рисунки являются своеобразным искусством древних народов Южного Казахстана. К сожалению, время не щадит петроглифы, сегодня в Карасайском ущелье мы увидели безжалостные следы разрушения природой наших каменных памятников. Сама идея проведения экскурсий детьми замечательна! В рамках проекта мы планируем познакомиться со всеми достопримечательностями нашей страны,- рассказывает родительница  Агабекова Гульнур.

—  Петроглифы  Карасай  относятся к эпохе бронзы, это  ранний железный век. Это здорово, что такую информацию мы изучаем с детьми на месте их расположения. Я знаю, что были проведены исследования и учет каменных памятников в 2010 году, получены географические координаты. Я сама была первый раз в данном ущелье и нахожусь просто в историко-краеведческом  восторге. Я с удовольствием рисовала петроглифы, слушала споры ребят, пыталась помочь в составлении рассказа,  -поделилась впечатлениями бабушка  Гафурбекова Лилия.

Всем  мужским составом семьи мы готовили сына в эту краеведческую экспедицию, рассказывает  папа Читибаев Канат, — научили Темирлана пользоваться компасом, показали , как отмечаются части света; рассказали, как  добывается огонь в природных условиях; собирали рюкзак и искали  в учебниках интересные факты о петроглифах Карасайского ущелья. Дальнейших перспектив проекту «Дети-детям», успеха!

В наших планах посетить еще Торткуль, Акыртас и памятник Карахану. Юные ребята  будут дальше отрабатывать профессиональное мастерство экскурсовода.

Об авторе: Венера Ахметжанова


Добавить комментарий

© 2024 Эк-Спорт

Яндекс.Метрика